Буддийская йога в целом определяется традиционным образом как Путь Очищения - “Висуддхи Магга” на языке пали. Причём “очищение” - это, конечно, удобная и понятная традиционная метафора йогической практики в целом. Обратите внимание на интересную логику, вытекающую из этой метафоры: очищение предполагает в качестве предпосылки существование совершенной природы нашего ума, скрытой за поверхностными загрязнениями, омрачениями, искажениями.
В этой логике вполне можно распознать, развитую впоследствии в махаяне, концепцию “буддовости”, то есть изначальной “пробуждённой” природы в каждом существе. Но это отступление, а мы переходим к сути. Осуществляемая символически как очищение, буддийская йога по своей сути представляет практику развития ума, называемую бхавана. Бхавана - это вся совокупность методов, включающая в себя очень разнообразные техники и подходы к практике в целом. Будда давал разные объекты для медитации и рекомендовал использовать различные средства в зависимости от индивидуальной предрасположенности человека. Однако, в том или ином виде структура практики представляет из себя универсальную цепочку необходимых звеньев, которые должен реализовать каждый последователь буддийского пути. Этих звеньев всего 7, и они называются висуддхами, то есть очищениями.
Обозначим кратко три основных области совершенствования нашего ума, на которые направлена бхавана: 1) поведенческая дисциплина (sīla), позволяющая избегать неискусных (akusala) действий на уровне тела, речи и ума; 2) развитие способности ума к сосредоточению (samādhi), то есть своевременному достижению и поддержанию необходимой для практики собранности и концентрации; а также 3) развитие мудрости (рaññā).
Первые два пункта будут ещё раскрыты далее, а третий кратко проясним сразу, так как он несколько сложнее. “Мудрость”, или панья, это никак не обыденная мудрость в житейском смысле, а специфический буддийский термин, обозначающий видение и понимание природы реальности в её сущностных характеристиках и управляющих ей причинных взаимосвязях. Панья развивается посредством випассаны, а именно через наблюдение материальной и психической составляющей или, иначе говоря, знаковой и образной части феномена (Нама и Рупа), и через дальнейшее распознавание их природы. Панья реализуется сначала на мирском уровне и затем на трансцендентном уровне, на высших ступенях практики, через, так называемое, познание Пути и Плода. Трансцендентную мудрость невозможно определить через какие-либо концептуальные конструкции, поэтому заключительные 6-ой и 7-ой этапы очищения, в которых достигается эта трансценденция, мы можем только примерно наметить.
https://www.facebook.com/notes/валентина-цветкова ... ддийской-йоге/1002493393137218