Бодхисатта

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

#101 Mira » 13.01.2015, 16:27

Топпер писал(а):Нет. В Махаяне говорят о бодхичитте. В этом принципиальное отличие и это - отдельная сила, недоступная хинаянцам.

Я знаю. Но по существу, я развиваю метту, а кто-то бодхичитту. Не будут ли развиваемые нравственные качества одними и теми же?

Топпер писал(а):Правда есть такое объяснение (по крайней мере про главных учеников Будды), почему у них достижение Ниббаны шло медленнее, чем у второстепенных. Ответ такой: что более великому человеку нужно больше времени на то, чтобы "разогнаться"

Может быть поэтому, будучи бодхисаттой и следуя Дхамме, не мог достичь Ниббаны.
Последний раз редактировалось Mira 13.01.2015, 16:33, всего редактировалось 1 раз.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#102 SV » 13.01.2015, 16:27

А для буддизма важно другое: включён текст в Канон или нет. Если Соборы канонизировали Типитаку в таком, а не в другом виде, этого достаточно. Значит четырём великим отношениям даже более поздние тексты, включённые в Канон, удовлетворили.

Для буддизма важно следовать слову Учителя - а не тому, что навключали в каноны (которых, к слову, вагон и тележка в "буддизмах"). А задача буддиста, соответственно, разобраться в этом вопросе. Что-то могли включить в канон, что соответствовало 4 отношениям. А что-то могли включить и такое, что не соответствовало. Как, например, идею "Пути бодхисаттвы", возвращаясь к теме :lupa: :yes:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#103 Топпер » 13.01.2015, 16:32

Mira писал(а):
Топпер писал(а):Нет. В Махаяне говорят о бодхичитте. В этом принципиальное отличие и это - отдельная сила, недоступная хинаянцам.

Я знаю. Но по существу, я развиваю метту, а кто-то бодхичитту. Не будут ли развиваемые нравственные качества одними и теми же?
С т.з. махаяны нет. У них есть и метта и бодхичитта. и это разные вещи.
Топпер

  • 2

#104 Топпер » 13.01.2015, 16:34

SV писал(а):Для буддизма важно следовать слову Учителя - а не тому, что навключали в каноны (которых, к слову, вагон и тележка в "буддизмах"). А задача буддиста, соответственно, разобраться в этом вопросе. Что-то могли включить в канон, что соответствовало 4 отношениям.
Вот мы опять и приходим к критерию личного понимания. Потому как получается (например по поводу Абхидхаммы) Третий Собор во главе с Моггалипуттой Тисой vs личное мнение.
А что-то могли включить и такое, что не соответствовало. Как, например, идею "Пути бодхисаттвы", возвращаясь к теме :lupa: :yes:
Ну вот например Четыре Встречи Бодхисатты Сиддхаттхи. Как к ним относиться? Их в Типитаке нет, а в традиции есть. Притом в традиции, которая древнее и мощнее комментариев к Типитаке.
Или берём Джатаки в полной форме (не только гатхи). или Дхаммападу. Они же вообще вне контекста комментария не понимаются. Существуют слитно с ним.
Топпер

#105 Mira » 13.01.2015, 16:38

Топпер писал(а):С т.з. махаяны нет. У них есть и метта и бодхичитта. и это разные вещи.

А с точки зрения тхеавады мы ничего похожего на бодхичитту не развиваем? Она - это какие-то эксклюзивные добродетели?
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#106 Топпер » 13.01.2015, 16:43

Mira писал(а):А с точки зрения тхеавады мы ничего похожего на бодхичитту не развиваем? Она - это какие-то эксклюзивные добродетели?
По определению бодхичитта - это "устремление к просветлению на благо всех живых существ". В махаяне говорят, что это не просто настрой ума, а отдельная сила, которая помогает становиться Буддой.

Что тут по этому поводу сказать? Ну просто желание такое. Конечно никакая это не отдельная сила. Особенно учитывая, что человек взявший обеты бодхисатты даже теоретически не может представить всю сложность выполнения такого обета: когда нужно спасти всех существ, сколько бы их не было.
Если представить не может, но даёт такое обещание, то что это, как не амбиции?
Топпер

  • 1

#107 Mira » 13.01.2015, 17:11

Ну, я вот тоже стремлюсь к просветлению, и считаю, что от этого всем лучше будет (по крайней мере, на одно существо творящее в мире безобразия меньше:)))

Ну желание само по себе неплохое. К тому же махаянцы, с которыми я общалась не стремятся ВСЕХ спасти, они не трактуют буквально, а воспринимают это как общую мотивацию к продвижению по пути, ну, примерно, как я выше написала: "от моего просветления всем лучше будет". Правда они думают, что при этом смогут помогать другим, что, по моему, тоже не плохо. Махаянцам, как и тхеравадинам нужно взрастить благое и уничтожить омрачения. А там уж видно будет, кто прав.
Последний раз редактировалось Mira 13.01.2015, 17:23, всего редактировалось 1 раз.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#108 Федор » 13.01.2015, 17:36

Топпер писал(а):По определению бодхичитта - это "устремление к просветлению на благо всех живых существ"

Кстати, в Каноне встречается фраза "на благо всех", но там Будда наставляет учеников перед своей смертью идти и нести Дхамму людям. Никакого другого смысла он не вкладывает в эти слова. Махаяна же некоторые аспекты учения доводит до абсурда, этим искажая Дхамму и вводя в заблуждение людей.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#109 Федор » 13.01.2015, 17:38

Mira писал(а):Ну желание само по себе неплохое

Так много чего в мире неплохого есть. Махаяна вообще неплохая в целом, только к Дхамме Будды мало отношения имеет.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#110 Топпер » 13.01.2015, 17:39

Mira писал(а):Ну, я вот тоже стремлюсь к просветлению, и считаю, что от этого всем лучше будет (по крайней мере, на одно существо творящее в мире безобразия меньше:)))
Так вы же к личному, а не всех спасать.
Ну желание само по себе неплохое.
Неплохое если относится к нему как вы: когда это просто хорошая мотивация. Тогда действительно ничего плохого в ней нет.
К тому же махаянцы, с которыми я общалась не стремятся ВСЕХ спасти, они не трактуют буквально, а воспринимают это как общую мотивацию к продвижению по пути, ну, примерно, как я выше написала: "от моего просветления всем лучше будет". Правда они думают, что при этом смогут помогать другим, что, по моему, тоже не плохо.
Тогда чем они с точки зрения своей доктрины отличаются от хинаянцев?
Махаянцам, как и тхеравадинам нужно взрастить благое и уничтожить омрачения. А там уж видно будет, кто прав.
я тут как подхожу: больной да исцелись сам.
Прежде чем доктором становиться, нужно хотя бы самому вначале вылечится, а не отказываться от лечения до того момента, пока не получишь медицинский диплом.
я вот тоже не знаю, кто мешает им вначале достичь Ниббаны при жизни, а уж потом действовать по обстоятельствам.
Топпер

  • 3

#111 Топпер » 13.01.2015, 17:40

Федор писал(а):
Топпер писал(а):По определению бодхичитта - это "устремление к просветлению на благо всех живых существ"

Кстати, в Каноне встречается фраза "на благо всех", но там Будда наставляет учеников перед своей смертью идти и нести Дхамму людям. Никакого другого смысла он не вкладывает в эти слова. Махаяна же некоторые аспекты учения доводит до абсурда, этим искажая Дхамму и вводя в заблуждение людей.
Так в том то и дело. Особенно когда тхеравада обвиняется в каком-то огульном эгоизме. Дескать вообще ничего не для кого делать не хочет. На деле же, в практическом применении, тхеравадины миссионерствуют не меньше и не хуже представителей махаяны.
Топпер

  • 2

#112 Денис85 » 13.01.2015, 17:48

Кхеминда писал(а):У нас в университете индусы угарают над комментариями, мол в отрыве от индийской культуры такого азиаты и ланкийцы понапридумывали, в то время как большинство эпизодов сутт для индусов понятны в силу культурной особенности. Они уже думают с каких комментов распил начать с Тики или Аттхакатхи. И плюс еще та же проблема по их словам из-за незнания азиатами санскрита санскрита. Мол такие заявы от них уже, что они не должны читать, так это комментарии

А что индуисты, если речь о них, у них все нынешние сампрадаи достаточно поздние явления: Бенгальский вайшнавизм-16 век, Кашмирский шиваизм 8-9 вв., идеи адвайта-веданты были намечены Гаудападой (6 век) и систематически разработаны Шанкарой (7 — 8 вв.); во время "схоластической эры" (700— 1700 гг.) появились три основные вариации веданты. Традиция натхов сформировалась в 10-12 вв., а труд по Хатха-Йоге Прапидике составлен в 15 веке Сватмарамей. Некоторые традиции отвергают веды, имеют свой корпус писаний, да и всякие пураны, являются продуктом средневековья, не говоря уже о временах письменной фиксации и кодификации других текстов, как в случае с теми-же текстами Санкхьи, о которых лет 300 ничего не было слышно если я не ошибаюсь (ранее уже была тема в которой обсуждалась датировка текстов традиции Санкхья). Просто нужно держаться выбранной традиции и всех её текстов, вдохновляться примерами подвижников выбранной традиции, смотреть на их реализацию, смотреть на собственную практику.
Денис85 M
Откуда: Алтайский край, г. Рубцовск
Репутация: 1053
Сообщения: 1858
Зарегистрирован: 15.10.2014
Традиция: Нет

#113 Кхеминда » 13.01.2015, 17:52

Топпер писал(а):Индусы правда тоже хороши. Они же неофиты. Своего буддизма у них не сохранилось. И что они сами то могут сейчас накомментировать? Мне индусы в дацане как-то рассказывали про Будду - девятого аватара Вишну.
Так вам рассказывали Индуисты наверное, а не Буддисты, а если Буддисты, то наверняка не тхеравадины. И с чего это они неофиты? В Индии всегда существовала Тхеравада традиционно даже до Амбедкара. Вам вообще о чем нибудь северо-восток Индии говорит?
Кхеминда

#114 Кхеминда » 13.01.2015, 17:53

Денис85 писал(а):А что индуисты, если речь о них, у них все нынешние сампрадаи достаточно поздние явления: Бенгальский вайшнавизм-16 век, Кашмирский шиваизм 8-9 вв., идеи адвайта-веданты были намечены Гаудападой (6 век) и систематически разработаны Шанкарой (7 — 8 вв.); во время "схоластической эры" (700— 1700 гг.) появились три основные вариации веданты. Традиция натхов сформировалась в 10-12 вв., а труд по Хатха-Йоге Прапидике составлен в 15 веке Сватмарамей. Некоторые традиции отвергают веды, имеют свой корпус писаний, да и всякие пураны, являются продуктом средневековья, не говоря уже о временах письменной фиксации и кодификации других текстов, как в случае с теми-же текстами Санкхьи, о которых лет 300 ничего не было слышно если я не ошибаюсь (ранее уже была тема в которой обсуждалась датировка текстов традиции Санкхья). Просто нужно держаться выбранной традиции и всех её текстов, вдохновляться примерами подвижников выбранной традиции, смотреть на их реализацию, смотреть на собственную практику.
Речь не о индуистах.
Кхеминда

#115 Топпер » 13.01.2015, 17:57

Кхеминда писал(а):Так вам рассказывали Индуисты наверное, а не Буддисты, а если Буддисты, то наверняка не тхеравадины.
Да, конечно.
И с чего это они неофиты? В Индии всегда существовала Тхеравада традиционно даже до Амбедкара. Вам вообще о чем нибудь северо-восток Индии говорит?
Неприпомню, чтобы она существовала "вегда". Насколько я знаю, реально тхераваду возрадил в Индии Амбедкар.
А на Северо-Востоке где существовала тхеравада? На границе с Бирмой?
Топпер

  • 1

#116 Кхеминда » 13.01.2015, 17:59

Топпер писал(а):Неприпомню, чтобы она существовала "вегда". Насколько я знаю, реально тхераваду возрадил в Индии Амбедкар.
А на Северо-Востоке где существовала тхеравада? На границе с Бирмой?
Не только с Бирмой, но и на границе с Бангладешем, вообще в большей степени традиционная Тхеравада в штате Мизорам.

Все таки культурная среда это важная составляющая, без нее очень многое люди не понимают. Ну и плюс изучение однокоренных языков тоже важно.
Кхеминда

#117 Mira » 13.01.2015, 18:02

Федор писал(а):Махаяна же некоторые аспекты учения доводит до абсурда, этим искажая Дхамму и вводя в заблуждение людей.

А Махаяна не существует отдельно от людей, если им нравится такая религия и они там годами практикуют и довольны, то нам какое до этого дело? Там Дхамму, в тхеравадинском понимании, можно найти, другое дело, что это никому не нужно. В Махаяне люди находят то, чего нет в Тхераваде.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#118 Денис85 » 13.01.2015, 18:10

Топпер писал(а):я тут как подхожу: больной да исцелись сам

Взять нидаловцев, в их среде была, а может и имеется распущенность, пьянство. Чему можно у них научиться? Чему можно научиться у похотливого? Чему он может меня учить, если он сам слепой и других слепых за собой ведёт? Потом взять тех кто идёт путём ануттара-йога-тантры, там на вершине практикуется кармамудра, а значит все эти тантрические мастера сексуально активны и не достигают бесстрастия, а бесстрастие самое высокое что есть. Далай-ламе тоже доверия нет, мне он видится хитрым человеком. Правда прошу прощения что я осуждаю, но так увидел.
Денис85 M
Откуда: Алтайский край, г. Рубцовск
Репутация: 1053
Сообщения: 1858
Зарегистрирован: 15.10.2014
Традиция: Нет

#119 Топпер » 13.01.2015, 18:18

Кхеминда писал(а):Не только с Бирмой, но и на границе с Бангладешем, вообще в большей степени традиционная Тхеравада в штате Мизорам.
Вообще это по-моему уже Индией сложно назвать. Там, поди, и не индусы уже живут, а родственные бирманцам народы?

Вы говорите, что там традиция не прерывалась? А есть какие-то старые тхеравадинские монастыри.
Все таки культурная среда это важная составляющая, без нее очень многое люди не понимают. Ну и плюс изучение однокоренных языков тоже важно.
В общем то да.
Топпер

#120 Mira » 13.01.2015, 18:19

Топпер писал(а):Так в том то и дело. Особенно когда тхеравада обвиняется в каком-то огульном эгоизме. Дескать вообще ничего не для кого делать не хочет. На деле же, в практическом применении, тхеравадины миссионерствуют не меньше и не хуже представителей махаяны.

Обвиняется и обвиняется. Неумные и агрессивные люди этим занимаются. Куда уж без них (в любой религии и традиции).

Топпер писал(а):Тогда чем они с точки зрения своей доктрины отличаются от хинаянцев?


Ну мы же не хинаяна. Какая разница чем они от неё отличаются?

Топпер писал(а):я тут как подхожу: больной да исцелись сам.
Прежде чем доктором становиться, нужно хотя бы самому вначале вылечится, а не отказываться от лечения до того момента, пока не получишь медицинский диплом.
я вот тоже не знаю, кто мешает им вначале достичь Ниббаны при жизни, а уж потом действовать по обстоятельствам.

Так они и стремяться к просветлению, то есть хотят получить диплом доктора. Только методы у них другие.
Последний раз редактировалось Mira 13.01.2015, 18:21, всего редактировалось 1 раз.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 19 гостей