Вера-saddhā

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

  • 4

#1 Маркион » 19.12.2014, 08:46

Дайджест статьи Шохина "Брахманская вера-śraddhā и ее испытание буддизмом".

Основным древнеиндийским соответствием понятия веры является санскритское sraddhä, которому и соответствует палийское saddhä, происходящее от сложного глагола srat + dhä, родственного латинскому credo и ирландскому cretim, со значениями «доверять», «в кого-то верить», «чего-то придерживаться».

Будда, который подверг критике и материалистический атеизм, и все разновидности скептицизма, и адживиковский детерминизм, и джайнский релятивизм, но противопоставлял веру своих последователей как «основательную» (âkâravatï saddhâ) — на деле проверенную, «гарантированную» — «безкорневой» вере тех, кто этой «проверочной работы» не проделал, — amülika saddhä (см. выше), а индивидуальный духовный опыт, реализующийся в умозрении (abhinnä), — проблематичному знанию тех, кто следует Трем Ведам (anussavikä). Именно позиция брахманов, основывающихся на авторитетах (мышление по типу: «Наш учитель очень почитаем — мы говорим так из почтения к нашему учителю») оценивается Буддой как «незрелая».

Основываясь на тщательнейшем исследовании палийских текстов, ланкийский буддолог постарался дифференцировать те контексты и градации значений соответствующих понятий, которые у его предшественников, по его мнению, недостаточно оправданно унифицировались. Прежде всего он различает saddhä и близкие, но не тождественные ей понятия bhatti (= санскр. bhakti) — «преданность», рета (= санскр. ргетап) — «сыновняя любовь», pasäda (= санскр. prasäda) — «ментальное приятие», отмечая, что saddhä наиболее близка к последнему понятию4. Вера означает прежде всего доверие к инструкциям учителя, но наиболее важное значение имеют рекомендации не принимать и не отвергать ничего из предлагаемых учений (в том числе самого Будды), но вначале допустить их, подвергнув испытанию, затем проверить того, от кого они исходят (будь он хоть Татхагата), и только затем принять окончательное заключение о них. Вера тех, кто прошел все эти стадии критической работы, получает название «основательной веры» — âkâravatï saddhä, а тех, кто ее не проделал, — amülika saddhä, «безкорневой веры». Именно «основательная вера» и есть то, что более всего ценится в буддизме, и наделенный ею становится «освобожденным через веру»5. К этому понятию очень близко, если не синонимично ему, понятие aveccappasäda-saddhä — «вера, результирующая из понимания».

Скачать полную версию можно по ссылке.
Pāḷi - Язык Пали - Pali Language - https://vk.com/paali
Маркион M
Аватара
Откуда: Москва/Челябинск
Репутация: 1458
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет

Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 5 гостей