Список форумов › Теория и практика › ТЕОРИЯ
Да.Antaradhana писал(а):Закрыл для себя вопросы относительно окончательной ниббаны, сведя всё к четырем пунктам.
1. Ниббана - является окончательным прекращением дуккха (об этом Будда говорил недвусмысленно).
2. Ниббана - вне времени и пространства.
3. Ниббана - внеличностна.
4. Из пунктов 2 и 3 вытекает, что ниббана немыслима с позиции восприятия, имеющихся образов и опыта обычных (непробужденных) живых существ.
Топпер писал(а):И ещё, пожалуй можно добавить, что Ниббана - истинная реальность. (но не сансара).
Antaradhana писал(а):1. Ниббана - является окончательным прекращением дуккха (об этом Будда говорил недвусмысленно).
2. Ниббана - вне времени и пространства.
3. Ниббана - внеличностна.
4. Из пунктов 2 и 3 вытекает, что ниббана немыслима с позиции восприятия, имеющихся образов и опыта обычных (непробужденных) живых существ.
5. Ниббана - истинная реальность, отличная от самсары (иллюзорной реальности).
masterjack писал(а):Я бы убрал истинная оставив просто реальность.
Наша реальность тоже истинная.
Просто обусловлена "своими" факторами.
Откуда такое определение ниббаны?Михаил К писал(а):1. Если ниббана - окончательное прекращение любых процессов, то она не отлична от смерти в ее материалистическом понимании
Теперь понял. (вначале неправильно воспринял ваше сообщение).Михаил К писал(а):из опросника. "1. Окончательное прекращение любых процессов"
Топпер писал(а):Ниббана - это прекращение неблагих дхамм. Всё. Никакого соответствия между обязательным прекращением процессов и Ниббаной нет.
uwei писал(а):
один православный доказывал, что ниббаны быть не может, так как энергия не уничтожается а переходит в другую форму. поэтому там что-то остается
Михаил К писал(а):1. Если ниббана - окончательное прекращение любых процессов, то она не отлична от смерти в ее материалистическом понимании. Даже допуская существование некоего метафизического принципа, делающего возможным "перевоплощение", следующее рождение-существование-смерть будет рождением-существованием-смертью другого. Для "этого" смерть - полное прекращение.
2. Посмертное существование предполагает существование кого-то. Бессмертие, блаженство и прочие "пряники" подразумевают субъекта, по отношению к которому они существуют. Существование может быть, конечно, и без кого бы то ни было, но тогда переходим к пункту №1.
3. Занимая агностическую позицию, уподобляемся человеку, который, по справедливому замечанию Аджана Брахма, "залез в автобус, не особо представляя, куда он направляется". Р. Докинз в своей книге "Бог как иллюзия" цитирует определение агностицизма, данное Т. Г. Гексли: "Агностицизм по своей сути - это не вера, а метод, в основе которого лежит неукоснительное выполнение одного принципа... Предписываемые им действия можно сформулировать следующим образом: в размышлениях, невзирая на все прочее, следуй разуму так далеко, как сможешь. И воздерживайся считать бесспорными выводы из размышлений, не получивших или не могущих получить наглядное подтверждение". Не представляю, какое могут получить наглядное подтверждение размышления о ниббане. Субъективно пережитого опыта ниббаны (что, как я понимаю, означало бы "вхождение в поток", как минимум), судя по непрекращающимся баталиям, в буддизмах не наблюдается. Т.е. он, опыт, может, конечно, и есть, но не наблюдается. Никто не вышæел и не провозгласил, подобно ученикам Будды, что "святая жизнь прожита не зря..." Так что в данном вопросе агностическая позиция представляется более честной. Лично для меня.
DitafonTiz писал(а):Для него нет ниббаны,все верно.
Будда же говорил вроде,что сансара безначальна, значит она существует бесконечное количество квадриллионов лет. Если посудить что хотя-бы одно живое существо уходит в Ниббану раз в сто лет, то сансары уже давно не должно было существовать, но она почему-то еще существует.masterjack писал(а):То сансарный мир существует благодаря желаниям человека.
Т.е. можно сказать о неистинности сансарного мира.
И истинности ниббаны.
Так же из этого вытекает ыозможность полного исчезновения сансарного мира
Когда все уйдут в ниббану.
Потому, что мощность бесконечностей разная.саша писал(а):Будда же говорил вроде,что сансара безначальна, значит она существует бесконечное количество квадриллионов лет. Если посудить что хотя-бы одно живое существо уходит в Ниббану раз в сто лет, то сансары уже давно не должно было существовать, но она почему-то еще существует.
Сейчас этот форум просматривают: 32 гостя