Морра писал(а):Много ли вы знаете богатых людей, обладающих высокой нравственностью? Сколько их них - буддисты? Как думаете, почему? Не помню, где-то видела ссылку на соц.опрос, представителей каких религий люди считают самыми богатыми и самыми бедными. Так вот, самыми богатыми все признали иудеев, буддисты, если правильно помню, занимают почетное последнее место. Это случайность?
А причем тут какие-то соцопросы, Морра?
У нас же тут о другом речь. Мы пытаемся понять какой был замысел Будды согласно тексту ПК. Опросы в этом деле вряд ли помогут. Опросы могут репрезентовать только наиболее простые массовые представления, а чаще вообще стереотипы.
Мы же не будем практиковать Дхамму на основе стереотипов?
Да возможно какие-то реальные учения Будды окажутся не совпадающими со стереотипами. Ну значит надо спокойно отказаться от такого стереотипа.
Морра писал(а):Моя покойная свекровь огромное количество сил, денег, нервов и времени положила на строительство и благоустройство дачи. Ну а потом там случился пожар, на котором она погибла, пытаясь что-то вытащить из огня (а так бы осталась жива).
Это по моему крайний случай. Будда такому точно не учил. Бросаться в огонь чтобы доставать оттуда вещи. Жуть. Крайности болезненны это и так ясно имхо. Практика щедрости насколько я понимаю должна смягчать такие задвинутые проявления тяги к богатству. Уберегать от патологии. Хотя эта моя мысль она на основе общих представлений из психологии, а не из текста ПК (не припоминаю такого в точности поучения). Но мне кажется логичным.
Давайте опять же для начала признаем что в плане тяги к богатству есть разные степени. Нет же тут разделения на два варианта- черное/белое. А тут может (условно) шкала от 1 до 10. Если принять искреннего отшельника за "0", то тогда "1" - это будет скажем бродяга-хиппи, отвязанный и оторванный, но который тем не менее будет искренне рад если ему какие-то блага без усилий обломятся. А "10" это уже (условно) "куркуль", человек для которого накопления богатств это страсть, но который тем не менее сохраняет адекватность, то есть не полезет в огонь за вещами.
Давайте исключим экстремальные случаи ("0" и "10+") то есть выведем за скобки отшельников (признаем что мирянам Будда не советовал имитировать отшельнические стандарты) и патологические случаи.
Останется разброс из 10 уровней. По моему впечатлению, согласно Суттам, у Будды нет нигде проповедей в адрес мирян, которые бы содержали советы регулировать этот момент, ограничивая тягу к богатству сознательно или вообще обращать на это внимание. Много бесед Будды с раджами и вообще богатеями разными. Для них тоже общий стандарт нравственности: панча-сила. Есть проповедь щедрости, которая тут же мотивируется пояснениями о том что щедрость помогает обретать благополучие. И так для всех.