Насколько описание джан Виктора Пелевина совпадает с будистскими представленииями?

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

#1 geleznyi » 06.06.2019, 22:49

Джаны. Виктор Пелевин про медитацию и инсайты.
Отрывок из новой книги Тайные виды на гору Фудзи.
Джанами называются первые четыре уровня глубокого
медитативного сосредоточения (самадхи). В состоянии
джаны полностью преодолены пять чувственных помех,
ум всецело настроен на единственный объект медитации,
а также обладает огромной мощью, чистотой, остротой и
ясностью распознавания, благодаря чему джана идеально
подходит для прозрения (випассана), ведущего к
реализации высшей цели буддизма - достижения
Нирваны.
Скрытый текст
...За счастье первой джаны приходилось бороться,
постоянно напоминая себе, что борьба за него не нужна.
В общем, трудно это объяснить, но умом все еще
приходилось управлять, причем весьма хитрым образом.
И тогда я задумался – а почему бы не войти в это
блаженство глубже? Так глубоко, чтобы не было нужно
балансировать на его краю, постоянно устремляя к нему
ум? И как только я увидел такую возможность, это
немедленно произошло. Блаженство осталось тем же
самым, но теперь ему уже ничто не угрожало. Оно никуда
не ускользало, за ним не надо было гнаться. Оно было
надежным и вездесущим, его источник находился со всех
сторон сразу – я словно отпустил наконец костыли, на
которых приковылял в это дивное место. Можно было не
держаться ни за что. Усилие больше не требовалось.
Прежде я не мог поверить, что может существовать что-
то лучше первой джаны – и как же было посрамлено мое
маловерие! Такое сравнение, наверно, неизбежно: до этих
опытов я действительно думал, что сильнейшее из
наслаждений, доступных человеку (во всяком случае,
мужчине) – это акт любви. Так вот, если взять самое
интенсивное и яркое из испытанного мной в этой области
то…
Вот если бы можно было усилить оргазм до полной
невыносимости, заполнить им все тело и душу, убрать из
него судорожную суетливость и заменить неподвижным
спокойствием, а потом растянуть на час или два,
получилось бы нечто… Впрочем, нет. Это уподобление
хромает. Любовный экстаз – это узкая щелка для
подглядывания, peep show, где в лучшем случае есть
секунда, когда виден уголок первой или второй джаны.
Оргазм напоминает обещание, которое природа дает – и
тут же берет назад. А в джане не было никакого обмана,
и если первая тоже отчасти была обещанием, то вторая
была исполнением этого обещания. Если первая джана
походила на приближение к солнцу, то вторая напоминала
погружение в его глубины. Но это солнце не жгло – оно
было очаровательно прохладным, и сделано было не из
огня, а из счастья. Вихри невыразимого наслаждения
подхватывали меня и нежно передавали друг другу; в
этом сосредоточенном восторге была такая мощь, такая
глубина, такая надежность…
Мне даже интересно стало – насколько сильным может
быть блаженство? Да каким угодно, как бы ответила
джана, любым, какое ты можешь выдержать, не сгорев.
И я окунулся в восторг, который просто нечем было
измерить. Я и подумать не мог, что такое бывает.
Наркотики? Господи, да какие к черту наркотики.
Конечно, как и с оргазмом, отдаленное сходство можно
найти: еще одна замочная скважина, сквозь которую
можно подглядывать. Только на всех знакомых человеку
замочных скважинах гроздьями сидят черти и тычут
оттуда в глаз ржавой вязальной спицей. Смешно даже
сравнивать. Из моего рассказа может показаться, что
джана – это какое-то неспокойное состояние, где то и
дело что-то меняется. На самом деле оно абсолютно
спокойное и неподвижное, очень ясное, и всякие
поползновения ума что-то подумать становятся тут же
видны. Мысли прячутся от джаны как летучие мыши от
дневного света, и время там идет совсем по-другому. Я
уже говорил, что в этом состоянии меня то и дело
посещали разного рода мимолетные постижения (саядо
назвал их «инсайтами»), которые, однако, не
превращались в поток мыслей – все становилось ясно
сразу же, и обмусоливать постигнутое не было никакой
необходимости. Ум оставался неподвижно прикованным к
джане. Мне даже трудно называть подобные постижения
своими – может быть, это были мнения саядо Ана,
занесенные в мою голову сквозняком джаны. Одно из
таких быстрых пониманий-инсайтов показалось мне
интересным, когда я вспомнил его после опыта.
Постараюсь сейчас его расшифровать. Мы почему-то
думаем, что «жизнь» должна опираться на органику, на
разных червей и обезьян, ползающих по поверхности
громадных каменных шаров. И других вариантов мы
просто не видим. До такой степени, что у нашего Бога
есть свойственный приматам волосяной покров – борода,
за которую его то и дело хватают отважные
человеческие мыслители. Но «жизнь» – это просто
переживание ограничений и обязательств,
накладываемых материей на сознание. Сцепление одного
с другим на некоторое время. И происходить это
сцепление может любым способом, какого только
пожелает сознание, выдумавшее эту самую материю для
своего развлечения. Так вот, я не зря сравнил вторую
джану со звездой: мне показалось, что похожие
состояния переживает ум, сцепленный со звездной
материей. Эти космические джаны длятся, с нашей точки
зрения, почти вечно: невыразимый восторг горения
голубой звезды, спокойная радость желтого солнца,
снисходительное довольство красного гиганта…
Звезды ведь горячи только для нас. Сами для себя они
полны прохлады, и в сердце их бьет ключ вечной
радости. И еще – звезды не думают. Оно им не нужно.
Думаем мы – о том, как бы нам, это, стать звездой.
Долгая практика джан, понял я, создает причины для
того, чтобы оказаться потом в этом звездном измерении.
Когда ум хорошо с ним знаком, не надо даже молиться
небесному начальству – все произойдет самым
естественным образом. Я не знаю, что это за измерение
и
звезды это на самом деле или что-то иное, но понимание
было отчетливым и ясным, как и прочие настигшие меня
инсайты.
geleznyi
Репутация: 3
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 21.03.2018
Традиция: Нет

  • 2

#2 Топпер » 07.06.2019, 01:24

Более-менее соответствуют. Пелевин брал информацию для книги с буддийских сайтов.

(опять таки нужно не забывать, что это всё-же художественное произведение в котором автор может обращаться с материалом относительно вольно)
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 1464
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#3 Странник » 07.06.2019, 11:16

Топпер писал(а):Пелевин брал информацию для книги с буддийских сайтов.
И с нашего форума? :)
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1177
Сообщения: 1008
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Топпер » 07.06.2019, 12:32

Странник писал(а):И с нашего форума? :)
Подозреваю, что и с сайта и с форума. По крайней мере тональность некоторых рассуждений наталкивает на такую мысль.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 1464
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

ак вам новый роман Виктора Пелевина "Тайные виды на гору Фудзи"?

#5 geleznyi » 07.06.2019, 21:50

ак вам новый роман Виктора Пелевина "Тайные виды на гору Фудзи"? В романе
поднимается тема буддийской медитации. http://loveread.ec/view_global.php?id=76795
geleznyi
Репутация: 3
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 21.03.2018
Традиция: Нет

#6 ТакНазываемыйАлексей » 08.06.2019, 21:29

Топпер писал(а):Пелевин брал информацию для книги с буддийских сайтов.
А откуда у вас такая информация? Неужели у одного из самых популярных писателей современной России нехватило бы возможностей, хотя бы пообщаться напрямую с представителями Тхеравады, например в Тайланде ? Зачем ему сайты?
ТакНазываемыйАлексей
Репутация: 1
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 08.06.2019
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 Топпер » 08.06.2019, 23:11

ТакНазываемыйАлексей писал(а):А откуда у вас такая информация? Неужели у одного из самых популярных писателей современной России нехватило бы возможностей, хотя бы пообщаться напрямую с представителями Тхеравады, например в Тайланде ? Зачем ему сайты?
Думаю, что и напрямую общался, но кое-какие цитаты, насколько я помню в книге просто из сутт приведены. Например:
По преданию, царь Сакьев (отец Будды) знал из пророчества, что его сын может уйти в отшельники и достичь несравненной святости. Поэтому он предпринял целый ряд мер для предотвращения подобного развития событий.
И хоть мер этих оказалось недостаточно (речь все же шла о самом Будде), спектр примененных технологий представляется крайне интересным и поучительным: люди тех лет часто сталкивались с похожими ситуациями и знали, что работает, а что нет. Каждое слово из сохранившихся описаний для нас на вес золота.
По воспоминаниям самого Будды, его ранняя жизнь была организована самым рафинированным и утонченным образом. Во дворце, где он жил, были устроены лотосовые пруды – с красными, белыми и синими лотосами. Это по какой-то причине должно было отвлечь Будду от духовных исканий.
Будда пользовался сандаловым деревом исключительно из Варанаси; его тюрбан, плащ, нижние и верхние одежды тоже были из Варанаси.
Для защиты от дождя/жары/пыли/росы над ним постоянно носили раскрытый белый зонт.
У него было три дворца – для жары, холода и сезона дождей. Четыре месяца дождей его услаждали менестрели, среди которых не было ни одного мужчины, и он не покидал дворца. Особо отмечается, что все слуги во дворце получали хорошую пищу – куда лучше, чем в других подобных местах. Видимо, это должно было придать им счастливый и сытый вид.
Мы предлагаем Клиентам полностью опереться на этот опыт и не изобретать велосипед.
Действия: организация своего рода реабилитационного центра. Начаты переговоры об аренде нескольких смежных вилл в Керале (место, обладающее достаточным уровнем privacy, подобрано – оно обладает рядом недостатков, но на территории уже существуют три лотосовых пруда с разноцветными растениями; подготовить такие водоемы за короткое время невозможно).
Клиенты будут обеспечены сандалом, бельем и белыми зонтами, произведенными в г. Варанаси. Особое внимание следует уделить женскому/трансгендерному контингенту танцовщиц/музыкальных исполнителей на время сезона дождей.
Во время пребывания Клиентов на арендованной территории предполагается активное ежедневное использование десяти технологий, описанных в первой части.
Вся совокупность описанных мер должна создать преграду для окончательных инсайтов, ведущих к необратимой трансформации личности. Важно не терять времени и приступить к процедурам как можно скорее.
Исходник
Пятигорский упомянут т.е. его лекции просматривались перед написанием.

Вот цитата явно из буддийских источников
1. Убийство живых существ
Тяжелейшее нарушение нравственного закона, которое, несомненно, помешает дальнейшему духовному росту. В юридическом смысле это идеальная технология – если убивать мух, комаров, тараканов и других докучливых насекомых, являющихся тем не менее полноценными чувствующими существами. Подобные действия не имеют никаких правовых ограничений. Негативных пиар-последствий можно не опасаться тоже, так как права животных на насекомых не распространяются.
Для повышения результативности предлагается перед убийством отрывать насекомым лапки и крылья, чтобы усилить их мучения и форсировать омрачающий эффект.
Действия: закупить насекомых и необходимое оборудование. Активность насекомых может быть купирована специальными препаратами для облегчения процедуры.
Стоимость и сроки уточняются.

2. Прелюбодеяние (сексуальные трансгрессии)
На первый взгляд очень многообещающее направление – но сложность связана с тем, что именно считать прелюбодеянием для мирянина. За последние две тысячи лет воззрения на этот счет много раз трансформировались самым радикальным образом; в наше время они меняются с особенной быстротой.
По мнению большинства современных авторитетов, сексуальной трансгрессией будут действия и практики, осуждаемые законами и моралью того общества, где живет практикующий. При всем многообразии возможных подходов, несомненной универсальной трансгрессией является супружеская неверность и вовлечение в нее.
Действия: оформить женскому, мужскому и трансгендерному персоналу зон «бассейн» и «сауна» регистрацию кросс-браков на время процедур. Любой интимный контакт с ними после этого станет предосудительным с точки зрения буддийской морали.
Стоимость и сроки уточняются.

3. Ложь
С этим пунктом на первый взгляд все просто – по некоторым сведениям, современный человек лжет в среднем пятьдесят раз в день без каких-либо специальных усилий. Разумеется, для топ-менеджеров и крупных бизнесменов эта цифра значительно выше. Однако представляется, что кармические последствия лжи сильно меняются в зависимости от ее последствий и размеров аудитории.
Действия: предлагается организация интервью и публикаций о приватизационной деятельности девяностых и роли бизнеса в формировании и функционировании текущего политического режима, в идеале – с трансляцией по главным телеканалам.
Стоимость и сроки уточняются.

Скрытый текст
4. Воровство
«Не брать того, что не дают» – при ведении бизнеса сформулированное подобным образом моральное правило все время нарушается естественным образом.
Основная рекомендация – максимально увеличить агрессивность бизнес-процедур и подходов, активнее бороться за чужую долю рынка и т. п. Идеальная технология – перманентный рейдерский захват чужой собственности, постоянное следование принципу «получить свое, чьим бы оно ни было».
Действия: полностью на усмотрение Клиентов.
Здесь наши советы представляются излишними и даже смешными.

5. Интоксикация
Та же сложность, что с пунктом 2.
В культурно-историческом смысле главным интоксикантом следует считать, конечно же, алкоголь (в тибетской традиции обет так и формулируется – «не пить чанга»). Омрачающие сознание препараты тоже попадают под действие этого обета, но единого мнения по поводу их списка не существует. Консенсус склоняется к тому, что наиболее опасными являются вещества, способные спровоцировать на непродуманные поступки.
Действия: акцент следует сделать на крепком алкоголе – виски, водка и т. д. Из веществ предпочтительнее кокаин, героин, различные препараты амфетаминового ряда. Следует избегать психотропных препаратов (особенно псилоцибина), способных привести к новым инсайтам или усилить уже испытанные.
Особо хотим отметить, что дополнительный омрачающий эффект должно дать эффективное выполнение техник пп. 1, 2 и 3 в состоянии алкогольного и/или наркотического опьянения.
Стоимость и сроки уточняются.
Как уже было сказано, следующие пять пунктов не являются трансгрессиями для мирянина – но, поскольку мы боремся с тонкими состояниями ума, характерными для весьма продвинутых медитаторов-монахов, нарушение этих правил может оказаться чрезвычайно полезным и эффективным.

6. Обжорство
Ранняя буддийская традиция никак не ограничивает номенклатуру допустимых продуктов – монахи жили подаянием и не могли контролировать свое меню. Однако существует правило, по которому им нельзя принимать твердую пищу после полудня. Кроме того, нельзя заказывать мясникам убийство живого существа для того, чтобы съесть его плоть.
Действия: Предлагается сдвинуть график таким образом, чтобы все приемы пищи происходили уже после 12.00. Рекомендуется неумеренность и невоздержанность в еде.
Хорошим дополнением будет принятая в некоторых рыбных ресторанах практика «выбора рыбы из аквариума». Ее можно распространить на говядину, свинину и баранину (индивидуальный отбор забиваемого животного в режиме видеоконференции).
Стоимость и сроки уточняются.

7. Танцы, музыка и пение
«Услаждение музыкой и пением», которого обязуются избегать монахи, является проблематичным, так как в современной культурной ситуации в музыке и пении крайне сложно найти упомянутую в классических текстах усладу.
Однако нарушить этот запрет можно благодаря известному психологическому эффекту т. н. «оплаченной радости»: высокая стоимость частных выступлений дорогих исполнителей вынуждает заказчиков вслушиваться в каждую ноту и находить музыку приятной. Больше того, существует практически линейная зависимость между стоимостью мероприятия и получаемым от него субъективным эстетическим удовлетворением, на чем и основана практика корпоративных концертов.
То же относится к танцам. Дополнительный омрачающий эффект в этом случае может быть достигнут использованием технологий пункта 2 (эротический танец в исполнении замужних танцовщиц и т. п.).
Действия: организация дорогостоящих концертов поп-звезд мирового уровня, частных выступлений ведущих эскорт-балерин и т. п.
Стоимость и сроки уточняются.

8. Высокие и роскошные кровати
Следующее правило может показаться странным – не спать на «высоких кроватях». Обычная кровать на ножках уже позволяет нарушить этот обет. Самым простым и логичным действием представляется подъем поверхности матраса как можно выше над уровнем пола. Следует также делать ложе максимально роскошным, используя эксклюзивные постельные принадлежности (см. часть III).
Стоимость и сроки уточняются.

9. Цветочные гирлянды, косметика и парфюм
Запрещены монахам. Предлагается ежедневно украшать себя цветочными гирляндами и пользоваться как можно более широким набором косметических средств. Разумно использовать в гирляндах редкие дорогие цветы, а в косметической номенклатуре – традиционные средства, распространенные когда-то в древней Индии.
Стоимость и сроки уточняются.

10. Золото и серебро
«Не принимать золота и серебра» – эта формулировка открывает широкие возможности для трансгрессии через инвестирование в XAU, XAG, XAUXAG, XAGXAU, GLD, SLV и другие подобные инструменты. Так же как с пунктом 4, конкретные методы и объемы бизнес-операций целесообразно оставить на усмотрение Клиентов.
А подчёркнутое в пассаже про ложь - это цитирования меня т.к. про 50 раз в день - это именно я начал писать на буддийских форумах ещё несколько лет назад.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 1464
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#8 ТакНазываемыйАлексей » 08.06.2019, 23:48

Пятигорский упомянут т.е. его лекции просматривались перед написанием.
Да он ещё что то про холивары махаяна-тхеравада писал=)а это значит что точно форумы читал..
Вообще много тхеравадинского у Пелевина в последних книгах, наверно сам уже стал тхеравадином..
ТакНазываемыйАлексей
Репутация: 1
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 08.06.2019
Традиция: Тхеравада

  • 2

#9 Топпер » 08.06.2019, 23:52

ТакНазываемыйАлексей писал(а):Да он ещё что то про холивары махаяна-тхеравада писал=)а это значит что точно форумы читал..
Про это я запамятовал. Тогда точно читал.
Вообще много тхеравадинского у Пелевина в последних книгах, наверно сам уже стал тхеравадином.
По крайней мере дрейф от дзена через ваджраяну и випассану к тхераваде виден вполне отчётливо.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 1464
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 9 гостей