Саматха не ведет к Ниббане

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

#1 Кхеминда » 22.10.2013, 14:33

Уже не первый раз встречаю.данное заявление, мол практикп Саматхи и Джхан не ведет к Ниббане, а ведет к перерождению в высших мирах, мол к Ниббане ведет только к Сатипаттхана, при чем об этом говорят авторитетные учителя Ланки и Мьянмы.
Кхеминда

  • 4

#2 SV » 22.10.2013, 14:36

Увы и ах, да. Сам был в шоке, когда на первый ретрит махасисаядовской системы попал в Бангкоке, и там это было одним из самых главных постулатов.

Сильное заблуждение, не понимаю чем вызванное :sad:

Ну а насчёт авторитетных учителей следует знать это: http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... ana-sutta-02-ivahnenko.htm#p28 :look:
SV M В сети
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14161
Сообщения: 5851
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 Кхеминда » 22.10.2013, 14:39

А в суттах хоть какой нибудь намек на это есть?
Кхеминда

  • 3

#4 SV » 22.10.2013, 14:40

Намёка не то что нет - есть целиком противоположное утверждение, где Будда говорит, что без джханы освобождение невозможно: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn64-mahamalunkya-sutta-sv.htm#a2

Причём, стоит отметить, что это Будда относил к "невозможности" (т.е. достижение анагаминства/арахантства без джханы). У него была такая особая сверхспособность - одна из 10 сил Татхагаты - знать "возможное как возможное, а невозможное как невозможное". И вот тут он как раз говорит, что невозможно без джхан.
SV M В сети
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14161
Сообщения: 5851
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Кхеминда » 22.10.2013, 14:44

Наверное какое то личное убеждение Ланкийско-мьянмарских традиций
Кхеминда

  • 3

#6 SV » 22.10.2013, 14:50

Насколько я понимаю, подобное утверждение выросло из той части поздних комментариев (aka Висуддхимагга и прочее такое), что достижение араханства возможно без джханы. Сначала сделали утверждение, что оно возможно без неё. Дальше стали обосновывать почему возможно без неё (использовав опять-таки позднюю абхидхаммическую концепцию локуттара-джханы), ну а потом пошли ещё дальше, вообще заявив, что джхана и саматха = зло, ибо только голая випассана "труЪ". Очевидно, какой-то очень важный монах в иерархии так сказал, а потом, чтобы ему не перечить, остальные стали соглашаться, чисто из-за раболепства. И ну со временем выросло в некую "официальную точку зрения". Вот что бывает, когда монахи следуют только традиции, но не слову Будды :cowboy:

По сабжу полезно почитать труды Дост. Брахмали:

http://theravada.ru/Teaching/Works/jhana-lokuttarajhana-sv.htm
http://theravada.ru/Teaching/Works/satipatthana-samadhi-sv.htm

:lupa:
SV M В сети
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14161
Сообщения: 5851
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#7 Кхеминда » 22.10.2013, 14:54

Благодарю
Кхеминда

#8 Toltec » 22.10.2013, 16:39

Eugeny писал(а):Уже не первый раз встречаю.данное заявление, мол практикп Саматхи и Джхан не ведет к Ниббане, а ведет к перерождению в высших мирах, мол к Ниббане ведет только к Сатипаттхана, при чем об этом говорят авторитетные учителя Ланки и Мьянмы.

Интересно, а эти самые досточтимые достигали Джхан?
Toltec
Репутация: 29
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 18.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#9 Кхеминда » 23.10.2013, 09:38

Самое забавное, у них главный контраргумент, мол нельзя верить всему, что написано в суттах.
Кхеминда

  • 2

#10 Топпер » 23.10.2013, 09:40

И аргумент железобетонный. Его для любого случая можно применять.
Топпер

  • 2

#11 Упасака » 23.10.2013, 12:31

Не знаю почему в тайских монастырях которые придерживаются методики Махаси Саядо считают что практика саматхи не нужна. Например сам Махаси Саядо и его ученики указывали на важность 4-х так называемых охраняющий(защитных) медитаций перед практикой випассаны. Это Буддаанусати, меттабхавана, асубхабхавна и маранусати. Причём их можно практиковать перед випассаной как все сразу по несколько минут..так и отдельно можно выбрать одну и развивать хороший уровень сосредоточения. Например один ученик Пемасири Тхера из Шри Ланки рассказывал что учитель сначала давал ему практику асубхи перед тем как перейти к випассане..другим метту..И практика эта была не месяцок другой а год и более. Пемасири Тхера если кто не знает ученик Махаси Саядо и руководит ритритным центром Суматхипала Нахими Сенасун Арана. Это рядом с Коломбо.
Из своего опыта практики в тайском монастыре который придерживается традиции Махаси Саядо скажу ,что поначалу мне учитель давал только медитацию при ходьбе и слежение за дыханием в стиле саматхи. Ни о какой випассане речи и не шло
Упасака M
Откуда: Бангкок
Репутация: 46
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 3 гостя