Настоящие и фальшивые джханы

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

  • 4

#21 SV » 09.04.2014, 10:52

Момент с вхождением в джхану в юности вполне легко объясняется. Уддака и Алара были первыми учителями. Именно у них он все 8 джхан освоил за относительно быстрое время (я думаю, не более 7 дней понадобилось, как в случае с Махамоггалланой и другими продвинутыми на тот момент людьми). Но потом его не устроило перерождение в этих сферах, так как постоянными он их не считал (тут интересен ещё новый вопрос - почему он постоянными их не считал, а его учителя считали). Соответственно, он ушёл, разочаровавшись в "пути джхан".

Затем много лет практиковал и слушал ещё самых разных учителей и саман, всё перепробовал, доведя до максимума, и ничего не сработало. Тогда он стал искать зацепку, некий намёк, который мог бы ему указать правильность направления, и, очевидно, воспоминание о спонтанном вхождении в джхану в детстве и стало этим намёком и зацепкой (то есть, что практикуемый в самом начале путь таки был верным). В тот момент, когда он это вспомнил, к нему ещё пришло и некоторое прозрение (цитирую): «почему я боюсь этого удовольствия [джханы], которое не имеет ничего общего ни с чувственным удовольствием, ни с неумелыми умственными качествами?» Сложив эти 2+2 он и решил опять заниматься джханами - и много времени на это не потребовалось - нужно было лишь устранить телесные недуги из-за прошлой аскезы: Я подумал: «Более я не боюсь этого удовольствия, которое не имеет ничего общего ни с чувственным удовольствием, ни с неумелыми умственными качествами, но которого трудно достичь с настолько истощённым телом. Что если я приму какую-нибудь твёрдую пищу – немного риса и каши?» Тут ещё примечательно то, что он уже знает, что его трудно достичь с истощённым телом. Очевидно, он его уже много раз достигал, раз знает это. То есть достигал и под учительством Алары и Уддаки.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14674
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#22 Топпер » 09.04.2014, 11:00

Да, это в целом это очень неплохой вариант. Но всё-таки 100% он не снимет вопрос.
Топпер

  • 2

#23 SV » 09.04.2014, 11:06

Кстати, тот факт, что он задаётся вопросом "почему я боюсь удовольствия джханы, хотя оно не связано с неблагими качествами" также свидетельствует, что он её многократно переживал, хорошо знаком с тем фактом, что в ней есть приятные чувства, а также что эти чувства никоим образом не связаны с неблагим и неумелым. То есть все эти прозрения / знания на тот момент у него уже были. Опять-таки, очевидно, получил он их именно во время практики под руководством первых учителей. Он не мог иметь таких чётких убеждений, если бы он лишь единожды в далёком прошлом случайно впал в джхану и вспомнил её.

Так что по мне - вопрос снят не то что на 100, на 200% :eat:
Последний раз редактировалось SV 09.04.2014, 11:07, всего редактировалось 1 раз.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14674
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#24 Топпер » 09.04.2014, 11:07

Да, это интересный момент. Также, как и сама постановка вопроса, что он их боится.
Топпер

  • 2

#25 SV » 09.04.2014, 11:08

То что боится - это естественное последствие долгие годы осуществляемой болезненной аскезы. Ведь он много лет практиковал полный отказ от приятного, и максимализацию неприятного и болезненного, и именно в этом видел путь. Поэтому и такая боязнь.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14674
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#26 Топпер » 09.04.2014, 11:13

Да, вполне возможно. Если тоже абсолютизировал всё, как это часто происходит, такое могло быть.
Топпер

  • 1

#27 Limemill » 09.04.2014, 12:11

Топпер писал(а):
Limemill писал(а):Бханте Топпер все верно сказал -- Алара Калама и Уддака Рамапута достигали высших джхан, а меж тем буддизма как такового еще не было, Будда только у них учился, так что нестыковка какая-то.
С другой стороны когда Будда раздумывал над тем, с кого начать обучение, он первым делом решил рассказать о Дхамме именно своим учителям понимая, что они сразу поймут суть.
Логично, если он достигли уже самых высоких джхан, но не могли сделать последний шаг по причине отсутствия правильных воззрений. Факт в том, что достижению джхан научили его люди, Дхамму не знавшие.
Limemill
Репутация: 293
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#28 Маркион » 10.04.2014, 07:40

Detonator писал(а):А там нет кстати ничего про путь Бхакти? Вообще в индуизме есть два пути которые ведут к освобождению. Пути Бхакти и Джняны.
Они не разные, но как бы дополняют друг друга.
А это в какой традиции индуизма "путь бхакти и джняны дополняют друг друга"?
Pāḷi - Язык Пали - Pali Language - https://vk.com/paali
Маркион M
Аватара
Откуда: Москва/Челябинск
Репутация: 1460
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет

#29 Ярослав » 10.04.2014, 08:05

Маркион писал(а):
Detonator писал(а):А там нет кстати ничего про путь Бхакти? Вообще в индуизме есть два пути которые ведут к освобождению. Пути Бхакти и Джняны. Они не разные, но как бы дополняют друг друга.
А это в какой традиции индуизма "путь бхакти и джняны дополняют друг друга"?
Возможно он имел в виду Веданту, в ней как источник Бхагават-Гиту, и Бхакти с Гъяной, имеющейся в ней. А возможно двайта-веданта и адвайта-веданта. В одной освобождение достигается путем любви к Богу, в другой путем знания.
Ярослав
Репутация: 22
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 04.02.2014
Традиция: Нет

#30 Detonator » 10.04.2014, 11:31

Маркион писал(а):А это в какой традиции индуизма "путь бхакти и джняны дополняют друг друга"?

Я традиции не запоминал, мне оно не нужно. Я смотрю в первую очередь что у них общего, а в чем у разница. Разница обычно в деталях, что какая то традиция или тоже самое по другому называет, или просто исторически сложилось что не использует какие то методы в практике.
Например тут на этом форуме приводили видео монаха который говорит "как можно что то получить лишь повторяя имя Будды?". Мне вот ясно зачем они повторяют, что за процессы внутри них при этом происходят, и почему тому монаху это непонятно. Но спорить чем та или другая традиция лучше или правее - смысла не вижу. Каждый видит лишь то что ему доступно.
Все таки со времен Будды все перемешалось и самые действенные методы были перетянуты последователями друг у друга, что корнями в буддизме а что уже было до него уже не разберешь. Это повод только все проверять на себе чтобы понять результат, а не отвергать что то потому что так принято в конкретной традиции.
Detonator
Аватара
Репутация: 940
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#31 Маркион » 10.04.2014, 15:06

Ярослав писал(а):Возможно он имел в виду Веданту, в ней как источник Бхагават-Гиту, и Бхакти с Гъяной, имеющейся в ней.
Строго-то говоря, лейтмотив Гиты - карма-йога. Ну и Гита - не единственный источник веданты.

Detonator писал(а):Я традиции не запоминал, мне оно не нужно.
Ок.
Pāḷi - Язык Пали - Pali Language - https://vk.com/paali
Маркион M
Аватара
Откуда: Москва/Челябинск
Репутация: 1460
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет

#32 Ярослав » 10.04.2014, 17:29

Маркион писал(а):
Ярослав писал(а):Возможно он имел в виду Веданту, в ней как источник Бхагават-Гиту, и Бхакти с Гъяной, имеющейся в ней.
Строго-то говоря, лейтмотив Гиты - карма-йога.
Начинается карма-йогой, заканчается раджа-йогой. Естественная последовательность.

Маркион писал(а):Ну и Гита - не единственный источник веданты.
Книга не может быть источником. Она может только указывать на источник.
Ярослав
Репутация: 22
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 04.02.2014
Традиция: Нет

Пред.

Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 27 гостей