Разнообразие значений и смыслов понятия Saraṇa, прибежище
Добавлено: 14.02.2017, 22:59
В продолжение темы Кем был Будда по специальности?
Почему-то был уверен на 100%, что у нашего понятия "Прибежище" есть и военные, силовые коннотации. Так и есть. В сети материалов об этом не много, но судя по тому что есть можно уверенно сделать вывод, что значение "защита" у слова Saraṇa есть или было во времена Будды.
То есть, речь о Прибежище в очень "сильном" значении. У русского слова по его звучанию и коннотациям это не так заметно.
Это значит, что миряне, принимавшие Прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе, отдавали себе отчет в аналогиях с "Защитой", как если бы речь шла о населении деревни и отношениях с местным раджой.
И у слова "Дхамма" тоже имеются политические, силовые смыслы. "Основы", "Прочный порядок", "Закон", местный раджа "поддерживал порядок" на своей территории, близкие понятия: "держание" (в истории Древней Руси например) и "держава" (!), качество этого порядка с точки зрения населения было разным, смотря кому как повезло с раджой. Для жителей Индии времен Будды было ясно, что есть разные "стили поддержания порядка", и также есть разные "Дхаммы", проповедуемые разными учителями, в духовной жизни тоже было большое разнообразие, как и в политической. Смыслы этих понятий похожи, пересекаются во многом.
Как крестьяне поступали под "держание" раджи, и могли потом заниматся своими крестьянскими делами, так и мирские ученики учителя, проповедовавшего свою Дхамму, принимая в нем прибежище (ссылка на Прекрасную Дханья Сутту), передавали ему функции защиты в духовном плане. Сангха для нас мирян это армия, она за нас сражается в духовном мире. Модель правильная. А если защита хорошая (а она замечательная! с нашей истинной Дхаммой!), то почему бы не жить счастливо?
Экстремалы конечно будут спорить, но что поделаешь. Если правда такая какая есть.
Согласно модели экстремалов, миряне ученики Будды как бы должны "уходить в партизаны", самостоятельно пробиваться к штабам врага и погибнуть смертью храбрых, противостоять Маре собственными силами, даже понимая насколько малы шансы. Потому они и пытаются игнорировать проповеди Будды о счастье, достижимом благодаря Дхамме в этой жизни. Но мы-то теперь понимаем...
Почему-то был уверен на 100%, что у нашего понятия "Прибежище" есть и военные, силовые коннотации. Так и есть. В сети материалов об этом не много, но судя по тому что есть можно уверенно сделать вывод, что значение "защита" у слова Saraṇa есть или было во времена Будды.
То есть, речь о Прибежище в очень "сильном" значении. У русского слова по его звучанию и коннотациям это не так заметно.
Это значит, что миряне, принимавшие Прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе, отдавали себе отчет в аналогиях с "Защитой", как если бы речь шла о населении деревни и отношениях с местным раджой.
И у слова "Дхамма" тоже имеются политические, силовые смыслы. "Основы", "Прочный порядок", "Закон", местный раджа "поддерживал порядок" на своей территории, близкие понятия: "держание" (в истории Древней Руси например) и "держава" (!), качество этого порядка с точки зрения населения было разным, смотря кому как повезло с раджой. Для жителей Индии времен Будды было ясно, что есть разные "стили поддержания порядка", и также есть разные "Дхаммы", проповедуемые разными учителями, в духовной жизни тоже было большое разнообразие, как и в политической. Смыслы этих понятий похожи, пересекаются во многом.
Как крестьяне поступали под "держание" раджи, и могли потом заниматся своими крестьянскими делами, так и мирские ученики учителя, проповедовавшего свою Дхамму, принимая в нем прибежище (ссылка на Прекрасную Дханья Сутту), передавали ему функции защиты в духовном плане. Сангха для нас мирян это армия, она за нас сражается в духовном мире. Модель правильная. А если защита хорошая (а она замечательная! с нашей истинной Дхаммой!), то почему бы не жить счастливо?
Экстремалы конечно будут спорить, но что поделаешь. Если правда такая какая есть.
Согласно модели экстремалов, миряне ученики Будды как бы должны "уходить в партизаны", самостоятельно пробиваться к штабам врага и погибнуть смертью храбрых, противостоять Маре собственными силами, даже понимая насколько малы шансы. Потому они и пытаются игнорировать проповеди Будды о счастье, достижимом благодаря Дхамме в этой жизни. Но мы-то теперь понимаем...