Страница 1 из 4

Что такое Дхармы?

Сообщение #1Добавлено: 24.09.2016, 20:54
саша
В интернете не могу найти ничего толкового по этому. Имеется в виду какие-то дхармы-кирпичики которые очищать надо.
Кто-нибудь может дать определение что такое дхармы? Или ссылку на информацию о них.
Слышал что в различных течениях буддизма их колличество разное, почему так?

Сообщение #2Добавлено: 24.09.2016, 21:45
Топпер
Дхаммы - "конечные реальности", "элементы" из которых конструируется поток сознания и весь остальной мир.
В кругосвете

Количество разное т.к. буддизм разделился на школы. Еретические школы создали свои абхидхаммы.

Сообщение #3Добавлено: 24.09.2016, 21:47
Искатель
саша писал(а):В интернете не могу найти ничего толкового по этому. Имеется в виду какие-то дхармы-кирпичики которые очищать надо.
Кто-нибудь может дать определение что такое дхармы?

Викисловарь даёт такие определения (на Пали):

1. Дхамма (как учение Будды)
2. Мир (со знаком вопроса: видимо, существуют сомнения в полной корректности такого перевода)
3. Вещь (в смысле некое явление, феномен)


Как понимаю я. Дхамма (с большой буквы) - это Учение Будды, а дхаммы - это все возможные феномены (и умственные и материальные). Также, насколько я понимаю, дхаммы - это "пути". Поскольку в уме умственные феномены имеют свойство очень быстро сменять друг друга, но в целом, для каждого существа существуют некие "устойчивые группы умственных феноменов", которые возникают в уме чаще, чем другие, в силу личных склонностей и предрасположенностей, а также внешних обстоятельств. И таким образом они складываются в жизненный опыт и жизненный путь существа. По-простому - какие мысли ты часто обдумываешь, смакуешь и лелеешь, то и начинает постепенно проявляться в твоём жизненном опыте, приводя тебя куда-либо (как ведёт дорога). Например, некий человек с детства увлекается наблюдением звёзд. Он часто мечтает и думает о них, в школе его самый любимый предмет - астрономия, потом он поступает университет и становится каким-нибудь астрофизиком. То есть из-за преобладания определённых дхамм в уме и намеренного удержания этих дхамм, существо устремляется "туда", где подобных состояний будет ещё больше. Или, например, человека из бедной семьи часто одолевает зависть к богачам и он с ней никак не борется и не считает эту зависть опасной. В последствии такие мысли толкают его на воровство, а потом приводят в тюрьму. Там уже таких неблагих состояний как зависть и соперничество будет ещё больше. И таким образом из дхамм формируется путь и качества отдельновзятой личности. В этом смысле Дхамма Будды - тоже путь. Потому как Будда наставляет взращивать и лелеять определённые воззрения, состояния ума и качества ума и исключать, рассеивать и устранять другие. И в конечном счёте эта цепочка дхамм должна приводить к конечной цели Буддизма.


P.S.
Кстати "Исследование Дхаммы/дхамм" - это второй из семи Факторов просветления. Насколько я понимаю, тут имеется в виду и исследование Дхаммы Будды, и исследование (отслеживание) дхамм, как умственных феноменов.

Сообщение #4Добавлено: 24.09.2016, 21:50
Топпер
Искатель писал(а):Кстати "Исследование Дхаммы/дхамм" - это второй из семи Факторов просветления. Насколько я понимаю, тут имеется в виду и исследование Дхаммы Будды, и исследование (отслеживание) дхамм, как умственных феноменов.
Дхаммавичая - это различение дхамм. Умение различить (отличить) одни дхаммы от других в потоке сознания.

Сообщение #5Добавлено: 24.09.2016, 21:55
Искатель
Топпер писал(а):Дхаммавичая - это различение дхамм. Умение различить (отличить) одни дхаммы от других в потоке сознания.

Ну... я просто здесь так выучил и запомнил... :shy:

http://theravada.ru/Teaching/Glossary/seven_factors.htm

● По поводу второго фактора (исследование Дхаммы) среди буддийских учителей имеются различные точки зрения. Некоторые говорят о том, что рассматриваются положения Дхаммы как учения, другие считают что речь идёт о прямом созерцании телесных и психических феноменов (дхамм). Сутты поддерживают ту или иную точку зрения в зависимости от контекста.


А, в викисловаре также, как Вы сказали... :upset:

Сообщение #6Добавлено: 24.09.2016, 22:01
Топпер
Искатель писал(а):● По поводу второго фактора (исследование Дхаммы) среди буддийских учителей имеются различные точки зрения. Некоторые говорят о том, что рассматриваются положения Дхаммы как учения, другие считают что речь идёт о прямом созерцании телесных и психических феноменов (дхамм). Сутты поддерживают ту или иную точку зрения в зависимости от контекста.

А, в викисловаре также, как Вы сказали... :upset:

Само значение слова: vicaya - различение
Глагольная форма:
vicinati - различает, узнает, познает

Сообщение #7Добавлено: 24.09.2016, 22:08
Искатель
Согласен. :agree:

Просто, вроде как, в тот момент, когда существо познаёт (исследует) Дхамму Будды, она ведь тоже становится умственной дхаммой. Видимо, из-за такой цепочки мыслей есть подобные мнения.

Сообщение #8Добавлено: 24.09.2016, 22:16
Топпер
Искатель писал(а):Согласен. :agree:

Просто, вроде как, в тот момент, когда существо познаёт (исследует) Дхамму Будды, она ведь тоже становится умственной дхаммой. Видимо, из-за такой цепочки мыслей есть подобные мнения.
Тут о более простом варианте речь. О том, что работает в паре с сати. Т.е. различение и памятование, по сути.
Например различение, когда в уме присутствуют лобха или доса или же метта и панньа.

Сообщение #9Добавлено: 24.09.2016, 22:40
саша
Топпер писал(а):Дхаммы - "конечные реальности", "элементы" из которых конструируется поток сознания и весь остальной мир.
В кругосвете
Вот как я понимаю они делятся на различные группы,я подумал было бы хорошо если бы кто-нибудь составил что-то типа подробной схемы или таблицы. думаю тогда было бы легче понять что такое дхармы, во всяком случае по моему мнению.

Сообщение #10Добавлено: 24.09.2016, 22:50
саша
Искатель писал(а):И таким образом они складываются в жизненный опыт и жизненный путь существа. По-простому - какие мысли ты часто обдумываешь, смакуешь и лелеешь, то и начинает постепенно проявляться в твоём жизненном опыте, приводя тебя куда-либо (как ведёт дорога). Например, некий человек с детства увлекается наблюдением звёзд. Он часто мечтает и думает о них, в школе его самый любимый предмет - астрономия, потом он поступает университет и становится каким-нибудь астрофизиком.
Чем-то мне это напомнило структуру человеческого мозга кстати, когда человек рождается у него в голове очень много свободных нейронов, а в процессе жизни эти нейроны начинают заполняться различной информацией и между ними образуются связи, некоторые связи отмирают в процессе жизни но основной нейро-рисунок в котором запечатлен харрактер, склонности и т.п. остается до самой смерти.

Сообщение #11Добавлено: 24.09.2016, 23:25
Елена Котельникова
Кое что о дхаммах и их классификации есть здесь

Сообщение #12Добавлено: 24.09.2016, 23:47
саша
Елена Котельникова писал(а):Кое что о дхаммах и их классификации есть здесь
Вот спасибо, почитаю.

Сообщение #13Добавлено: 25.09.2016, 11:50
amv
Если я не ошибаюсь, это метафизика в суттах никак не представлена, Будда ничего не говорил про "конечные реальности", "кирпичики"?

Сообщение #14Добавлено: 25.09.2016, 12:58
Кхеминда
amv писал(а):Если я не ошибаюсь, это метафизика в суттах никак не представлена, Будда ничего не говорил про "конечные реальности", "кирпичики"?
Про Дхаммы точно говорил

У того, кто почтителен и всегда уважает старых, возрастают четыре дхаммы: жизнь, красота, счастье, сила. - Дхаммапада 109

Сообщение #15Добавлено: 25.09.2016, 13:41
Олет.С
Елена Котельникова писал(а):Кое что о дхаммах и их классификации есть здесь
Взято по ссылке.
Сознание возникает при контакте с соответствующим объектом. Сознание ума, в свою очередь, подразделяется на четыре вида:
Тогда что такое сознание и что такое ум, у которого есть сознание?

Неизменяемые реальности. Смотрим спойлер.
Скрытый текст
Дхаммы – краткое описание и терминология Абхидхаммы

Два уровня истины:
саммути-сачча – конвенциональная, относительная истина,
параматтха-сачча – абсолютная, "настоящая" истина.
Анализ дхамм проводится на уровне параматтха-саччи.

4 параматтхи – неизменяемых реальности

Всё, что существует, существует лишь в рамках этих параматтх.

Читта – сознание,
Рупа – материальные элементы,
Четасика – элементы сознания,
Ниббана.

Читта, четасика и ниббана относятся к классу нама – феноменов сознания, рупа – к классу физических феноменов.
Нама характеризуется функцией переживания, осознания, рупа – отсутствием таковой.
Читта, четасика и рупа – обусловленные дхаммы, имеющие причину своего существования (санкхата дхамма),
ниббана – необусловленная, беспричинная дхамма (асанкхата дхамма).

I. Читта.

Осознание объектов. Синонимы, используемые в Абхидхамме – читта, чета читуппада, мана, мано, винняна.

Шесть классов сознания соответствуют шести категориям чувственных объектов:

1. Сознание взгляда (чаккху-винняна).
2. Сознание звука (сота-винняна).
3. Сознание запаха (гхана-винняна).
4. Сознание вкуса (джихва-винняна).
5. Сознание соприкосновения (кая-винняна).
6. Сознание ума (мано-винняна).

Сознание возникает при контакте с соответствующим объектом. Сознание ума, в свою очередь, подразделяется на четыре вида:

Если читта это одна из параматх (неизменяемых реальностей согласно вышеприведенного текста), то в последнем предложении в спойлере недопустимая ошибка. Неизменяемое не может возникать или исчезать. Невозникаемое присутствует всегда.

Сообщение #16Добавлено: 25.09.2016, 17:25
Топпер
amv писал(а):Если я не ошибаюсь, это метафизика в суттах никак не представлена, Будда ничего не говорил про "конечные реальности", "кирпичики"?
Эта метафизика представлена в Абхидхамме - высшей Дхамме. Третьей корзине Типитаке, которой Будда учил дэвов во время пребывания на Таватимса.

Сообщение #17Добавлено: 25.09.2016, 17:27
Ruslan
Топпер писал(а):Эта метафизика представлена в Абхидхамме - высшей Дхамме. Третьей корзине Типитаке, которой Будда учил дэвов во время пребывания на Таватимса.
А почему дэвов,а не людей?
И значит ли это,что Абхидхамма предназначена не для людей?

Сообщение #18Добавлено: 25.09.2016, 18:49
Серхі
Возможно для людей на том этапе развития это учения Абхидхаммы было слишком сложным для понимания... :upset:

Сообщение #19Добавлено: 25.09.2016, 18:53
Топпер
Ruslan писал(а):А почему дэвов,а не людей?
Потому, что Будда так захотел.
И значит ли это,что Абхидхамма предназначена не для людей?
Не значит

Сообщение #20Добавлено: 25.09.2016, 19:30
Antaradhana
amv писал(а):Если я не ошибаюсь, это метафизика в суттах никак не представлена, Будда ничего не говорил про "конечные реальности", "кирпичики"?

Говорил, в Дхаммападе например (которая является одной из самых ранних книг Суттанты):

Вот прямо первым стихом в ней идет:

1. Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены.
Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом,
то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.


1. Manopubbaṅgamā dhammā, manoseṭṭhā manomayā,
Manasā ce paduṭṭhena, bhāsati vā karoti vā.
Tato naṃ dukkhamanveti, cakkaṃva vahato padaṃ.