Ответственность за свой ум / эмоции

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

  • 7

#1 Джеки » 25.04.2017, 17:29

Пару месяцев назад сделал для себя мини-открытие. Если взять на себя ответственность за состояние своего ума, мир вокруг "кардинальным образом меняется". В конечном счете, становишься счастливее и свободнее. В понятие "ум" я включаю эмоции, в том числе настроение.

Вроде бы банальная мысль для взрослого человека. Однако, понаблюдав за тем, как люди вокруг меня относятся к собственному настроению, я пришел к выводу, что не все так просто. Оказывается, многие поспринимают своё настроение примерно так же, как погоду. Погода хорошая - отлично! Погода плохая - отстой!
Иными словами, они рассматривают свое настроение как отдельный от них процесс, подконтрольный кому-то или чему-то извне:
"Я в хорошем настроении, потому что на улице весна и солнышко!"
"Я в плохом настроении, потому что на работе был неудачный день."
"Я злюсь, потому что этот человек меня выбесил." И т. д.

Взяв бОльшие масштабы (не настроение, а состояние ума в целом), и, обдумав это в буддийском ключе, я пришел к следующей картинке. Реальность сама по себе скорее нейтральна. А наш ум "окрашивает" её своим состоянием. Если ум наполнен негативом, то и реальность вокруг кажется негативной. А если в уме присутствует внутреннее благополучие, то и мир вокруг уже не так плох.
Отсюда следует, что если взять на себя ответственность за состояние своего ума, то им можно управлять.

Когда я стал понемногу это практиковать, произошли удивительные вещи. Во-первых, я стал осознанно менять себе настроение, если оно меня не устраивает. Получается, конечно, не всегда, но раньше я даже не пытался.
Во-вторых, я перестал зависеть от настроения окружающих. Сейчас, если по жизни мне встречается негативно настроенный человек (не важно - в мой адрес или вообще), я четко осознаю: его настроение это проекция его ума на мир. С какой стати мне разделять его взгляды и раздражаться с ним за компанию?!
В-третьих, я продвинулся в понимании пустотности отдельных аспектов нашего "я", стал немного глубже видеть себя и окружающих. Хоть и на грубом "бытовом" уровне, но зато на практике.

Если кому-то есть, что сказать на эту тему, подтвердить, опровергнуть - welcome! :)
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 118
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

  • 9

#2 Топпер » 25.04.2017, 17:47

Надеюсь, ещё сделаете для себя удивительное открытие когда-нибудь, что Будда оказывается учил тхераваде
Топпер

  • 7

#3 Странник » 25.04.2017, 17:49

Джеки писал(а):Реальность сама по себе скорее нейтральна. А наш ум "окрашивает" её своим состоянием.
Не скорее нейтральна, а полносью нейтральна, все эти эмоции, настроения есть только в уме. Так же как красный, зелёный и синий тоже есть только в голове, в реальности есть свет с определёнными длинами волн.
А в целом то, что вы описываете, называется осознанностью - то, к чему и надо стремиться.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#4 haus » 25.04.2017, 18:39

гнев- если охватит то держит долго.
по ощущением скованность какая-то, держит долго. даже если понимаешь что это гнев. вроде не пытаешься думать. но все равно через какое-то время маленькая искорка мысли в этом направление и все заново.
обратил внимание, когда подаешь просящим у магазинов. даже если ты до этого гневался, то мысль та которая была причиной уже не имеет такой силы.

если думать о себе что ты самый ничтожный из всех людей и плохой, то проявляются слезы.
так-же если думать о высших, то какая-то свобода в уме, легкость, после даже если провоцируют то злость не проявляется, ты можешь так-же свободно вести беседу.

помню как-то успокаивал одного, тот был в уматень
я к нему проявил сочувствие полное, внутренне как-то было его жаль. слова сами лились.
тот в итоге заревал и упал на колени. в этот момент у меня возник мысль сказать. "встань сын мой". я уловил вовремя.
я еще тогда подумал ну и дебил я :lol:
smartwings, RedModern, Geksavit.
haus M
Аватара
Репутация: 35
Сообщения: 138
Зарегистрирован: 09.01.2016
Традиция: Нет

  • 2

#5 amv » 25.04.2017, 23:43

Топпер писал(а):Надеюсь, ещё сделаете для себя удивительное открытие когда-нибудь, что Будда оказывается учил тхераваде
Будда не учил тхераваде, Будда учил Дхамме)
(А сколько Дхаммы в тхераваде тоже отдельный и неоднозначный вопрос.)


По поводу именно настроения - я думаю оно все же независимо от воли и зависит от кучи факторов, в том числе погоды, сна, событий, питания и пр. Если контроль ума - это доступная цель практики, то настроение - как то сомнительно. Аджан Чаа говорил, что состояния похожи на вдох и выдох, они чередуются он позитива к негативу и обратно. Мы не можем быть в одном состоянии, как и не можем только вдыхать, не выдыхая. Все, что мы можем - это не цепляться к изменчивым состояниям, потому что они анатта, безличности, самостоятельны и автономны в очень большой степени.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#6 Топпер » 25.04.2017, 23:52

Странник писал(а):Не скорее нейтральна, а полносью нейтральна, все эти эмоции, настроения есть только в уме. Так же как красный, зелёный и синий тоже есть только в голове, в реальности есть свет с определёнными длинами волн.
В реальности даже их нет.
Топпер

  • 5

#7 masterjack » 25.04.2017, 23:59

что-то подобное хотел тоже написать, но все чаще отказываюсь писать длиннотексты.
когда едешь сам в машине и что-то говоришь и сам понимаешь-это одно.
когда пишешь что-то усредненное между тем что понимаешь и тем кто будет читать и понимать в рамках своих образов-это другое.
ну да пусть. далее попытка описать что-то какими-то словами, можно и не читать.
Скрытый текст
несколько последних месяцев, я уже упоминал, стало проскакивать другое восприятие.
чаще и дольше. в общем потоке оно все еще мало, по отношению к привычному потоку сознания,
но чаще и дольше чем было раньше.
и это восприятие стало ...вот тот ступор.
пару дней назад я рассказывал старшему сыну про поток сознания, присутсвующий в голове каждого человека, который по своей сути, похож на поток информации из телевизора.
некоторые могут отстраниться от телевизора и восприниммая поток из телевизора поступать согласно здравого смысла. и если здравый смыл это поступить по телевизору то поступать по телевизору. если поступать против телевизора, то поступать против телевизора. но мнение телевизора было услышано и учтено.
другие же люди не могут отстраненно воспринимать поток телевизора и просто следуют ему.
считают его собой.
поток умственных феноменов, являющийся производством многих факторов, людьми воспринимается как Я, как личность.
я все чаще воспринимаю его как ... ситуация на шахматной доске.
текущая ситуация. вот такая: такое тело и ощущения в нем. такие наполнения ума.
такая груда феноменов. с такими свойствами.
и как в шахматах есть возможность поразмыслить над ситуацией и принять решение,
какую ситуацию мы хотим воплотить на будущей доске,
так и в жизни возникает процесс какой набор телесно-умственных груд я хочу воплотить в будущем. какому уму хочу поспособствовать появиться.
есть возможность появиться тому который выплывет из автоматической жизни, а есть тот,
который может появиться от того, какие усилия я приложу и в каком направлении, чтобы реализовался именно вот такой ум.
точнее сказать, с воттакими вкраплениями или такими характеристиками.
таким образом практика стает пошаговой стратегией в формирование определенного ума.
и что интересно, в этой практике нет толком мета для того, что можно назвать личностью или Я. есть восприятие, анализ, и усилие создать-направить реализацию того или иного набора кхандх.
такое случается не всегда, ввиду того что часть жизни предполагает существование на автомате. но и тот же автомат в последнее время стал носить интересный аспект.
как наездник слона не совершает за слона движения ногами и не управляет его ногами,
но поддав слона тренировке, просто краем уха следит за тем чтобы слон шел в нужную сторону, так и автоум можно направить в нужную сторону, отстранившись от него и дав ему возможность выполнять выбранную работу, а самому в этот момент следить за тем что происходит и не отвлекает ли происходящее ум, как мухи могут отвлекать корову,
и происходит опять же отстраненное наблюдение за умом, и отгоняние ото него мух.
опять же участвуем в том какой ум реализуется и какие наполнения в нем наличествуют.
возможно это все результат размышлений над суттами, в которых Будда явно и четко говорит,
про практику формирования, взращивания и поддерживания определенного ума, следствием наличия которого прекращается сансарные становления.
но вот видеть эту череду воплощающихся умов и рассматривать жизнь как дискретное вопллощение тех или иных совокупностей качеств тела и ума ... интересно что ли.
в таком видении действительно отпадают многие штуки: я, личность, факторы внешнего мира,
куча этих потоков сознания, которые окружают повсюду. все просто набор условий.
набор груд привязанностей.
и после разговора с сыном возникло ощущений-восприятие, видя "себя" как вот такой поток дискретных обусловленных реализаций ума, я вдруг увидел таковым и его набор.
в котором нет я. а просто набор обусловленных взаимозависимых характеристик.
стало не по себе после этого. правда и это просто набор.
но вот с таким набором все труднее участвовать в том, что происходит в мире людей.
точнее сказать не хочется допускать участия этих потоков в формировании того ума, который я страюсь сформировать. как смог так и изложил.комментарии приветсвуются, т.к. потоки сознаний этого форума пока что способствуют формированию того что стремлюсь сформировать :)
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#8 Dz » 26.04.2017, 07:12

masterjack писал(а):но вот с таким набором все труднее участвовать в том, что происходит в мире людей.
точнее сказать не хочется допускать участия этих потоков в формировании того ума, который я страюсь сформировать.
Вот так люди и уходят в лес.
Или в деревню, в наших реалиях :)
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#9 Джеки » 26.04.2017, 08:13

Странник писал(а):А в целом то, что вы описываете, называется осознанностью - то, к чему и надо стремиться.
Да, осознанность тут в основе. Я бы добавил еще авторскую позицию. Можно осознавать происходящее в уме в позиции наблюдателя, а можно вдобавок к этому направлять ум в "ту" сторону.
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 118
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

#10 Джеки » 26.04.2017, 08:20

haus, да, получается, что мысли, слова и действия тоже влияют на настрой в обратку. Получается в каком-то смысле замкнутый круг.

Насчет гнева и даяния мне кажется, что само даяние на каком-то уровне является выражением вовне внутреннего благополучия. Отдавая, мы делимся с миром тем хорошим, что в нас есть. Отсюда "высвободившийся" позитив нейтрализует гнев.
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 118
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

#11 Джеки » 26.04.2017, 08:26

amv писал(а):По поводу именно настроения - я думаю оно все же независимо от воли и зависит от кучи факторов, в том числе погоды, сна, событий, питания и пр. Если контроль ума - это доступная цель практики, то настроение - как то сомнительно.
Я думаю, что настроение - это часть ума, просто не выраженное словами внутри головы. Насколько я помню, эмоции возникают в результате интерпретации нами фактов. А интерпретируем мы их с помощью внутренних установок. Получается, что наше настроение мы создаем нашими мыслями.
Но и физическое состояние влияет, безусловно. Но вот у кого "контрольный пакет акций" - решать нам.
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 118
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

  • 1

#12 masterjack » 26.04.2017, 09:00

Джеки писал(а):Отдавая, мы делимся с миром тем хорошим, что в нас есть. Отсюда "высвободившийся" позитив нейтрализует гнев.
фраза выражающая кардинальное различие в "подходах".
если нет никакого Я то что хорошее в нас есть? и что за нейтрализации одного другим?
в этом плане дзенцы наверное ближе: если нет зеркала, то что же пылью покрывалось?
еще раз приведу ссылку на сутту, которая дала толчок в эту сторону, в которую сейчас кучусь.
АН 7.52 Дана сутта: Даяние
в ней хорошо прослеживается разница между "Я хочу" и "формировать "хороший" ум потому что он "хороший" и это возможно".
и продолжение:
CН 49.26 Руккха сутта Дерево
Скрытый текст
[Благословенный сказал]: «Монахи, представьте, как если бы дерево сгибалось, склонялось и устремлялось к востоку. Если бы его срубили у основания, то в каком направлении оно бы упало?»
«В том направлении, Учитель, в котором оно сгибалось, склонялось и устремлялось».
«Точно также, монахи, когда монах развивает и взращивает четыре правильных усилия, то он сгибается, склоняется, устремляется к ниббане.
И каким образом монах так делает? Вот, монахи, монах порождает желание к не-возникновению невозникших плохих, неблагих состояний [ума]. Он порождает желание к отбрасыванию возникших плохих... Он порождает желание к возникновению невозникших благих... Он порождает желание к поддержанию возникших благих состояний… которое основывается на отречении, бесстрастии, прекращении, созревает в оставлении...
...Вот, монахи, монах порождает желание к не-возникновению невозникших плохих, неблагих состояний [ума]. Он порождает желание к отбрасыванию возникших плохих... Он порождает желание к возникновению невозникших благих... Он порождает желание к поддержанию возникших благих состояний.., которое имеет своей окончательной целью устранение жажды, устранение злобы, устранение заблуждения…
...Вот, монахи, монах порождает желание к не-возникновению невозникших плохих, неблагих состояний [ума]. Он порождает желание к отбрасыванию возникших плохих... Он порождает желание к возникновению невозникших благих... Он порождает желание к поддержанию возникших благих состояний... которое имеет Бессмертное своим основанием, Бессмертное своим пунктом назначения, Бессмертное своей окончательной целью…
...Вот, монахи, монах порождает желание к не-возникновению невозникших плохих, неблагих состояний [ума]. Он порождает желание к отбрасыванию возникших плохих... Он порождает желание к возникновению невозникших благих... Он порождает желание к поддержанию возникших благих состояний.., которое направляется, склоняется, устремляется к ниббане.
Таким образом, монахи, когда монах развивает и взращивает четыре правильных усилия, он сгибается, склоняется, устремляется к ниббане».
АН 3.49 Атаппакарания сутта: Рвение
Скрытый текст
[Благословенный сказал]: «Монахи, рвение следует прилагать в трёх случаях. Каких трёх? (1) Рвение следует прилагать ради не-возникновения невозникших плохих, неблагих качеств. (2) Рвение следует прилагать ради возникновения невозникших благих качеств. (3) Рвение следует прилагать ради терпения возникших телесных чувств – болезненных, мучительных, острых, пронзающих, раздирающих и неприятных, высасывающих жизненную силу. В этих трёх случаях следует прилагать рвение.
Когда монах прилагает рвение ради не-возникновения невозникших плохих, неблагих качеств, ради возникновения невозникших благих качеств, и ради терпения возникших телесных чувств – болезненных… высасывающих жизненную силу – то тогда он зовётся монахом, который решителен, бдителен и осознан ради осуществления полного окончания страданий».
СН 12.61 Патхама ассутава Сутта Необученный (I)
Скрытый текст
Я слышал, что однажды Благословенный пребывал рядом с Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам:
«Монахи, необученный заурядный человек может разочароваться этим телом, состоящим из четырёх великих элементов, может стать беспристрастным по отношению к нему, может освободиться от него. Почему? Потому что очевидны развитие и упадок, подхватывание [при рождении] и отбрасывание [при смерти] этого тела, состоящего из четырёх великих элементов. Поэтому необученный заурядный человек может разочароваться этим телом, состоящим из четырёх великих элементов, может стать беспристрастным по отношению к нему, может освободиться от него.
Но что касается того, что называется «умом», «интеллектом», «сознанием» – то необученный заурядный человек неспособен разочароваться этим, неспособен стать беспристрастным по отношению к этому, не может освободиться от этого. Почему? [Слишком] долгое время необученный заурядный человек это лелеял, удерживал и ухватывал таким образом: «Это – моё, я таков, это моё «я». Так необученный заурядный человек неспособен разочароваться этим, неспособен стать беспристрастным по отношению к этому, не может освободиться от этого.
Было бы лучше, если бы необученный заурядный человек считал бы «собой» тело, состоящее из четырёх великих элементов, нежели ум. Почему? Потому что видно, как это тело, состоящее из четырёх великих элементов, держится год, два, три, четыре, пять, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто лет или более. Но то, что называется «умом», «интеллектом» или «сознанием» – днём и ночью возникает как одно, а исчезает как иное. Подобно обезьяне, что хватается за ветку, пробираясь через джунгли. Отпуская одну, она хватается за другую ветку. Отпуская ту, она хватается за следующую. Отпуская следующую, она хватается за ещё одну. Точно также и то, что называется «умом», «интеллектом» или «сознанием» – днём и ночью возникает как одно, а исчезает как иное1.
[Однако] обученный ученик Благородных тщательно и правильно обращает внимание на зависимое возникновение: «Когда есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то.
Когда этого нет, нет и того. С прекращением этого, прекращается то». Другими словами: «С невежеством как условием, волевые формирователи [возникают]... 2 Таково происхождение всей этой груды страданий. Но с безостаточным угасанием и прекращением невежества происходит прекращение волевых формирователей... С прекращением рождения, старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, недовольство и отчаяние прекращаются. Таково прекращение всей этой груды страданий».
Видя так, обученный ученик Благородных разочаровывается в форме, разочаровывается в чувстве, разочаровывается в восприятии, разочаровывается в формациях [ума], разочаровывается в сознании. Отбросив очарованность, он становится беспристрастным. Через беспристрастность он полностью освобождается. С полным освобождением приходит знание: «Полностью освобождён». Он видит: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования».

ну и "бессмертное":
Тот, кто не смог увидеть безличностность всего существующего, и не понял, что в реальности существует только зависимый от различных вещей самоподдерживающий процесс возникновения телесных и умственных феноменов, в котором нет отдельной от него души или эго, не сможет правильно понять учение Будды. Такой человек будет думать, что его эго, его душа или его «я» – это то, что испытывает страдания, совершает добрые и плохие дела, перерождается в других жизнях (или наоборот, исчезает после смерти), или входит в ниббану, где и будет существовать вечно.

«Только страдания существуют, но не найти страдающего;
Поступки совершаются, но нет того, кто их совершает;
Ниббана есть, но нет того, кто в неё входит;
Путь существует, но не найти того, кто по нему идёт».
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#13 Джеки » 26.04.2017, 09:36

masterjack писал(а):фраза выражающая кардинальное различие в "подходах".
если нет никакого Я то что хорошее в нас есть? и что за нейтрализации одного другим?
"Я" - это условное обозначение. Ну, можно сказать, что при даянии "поток течет так, а не иначе", и это хорошо. Но зачем усложнять. :smile:
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 118
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

#14 haus » 26.04.2017, 13:46

Джеки писал(а):haus, да, получается, что мысли, слова и действия тоже влияют на настрой в обратку. Получается в каком-то смысле замкнутый круг.

Насчет гнева и даяния мне кажется, что само даяние на каком-то уровне является выражением вовне внутреннего благополучия. Отдавая, мы делимся с миром тем хорошим, что в нас есть. Отсюда "высвободившийся" позитив нейтрализует гнев.
насчет даяния вот тут написал золотые слова.
ник ambient
Есть сутта про даяние в контексте вашего разговора,от дающего данну требуется три фактора это радость перед даянием,чистота ума в момент даяния,и отсуствия сожаления после даяния,и тогда это даяния приносит максимальное благо,также и у получаюшего даяния должны быть три фактора обеспечивающие максимальную пользу дающему,давая данну необязательно знать что это паччека-будда,достаточно просто соблюсти три фактора дающего,сам же паччека-будда обеспечивает увеличения благо получающего, просто засчет своих качеств
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 6_37-chalangadana-sutta-sv.htm
/viewtopic.php?f=11&t=3193&start=80
smartwings, RedModern, Geksavit.
haus M
Аватара
Репутация: 35
Сообщения: 138
Зарегистрирован: 09.01.2016
Традиция: Нет

#15 Maksim Furin » 26.04.2017, 17:33

masterjack писал(а):считают его собой.
поток умственных феноменов, являющийся производством многих факторов, людьми воспринимается как Я, как личность.
Да. Вот это вот оно. Вообще вот эти проблески знания растождествления со всяким опытом- это самое ценное, как по мне. Сразу видишь путь к устранению не благих качеств. Ин анатта ви траст.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 2

#16 Vladislav » 26.04.2017, 20:00

Джеки писал(а):haus, да, получается, что мысли, слова и действия тоже влияют на настрой в обратку. Получается в каком-то смысле замкнутый круг.

Причинно-следственные связи - все же просто, ничего лишнего не нужно даже выдумывать!
Vladislav
Репутация: 889
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#17 Аронакс » 29.04.2017, 19:03

Все должно быть в меру. Если сильно законтроливроваться, то можно впасть в религиозность, догматизм, критиканство, инквизиторство, фанатизм.
Хорошо когда все течет плавно и гармонично, естественно
Аронакс
Репутация: 33
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 29.04.2017
Традиция: Нет

#18 Dz » 29.04.2017, 19:35

Аронакс писал(а):Хорошо когда все течет плавно и гармонично, естественно
Это как?
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#19 Аронакс » 29.04.2017, 19:48

Dz писал(а):Это как?
Без понуждения
Аронакс
Репутация: 33
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 29.04.2017
Традиция: Нет

  • 3

#20 Топпер » 29.04.2017, 20:25

Аронакс писал(а):Если сильно законтроливроваться, то можно впасть в религиозность, догматизм, критиканство, инквизиторство, фанатизм.
Вы так пишите, как будто в этом есть что-то плохое. :pop: :pray: :sovet: :pohod: :fear:
Топпер

След.

Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 29 гостей

cron