Приведу буддийское по смысле высказывание Артура Шопенгауэра из книги "Мир как воля и представление":
"Беспрестанные усилия освободиться от страдания приводят лишь к тому, что оно меняет свой облик. Сначала оно представляет собою лишения, нужду, заботу о существовании. Если посчастливится (что очень трудно) изгнать страдание в этом облике, оно тотчас же возникнет в тысяче других форм, меняясь сообразно возрасту и обстоятельствам: оно придет как половое чувство, страстная любовь, ревность, зависть, ненависть, гнев, страх, честолюбие, сребролюбие, болезнь – и т.д. и т.п. Если, наконец, оно не может найти себе доступа ни в какой другой форме, оно явится в траурной, серой одежде пресыщения и скуки, против которой изыскиваются тогда всякие средства. Если и удастся в конце концов ее отпугнуть, то это едва ли можно сделать, не допустив обратно страдания в одной из прежних его форм, и таким образом сказка начинается с начала, ибо между страданием и скукой мечется каждая человеческая жизнь. Как ни печальна эта истина, я все-таки обращу внимание на одну ее сторону, из которой можно почерпнуть утешение и даже, может быть, стоическое равнодушие к собственному горю. Мы ропщем на каждое свое несчастье главным образом потому, что считаем его случайностью, вызванной сцеплением причин, которое легко могло бы сложиться иначе. Ведь обыкновенно мы сетуем на непосредственно необходимое и совершенно всеобщее зло, какова необходимость старости и смерти и множества повседневных неудобств. То, что придает страданию его жало, – это, скорее, мысль о случайности тех обстоятельств, которые навлекли его именно на нас. Если же мы поймем, что страдание как таковое существенно и неизбежно для жизни, а от случая зависит только его форма, только вид, какой оно принимает, что, следовательно, каждое наше горе заполняет место, которое без него тотчас заняла бы другая горесть, им в данный момент вытесняемая, так что судьба имеет над нами по существу мало власти, – если мы поймем это, то такая мысль, обратившись в живое убеждение, может вызвать значительную степень стоического равнодушия и весьма уменьшить тягостную заботу о собственном благополучии. Однако в действительности такое господство разума над непосредственным чувством страдания встречается редко или не встречается никогда."
Вот то самое осознание неизбежности страдания, его неслучайности в своей жизни, и есть, как мне кажется, первый шаг к освобождению от тягости прозрения в Первую Благородную Истину, первый шаг к контролю над чувством страдания. Но и это ещё не всё. Многие буддисты, да и не только буддисты, говоря о дуккхе, забывают, что страдание, также как и счастливые состояния, не вечно. А ещё ведь есть и главное - ниббана - полное освобождение о всех видов дуккхи.
Но даже помня о счастье ниббаны (полном угасании мучающей жажды), некоторые люди и здесь находят повод для уныния - типа я не достоин ниббаны, я не смогу в этой жизни пройти путь и т.д. Надо ли говорить о том, что Будда не приветствовал подобного настроя? Все люди разные, с разными способностями и условиями для практики. Но это означает лишь разницу скорости прохождения пути, которой тем не менее не закрыт ни для кого. Например Дхаммавуддхо Тхера в своей
статье приводит мнение о том, что достичь уровня Сотапанны относительно несложно. А это ведь означает максимум семь рождений в сансаре и гарантированное Архатство!