Топпер писал(а):Камма - это не моральный закон, а закон природы. И он не ставит себе целью "наказать" или "поощрить" "грешника". Также, как не ставит себе целью закон тяготения наказать нерадивого строителя, ходящего без каски по стройке, путём обрушения ему на голову кирпича.
Закон каммы свойствен всем живым существам, у которых есть сознание, килесы, четана и способность различать.
Это с нашей точки зрения, с точки зрения тех, кто
понимает. Но а вот представьте себе, если подвесить камень на веревке за ветку дерева. Он будет раскачиваться, его будет мочить дождь, сушить ветер, веревка будет истончаться и наконец оборвется. И камень упадет на землю. Можно тут говорить о карме? Конечно нет, это просто закон причин и следствий.
Так же и в отношении живых существ, как я думаю. Какое намерение может испытывать личинка самца жука рогача, которая прогрызает в дереве отверстие в два раза большее, чем личинка самки? Ни тот ни другая еще не знают, что у самца вырастут рога и чтобы вылезти из дупла как раз и нужно такое отверстие, а не другое. Научный факт.
Так же не знают птицы одного вида почему они строят гнездо на дереве, а другой вид строит его в камнях. И т.д. В этом смысле.
Кстати, тут загадка, что заставляет их так делать, а не иначе.
Но камма - это намерение, как сказано в Ниббедхика сутта (выше цитирую). А намерение не может быть бессознательным. В той или иной мере. Если действие полностью бессознательно - нет ответственности, кстати. Есть только следствия.