Разнообразие значений и смыслов понятия Saraṇa, прибежище

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

#21 Dz » 17.02.2017, 09:31

Ericsson писал(а):Вообще партизаны, у которых базы в лесу, они не всегда анархисты, чаще это тоже системная сила, но с другой идеологией, воюют за свои убеждения. Случай Будды, Дхаммы и Сангхи ближе к этому варианту.
Если бы они были склонны к прозелитизму а-ля авраамисты, то тогда да. Но они не склонны.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 2301
Сообщения: 1654
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#22 Ericsson » 17.02.2017, 11:19

Dz писал(а):Если бы они были склонны к прозелитизму а-ля авраамисты, то тогда да. Но они не склонны.

Национальные партизанские движения не занимаются прозелитизмом. Просто имеется в виду что они за свободу данного конкретного народа. В этой метафоре Сангха (если считать её партизанами, как вам удобнее) опирается на буддистов мирян, которые условно (в рамках метафоры) - народ. Примечательно, что просто уходить в лес бхиккху не могут. Сангха обязательно связана с мирянами как с источником поддержки.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson
Аватара
Репутация: 1186
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#23 Ericsson » 19.03.2017, 19:47

Вот в этой Сутте есть пересечение, которое неплохо мою мысль иллюстрирует. Заметна близкая аналогия.

Скрытый текст
[Благословенный сказал]: «Монахи, даже царь-миродержец, праведный царь, который правит Дхаммой, не запускает колесо, не имея царя над собой».
Когда так было сказано, некий монах сказал Благословенному: «Но, Учитель, кто же является этим царём над царём-миродержцем, праведным царём, который правит Дхаммой?»
«Это [сама] Дхамма1, монах» – ответил Благословенный. «Монах, царь-миродержец, праведный царь, который правит Дхаммой, полагается только на Дхамму, чтит, уважает и почитает Дхамму, берёт Дхамму в качестве мерила, знамени, авторитета, предоставляя праведную защиту, убежище, охрану людям при своём дворе.
Далее, царь-миродержец, праведный царь, который правит Дхаммой, полагается только на Дхамму, чтит, уважает и почитает Дхамму, берёт Дхамму в качестве мерила, знамени, авторитета, предоставляя праведную защиту, убежище, охрану своим кхаттийским князьям, своей армии, брахманам и домохозяевам, людям из селений и городов, жрецам и отшельникам, животным и птицам. Предоставив такую праведную защиту, убежище, охрану всем этим существам, этот царь-миродержец, праведный царь, который правит Дхаммой, вращает колесо2 исключительно Дхаммой, колесо, которое не может повернуть вспять любое враждебное человеческое существо3.
(1) Точно также, монахи, Татхагата, Арахант, Полностью Просветлённый, праведный царь Дхаммы, полагается только на Дхамму, чтит, уважает и почитает Дхамму, берёт Дхамму в качестве мерила, знамени, авторитета, предоставляя праведную защиту, убежище, охрану в отношении телесного действия, говоря: «Такое телесное действие следует развивать. Такое телесное действие не следует развивать».

Скрытый текст
(2) Далее, Татхагата… в отношении словесного действия, говоря: «Такое словесное действие следует развивать. Такое словесное действие не следует развивать».
(3) Далее, Татхагата… в отношении умственного действия, говоря: «Такое умственное действие следует развивать. Такое умственное действие не следует развивать».
Предоставив такую праведную защиту, убежище, охрану в отношении телесного действия, словесного действия, умственного действия, Татхагата, Арахант, Полностью Просветлённый, праведный царь Дхаммы, приводит в движение непревзойдённое колесо Дхаммы исключительно Дхаммой, колесо, которое не может повернуть вспять какой-либо жрец, отшельник, дэва, Мара или Брахма, или кто бы то ни было в мире».

И если память мне не изменяет есть ещё Сутты такого плана, может кто недавно перчитывал. Я пока перечитываю на эту наткнулся.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson
Аватара
Репутация: 1186
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#24 Федор » 20.03.2017, 10:00

Конечно, Дхамма - защита. Может ли быть в этом сомнение? Но защита духовная, ничего общего не имеющая с военной (то есть агрессивной по сути) защитой. Сравнивать духовную защиту с военной по меньшей мере некорректно. Ни о какой, даже подспудной, даже образной агрессии не может идти речь в буддизме.
Мать охраняет дитя своей заботой и любовью. Это тоже защита. Но есть ли в этом что-то общее с военной защитой?
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4062
Сообщения: 2551
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#25 ura1 » 20.03.2017, 11:18

Федор писал(а):Мать охраняет дитя своей заботой и любовью. Это тоже защита. Но есть ли в этом что-то общее с военной защитой?
защита предполагает наличие угрозы,значит общее в обоих случаях это угроза безопасности, опасность означает возможность пострадать от воздействия...
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 34
Сообщения: 350
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

#26 Ericsson » 20.03.2017, 18:15

Федор писал(а): Сравнивать духовную защиту с военной по меньшей мере некорректно.

Будда сравнивал, значит корректно :smile: Там в сексте Сутты идет "Точно также"
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson
Аватара
Репутация: 1186
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#27 amv » 20.03.2017, 18:27

Ericsson писал(а):Сангха для нас мирян это армия, она за нас сражается в духовном мире. Модель правильная. А если защита хорошая (а она замечательная! с нашей истинной Дхаммой!), то почему бы не жить счастливо?
Каким это образом Сангха защищает мирян и от чего? Сражается в духовном мире - это как?
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1620
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#28 Ericsson » 20.03.2017, 18:45

amv писал(а):Каким это образом Сангха защищает мирян и от чего?

От невежества :smile: Сохраняя Дхамму и обучая Дхамме Сангха защищает мир от невежества.

А ещё от несчастья и неблагополучия. Согласно Абхисанда Сутте: Далее, ученик Благородных принял прибежище в Сангхе. Таков третий поток заслуг, поток благого, пища для счастья – божественный, созревающий в счастье, направляющий в небесные миры – ведущий человека к желаемому, желанному и приятному, к его благополучию и счастью.

amv писал(а): Сражается в духовном мире - это как?

Отважно! :smile: (Ссылка на Сутту Навершие Знамени)
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson
Аватара
Репутация: 1186
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#29 amv » 20.03.2017, 19:04

Ericsson, я если честно не совсем понял ваш посыл, разрешите уточнить - мол Сангха практикует за мирян, и "с Марой за них сражается" или как?
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1620
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

Пред.

Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 5 гостей