Дхамма это путь к счастью

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

  • 9

#1 Ericsson » 06.09.2016, 02:08

:smile:

Вот так вот. Коротко и четко. :smile:

Вдохновила тема о "болезнях от практики". И вообще в этом разделе темы не радостные. А между тем, Дхамма это путь к счастью. Но у нас как-то об этом забывают. И имидж Дхаммы неоправданно изменяется. Речь о пути мирян, а не бхиккху. Согласно Суттам, если мирянин правильно выстраивает свою жизнь в соответствии с Дхаммой и практикует в меру сил, и успешно, то он получает заслуги, и получает очень хорошие плоды как в следующих жизнях так и в этой жизни. И так и есть. Причем, позитивные эффекты могут проявлятся уже с ранних стадий. "Дхамма прекрасна в начале..." У нас об этом мало говорится. Обсуждать проблемы это тоже надо, но и рассказывать об успехах тогда надо, ради равновесия.

Предлагаю в этой теме поделиться .. эмоциями наверное, по поводу того как переживается практика в позитивном ключе. :smile: Об изменениях к лучшему.

У меня например много эмоций восторженных. Правда выразить их не просто, откровенно говоря. Как-то это отчасти выглядит похоже на щенячий восторг. То есть не солидно слегка. Но тем не менее. У кого ещё так же дела обстоят? :shy: :smile:

Как я это понимаю. Если взять само Учение, там много глубоких, экзистенциальных вопросов разбирается. И вообще-то говоря, мало причин для радости. "Мир горит,..", но с другой стороны, если разобраться, мы буддисты, даже миряне, всё равно нам очень повезло, что мы с Буддой, Дхаммой и Сангхой.

И вообще заметил, часто переживается что-то вроде катарсиса что ли. Когда читаешь Сутты и там идет анализ суровых обстоятельств нашей сансарной жизни и путей выхода. И потом это ощущение, что да, сансара тяжела, дуккха, Мара Злой и всё такое, но всё равно одновременно чувства идут очень приятные. Может по контрасту отчасти.

Знаете на что это похоже? Такая ассоциация. Когда играют блюз. И вот идет тяжелый ритм, тягостный, давление, крик боли, всё потеряно, хаос, тьма,... и где-то тут же на фоне одновременно сквозь тьму просвечивает радостная гармония и свет, как бы складывается сама из хаоса и давления. Кто знает и любит блюз (или фламенко) те думаю обязательно поймут о чем я.

Блюз...

:roll: .... Дхамма это блюз :roll:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1337
Сообщения: 1888
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#2 Белов » 06.09.2016, 05:34

Ericsson писал(а):А между тем, Дхамма это путь к счастью. Но у нас как-то об этом забывают.
Забывают, потому что Будда дал две истины:
1) Нет счастья в этой жизни.
2) Счастье есть, его не может не быть.
Первая ближе и "роднее". Вторая где-то там, далеко. И не факт, что ты до неё доберёшься. Но она истина. В неё верят (я верю), но до неё далеко. А "плохо" оно вот оно, кругом, куда не глянь. Даже внутри себя всё "плохо". И это Дхамма показывает очень, я бы сказал прямо и чётко, без преукрас.
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1372
Сообщения: 1318
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 6

#3 Топпер » 06.09.2016, 07:09

Белов писал(а):Забывают, потому что Будда дал две истины:
1) Нет счастья в этой жизни.
А где Будда такое говорил?
Он в первой БИ говорит о видах дуккхи, но не утверждает при этом, что счастья в жизни нет. Скорее напротив. Просто навскидку из Дхаммапады:
2. Manopubba'ngamā dhammā, manose.t.thā manomayā;
Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены.
Manasā ce pasannena, bhāsati vā karoti vā.
Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом,
Tato na.m sukhamanveti, chāyāva anapāyinī.
То за ним следует счастье, как неотступная тень.

109. Abhivādanasīlissa, nicca.m vu.d.dhāpacāyino.
У того, кто почтителен и всегда уважает старых,
Cattāro dhammā va.d.dhanti, āyu va.n.no sukha.m bala.m.
Возрастают четыре дхаммы: жизнь, красота, счастье, сила.

(кто не знает, это как раз те строки благопожеланий, которые читают монахи на пиндападе и дане)

169. Dhamma.m care sucarita.m, na na.m duccarita.m care;
Следуй добродетельной дхамме, но не следуй порочной!
Dhammacārī sukha.m seti, asmi.m loke paramhi ca.
Соблюдающий дхамму живет счастливо в этом мире и даже в ином.

207. Bālasa'ngatacārī hi, dīghamaddhāna socati;
Ибо странствующий в обществе глупцов страдает долгое время.
Dukkho bālehi sa.mvāso, amitteneva sabbadā.
Пребывание с глупцами, как с врагом, всегда приносит несчастье,
Dhīro ca sukhasa.mvāso, ñātīna.mva samāgamo.

331. Atthamhi jātamhi sukhā sahāyā, tu.t.thī sukhā yā itarītarena.
Друзья приятны, когда в них возникает потребность. Приятно удовольствие, если оно взаимно.
Puñña.m sukha.m jīvitasa'nkhayamhi, sabbassa dukkhassa sukha.m pahāna.m.

332. Sukhā matteyyatā loke, atho petteyyatā sukhā.
Приятно материнство в этом мире; отцовство также приятно;
Sukhā sāmaññatā loke, atho brahmaññatā sukhā.
Приятно отшельничество в этом мире; также приятно брахманство.

333. Sukha.m yāva jarā sīla.m, sukhā saddhā pati.t.thitā;
Добродетель приятна вплоть до старости; приятна стойкая вера;
Sukho paññāya pa.tilābho, pāpāna.m akara.na.m sukha.m.
Приятно достижение мудрости; приятно воздержание от зла.

Дхп.

Можно сказать, что счастья нет только по сравнению с Ниббаной. Тогда конечно - любой вид мирского счастья хуже, чем счастье Ниббаны. Но если сравнивать суккху с дуккхой, то в жизни наличествует не только страдание.
(только страдание возможно только в Авичи, на нижнем круге ада, а даже на более высоких кругах и то есть передышка).
Топпер

  • 4

#4 Кхеминда » 06.09.2016, 07:54

Ниббана это счастье
Кхеминда

  • 3

#5 masterjack » 06.09.2016, 09:28

Вот тут амв нашел сутту про личностные истины.
А я встретил сутту о даянии.
С августа прошлого года в уме зародилась и все это время варилась идея.
Суть пратики - сформировать другой ум.
Текущий присущий бодьшинству людей ум уводит на сансарные рельсы.
Потому в сутте от амв хорошо сказано что пока человек в действиях своих и помыслах
Исходит из этого сансарного ума - он болен и поражен.
Нужно зародить и взростить другой ум - который выведет из сансары.
В суттео даянии приводятся примеры даны исходя из личностных истин.
Ошибочные примеры.
И в конце Будда говорит что совершать действия нужно не для чего-то,
А потому что такое-действие намерение - это украшение ума.
Т.е. нужен новый ум состоящий из предлагаемых качест просто потому что
Такой ум - это то что выведет из сансары.
Естесственно что целью создания подобного ума может быть только Ниббана
Т.к. все остальные цели скорее присущи старому уму.
Потому сейчас я чаще сталкиваюсь с нежеланием совершать что-то
Исходя из устремлений текущего ума.
Текущих личностных истин.
Как вариант надумывать несуществующие феномены ума ради испытывания "радостных"
Ощущений тела-психики.
Я знаю что такое людская мотивация и что без получения радости и видимых результатов
Люди практически ничего не делают.
Но недавно, на примере медитации, обсуждали возможность учиться правильному
С самого начала.
Такие мысли-идеи.
Сорри,бро.
ЗЫ: все вышеоптсанное указывает только на наличие в моем личностном уме такой идеи-устремления
Кототое реализуется по мере возможностей.
Чаще не означает всегда.
Это может быть раз в неделю, что чаще чем раньше раз в месяц.
Естесственно полной реализации данной идеи не достигнуто.
Шаг за шагом, мысль за мыслью, ситуация за ситуацией.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4477
Сообщения: 3925
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 4

#6 Федор » 06.09.2016, 10:35

Дхамма - это путь к освобождению, а не к счастью, как известно. Конечно, существует мирское счастье. Но оно проходит (аничча). И это дуккха. Будда не учил задерживаться в сансаре, он учил выходу из сансары. И именно потому, что сансара и есть дуккха. А он учил только освобождению от страдания. Покинуть сансару - единственная возможность освободиться от него в целом. Другой возможности нет (счастливо обустроиться в сансаре).
То, что мы встретили в своей жизни Дхамму и знаем теперь путь освобождения - это счастье, да. Но не имеющее ничего общего с мирским счастьем.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4419
Сообщения: 2799
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#7 Топпер » 06.09.2016, 10:39

Федор писал(а):Дхамма - это путь к освобождению, а не к счастью, как известно.

Цель - избавление от дуккхи. Т.е. суккха.
Конечно, существует мирское счастье. Но оно проходит (аничча). И это дуккха.
Так дуккха в проходимости, а не в самом мирском счастье. Оно, в общем-то и неплохо. И большинству ведь Ниббана и не нужна.
Будда не учил задерживаться в сансаре, он учил выходу из сансары. И именно потому, что сансара и есть дуккха. А он учил только освобождению от страдания. Покинуть сансару - единственная возможность освободиться от него в целом. Другой возможности нет (счастливо обустроиться в сансаре).
Опять же у кого какая цель. Большинство своих слушателей Будда не учил выходу из сансары. Он учил их достижению счастья на небесах.
То, что мы встретили в своей жизни Дхамму и знаем теперь путь освобождения - это счастье, да. Но не имеющее ничего общего с мирским счастьем.
Почему ничего общего? Напротив общность их в том, что они не дуккха.

Суккха ведь не дуккха. По ведане суккха - это суккха. А дуккха она только по сравнению с Ниббаной. Но от самого этого стравнения каясуккхаведана например не превращается в каядуккхаведана
Топпер

  • 3

#8 Федор » 06.09.2016, 11:10

И большинству ведь Ниббана и не нужна.

Не нужна Ниббана - значит не нужна Дхамма. Пусть ищут другое учение. Или выбирают Махаяну. Там тоже все о счастье грезят. Будда же называл эту жажду удовольствия основной причиной сансары.

Он учил их достижению счастья на небесах.

Да, это лучший вариант в сансаре, если уж человек не может освободиться. Только обратите внимание - если бы цель Дхаммы было счастье, то небесами бы все и ограничилось, как в христианстве. Однако цель буддизма другая.

Что касается счастья Ниббаны: нет, я бы поостерегся говорить так. С Ниббаной больше ассоциируется слово "покой". Счастье все-таки эмоция. О каких эмоциях можно говорить по отношению к Ниббане? Эмоции прекращаются уже в четвертой джхане. Будда говорил, что только через бесстрастие возможно освобождение.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4419
Сообщения: 2799
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 7

#9 Топпер » 06.09.2016, 11:47

Федор писал(а):Не нужна Ниббана - значит не нужна Дхамма. Пусть ищут другое учение. Или выбирают Махаяну. Там тоже все о счастье грезят. Будда же называл эту жажду удовольствия основной причиной сансары.
Откуда это?
Будда учил трём видам счастья. Он не говорил, что только Ниббана. Напротив, он говорил и о счастье в следующих и даже в этой жизни. И, главное, учил этому.
Да, это лучший вариант в сансаре, если уж человек не может освободиться. Только обратите внимание - если бы цель Дхаммы было счастье, то небесами бы все и ограничилось, как в христианстве. Однако цель буддизма другая.
Цель - избавление от страданий т.е. счастье.
Что касается счастья Ниббаны: нет, я бы поостерегся говорить так. С Ниббаной больше ассоциируется слово "покой". Счастье все-таки эмоция.
Будда когда катафатически описывал, говорил "Ниббанам паранам суккхам". Т.е. использовал слово "суккха", а не "пассадхи" или "упеккха"
О каких эмоциях можно говорить по отношению к Ниббане? Эмоции прекращаются уже в четвертой джхане. Будда говорил, что только через бесстрастие возможно освобождение.
Счастье в буддизме, кстати, не эмоция. Ощущение.
Да действительно, пити и суккха прекращаются уже на второй-третьей джхане. Однако в семи факторах просветления указана пассадхи. И она в этом смысле тоже будет суккха (т.е. не дуккха). И такая пассадхи не будет не дуккха и не суккха т.е. просто отсутствием ощущений.
Топпер

  • 2

#10 masterjack » 06.09.2016, 11:49

В той же сутте о даянии ан4.57 приводятся примеры как после получения результата
В виде рожления в разных небесных мирах результат исчерпывает себя и за ним следует
Менее благое рождение "пониже"
Все эти некорректные результаты описываются как следствия действий
"Хочу хорошего. Хочу блага. Хочу чего-то получить приятного чего нет сейчас,
Но что могу пережить потом"
Потому можно увидеть неправильность в подходе:
А сделаю я что-то такое чтобы получить потом чтото хорошее
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4477
Сообщения: 3925
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#11 DitafonTiz » 06.09.2016, 11:52

В тот момент когда ты преодолеваешь призму собственного понимания той или иной вещи,в этом самый момент ты и видишь вещь как она есть,не предвзято.
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 430
Сообщения: 933
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#12 Федор » 06.09.2016, 12:45

Топпер писал(а):Да действительно, пити и суккха прекращаются уже на второй-третьей джхане. Однако в семи факторах просветления указана пассадхи. И она в этом смысле тоже будет суккха (т.е. не дуккха). И такая пассадхи не будет не дуккха и не суккха т.е. просто отсутствием ощущений.

Это и есть покой
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4419
Сообщения: 2799
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 7

#13 Mira » 06.09.2016, 13:19

Мне очень импонируют слова Ericssonа. В подробности ударяться не буду, потому что, в последнее время, стала считать религиозную составляющую наиболее интимной сферой. Но в общих чертах - жизнь стала легче и приятней в связи с обретением душевного покоя. Это, конечно, не ниббана, но, по крайней мере, нет ощущения безысходности и бессмысленности. Что уже немало.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2218
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#14 Ericsson » 06.09.2016, 13:29

Топпер писал(а):Почему ничего общего? Напротив общность их в том, что они не дуккха.

Суккха ведь не дуккха. По ведане суккха - это суккха. А дуккха она только по сравнению с Ниббаной. Но от самого этого стравнения каясуккхаведана например не превращается в каядуккхаведана

Вот-вот. Спасибо огромное, бханте :pray: очень полезные для меня мысли вы высказали, действительно, тут нет никакой особенной загадки и обо всем этом много раз повторяется, и мы это читаем. Но видимо по причине того, что общий образ буддизма сформировался более строгий и суровый, не всегда получается сформулировать для себя этот момент.

И кроме того, на самом деле же об этом у нас не часто упоминается в обсуждениях :smile: да? А это важно..

Более того, заметил по себе, что читаешь, вроде понимаешь, но при этом присутствует легкое недоумение. Внутренняя растерянность, когда эти идеи четко и ясно в Суттах проводятся. А что-то внутри срабатывает так, что эти четкие поучения мимо сознания пролетают и правильная картина так и не формируется. И это при том, что опыт накопления ощущения счастья от практики тоже в наличии, реальный опыт.

Одним словом, получается нестыковка. Так что тема полезная, неплохо бы это ещё подробнее разобрать. :book:

И в который раз с ужасом осознал, что ведь мы многое не понимаем в Учении. Мы из-за своих стереотипов и привычных образов даже самые четко прописанные мысли умудряемся пропускать. Жуткое дело, откровенно говоря :upset:
Последний раз редактировалось Ericsson 06.09.2016, 13:52, всего редактировалось 1 раз.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1337
Сообщения: 1888
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#15 Серхі » 06.09.2016, 13:33

Ericsson писал(а):Знаете на что это похоже? Такая ассоциация. Когда играют блюз. И вот идет тяжелый ритм, тягостный, давление, крик боли, всё потеряно, хаос, тьма,... и где-то тут же на фоне одновременно сквозь тьму просвечивает радостная гармония и свет, как бы складывается сама из хаоса и давления. Кто знает и любит блюз (или фламенко) те думаю обязательно поймут о чем я.

Блюз...

.... Дхамма это блюз
Спасибо за Блюз и правильные слова. :agree:
Namo tassa bhagavato arahato sammā sambuddhassa! __/\__
Серхі M
Аватара
Откуда: Днепр, Украина
Репутация: 113
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#16 masterjack » 06.09.2016, 14:03

Начали за здравие (радость) закончили за упокой (жуть)
Но не суть.
Имхо.
Все эти радости и жути - это результаты наличия нашего Я.
Наше я имеет страхи имеет суждения о своей значимости
Имеет желания жить и жить определенным образом.
Большинство поступков проистекают из желания нашего Я
В чем-то себя убедить.
Т.к. это убеждение самого себя по сути есть самоубеждение с своем сушествовагии
В своей истинности.
Вспомните какими и кризисами оборачиваются ситуации когда
Ожидания и самовнушение сталкивается с более сильными
Внешними объекьивными факторами.
Кризис младшего среднего взрослого возрастов.
Это коллизия образов в уме и несоответствие реальности.
Много много боли.
И представьте с каким сопротивлением Я будет встречать хоть какие упоминания
О своей несостоятельеости о своей ущербности о своей надуманности.
Вспомните детей кототые свято верят в свои выдумки.
Даже не верят. Их мысли - это их реальность.
С возрастом механмзм остается.
Наши мысли - наша оеальность.
Но мысли в нашей голове не всегда наши.
Но мы так привыкли мы так живем.
Потому нам хочется того что мы привыкли хотеть.
А потом . Когда хотелки прижимаются, нам просто надо хотеть.
Надо хотеть и надо найти в этих рамках то, что можно хотеть.
Можно хотеть рая. Света, покоя.
Потому что надо чего-то хотеть.
Потому что если не хотеть - то это не ты уже.
Это жить так как не знаешь.
Это неопоеделенность. А это страшно.
А я уже стар. И не знаю смогу ли я.
Нет , лучше уж мириться со знакомым злом.
Потому мне видится что когда-то пооидется разрубить
Этот узел. Отбросить то Я которым мы есть.
Как бы страшно это не было.
Но ясно что для этого сначала нужно подготовить почву.
Завершить все мирские дела.
Ибо назад дороги не будет.
Это изменение необратимо.

Чего только не напишешь пока малого из школы ждешь.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4477
Сообщения: 3925
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#17 Топпер » 06.09.2016, 14:03

Федор писал(а):Это и есть покой
Так эта безмятежность - она дуккха или суккха? Или адуккхаасуккха?
Топпер

  • 3

#18 Топпер » 06.09.2016, 14:04

Mira писал(а):потому что, в последнее время, стала считать религиозную составляющую наиболее интимной сферой. Но в общих чертах - жизнь стала легче и приятней в связи с обретением душевного покоя. Это, конечно, не ниббана, но, по крайней мере, нет ощущения безысходности и бессмысленности. Что уже немало.
о чём я постоянно и говорю.
Топпер

  • 3

#19 Antaradhana » 06.09.2016, 14:05

Топпер писал(а):Опять же у кого какая цель. Большинство своих слушателей Будда не учил выходу из сансары. Он учил их достижению счастья на небесах.

Все таки Будда учил прекращению дуккхи, а следующее рождение на небесах - это просто результат нравственной жизни (безотносительно Дхаммы), который несомненно лучше, чем следующее рождение в нижних мирах, но не ведет к прекращению дуккхи, к освобождению.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 2945
Сообщения: 2171
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 3

#20 Топпер » 06.09.2016, 14:07

Antaradhana писал(а):Все таки Будда учил прекращению дуккхи, а следующее рождение на небесах - это просто результат нравственной жизни (безотносительно Дхаммы), который несомненно лучше, чем следующее рождение в нижних мирах, но не ведет к прекращению дуккхи, к освобождению.
Будда, в основном, учил пользе щедрости, нравственности и воздаянию на небесах. Т.е. в первую очередь нравственной жизни и накоплению заслуг. Это - для большинства.
4 БИ и 3ХС - это для меньшинства. Для тех, у кого не только мало пыли в глазах но, можно сказать для тех, кому реально это нужно. А число таких людей и во времена Будды было не большим.
Топпер

След.

Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 11 гостей