Что такое Дхармы?

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

#1 саша » 24.09.2016, 20:54

В интернете не могу найти ничего толкового по этому. Имеется в виду какие-то дхармы-кирпичики которые очищать надо.
Кто-нибудь может дать определение что такое дхармы? Или ссылку на информацию о них.
Слышал что в различных течениях буддизма их колличество разное, почему так?
Все есть страдания...
саша
Репутация: 181
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 06.02.2016
Традиция: Нет

  • 2

#2 Топпер » 24.09.2016, 21:45

Дхаммы - "конечные реальности", "элементы" из которых конструируется поток сознания и весь остальной мир.
В кругосвете

Количество разное т.к. буддизм разделился на школы. Еретические школы создали свои абхидхаммы.
Топпер

#3 Искатель » 24.09.2016, 21:47

саша писал(а):В интернете не могу найти ничего толкового по этому. Имеется в виду какие-то дхармы-кирпичики которые очищать надо.
Кто-нибудь может дать определение что такое дхармы?

Викисловарь даёт такие определения (на Пали):

1. Дхамма (как учение Будды)
2. Мир (со знаком вопроса: видимо, существуют сомнения в полной корректности такого перевода)
3. Вещь (в смысле некое явление, феномен)


Как понимаю я. Дхамма (с большой буквы) - это Учение Будды, а дхаммы - это все возможные феномены (и умственные и материальные). Также, насколько я понимаю, дхаммы - это "пути". Поскольку в уме умственные феномены имеют свойство очень быстро сменять друг друга, но в целом, для каждого существа существуют некие "устойчивые группы умственных феноменов", которые возникают в уме чаще, чем другие, в силу личных склонностей и предрасположенностей, а также внешних обстоятельств. И таким образом они складываются в жизненный опыт и жизненный путь существа. По-простому - какие мысли ты часто обдумываешь, смакуешь и лелеешь, то и начинает постепенно проявляться в твоём жизненном опыте, приводя тебя куда-либо (как ведёт дорога). Например, некий человек с детства увлекается наблюдением звёзд. Он часто мечтает и думает о них, в школе его самый любимый предмет - астрономия, потом он поступает университет и становится каким-нибудь астрофизиком. То есть из-за преобладания определённых дхамм в уме и намеренного удержания этих дхамм, существо устремляется "туда", где подобных состояний будет ещё больше. Или, например, человека из бедной семьи часто одолевает зависть к богачам и он с ней никак не борется и не считает эту зависть опасной. В последствии такие мысли толкают его на воровство, а потом приводят в тюрьму. Там уже таких неблагих состояний как зависть и соперничество будет ещё больше. И таким образом из дхамм формируется путь и качества отдельновзятой личности. В этом смысле Дхамма Будды - тоже путь. Потому как Будда наставляет взращивать и лелеять определённые воззрения, состояния ума и качества ума и исключать, рассеивать и устранять другие. И в конечном счёте эта цепочка дхамм должна приводить к конечной цели Буддизма.


P.S.
Кстати "Исследование Дхаммы/дхамм" - это второй из семи Факторов просветления. Насколько я понимаю, тут имеется в виду и исследование Дхаммы Будды, и исследование (отслеживание) дхамм, как умственных феноменов.
Искатель
Репутация: 651
Сообщения: 521
Зарегистрирован: 26.01.2016
Традиция: Нет

  • 4

#4 Топпер » 24.09.2016, 21:50

Искатель писал(а):Кстати "Исследование Дхаммы/дхамм" - это второй из семи Факторов просветления. Насколько я понимаю, тут имеется в виду и исследование Дхаммы Будды, и исследование (отслеживание) дхамм, как умственных феноменов.
Дхаммавичая - это различение дхамм. Умение различить (отличить) одни дхаммы от других в потоке сознания.
Топпер

  • 1

#5 Искатель » 24.09.2016, 21:55

Топпер писал(а):Дхаммавичая - это различение дхамм. Умение различить (отличить) одни дхаммы от других в потоке сознания.

Ну... я просто здесь так выучил и запомнил... :shy:

http://theravada.ru/Teaching/Glossary/seven_factors.htm

● По поводу второго фактора (исследование Дхаммы) среди буддийских учителей имеются различные точки зрения. Некоторые говорят о том, что рассматриваются положения Дхаммы как учения, другие считают что речь идёт о прямом созерцании телесных и психических феноменов (дхамм). Сутты поддерживают ту или иную точку зрения в зависимости от контекста.


А, в викисловаре также, как Вы сказали... :upset:
Искатель
Репутация: 651
Сообщения: 521
Зарегистрирован: 26.01.2016
Традиция: Нет

  • 3

#6 Топпер » 24.09.2016, 22:01

Искатель писал(а):● По поводу второго фактора (исследование Дхаммы) среди буддийских учителей имеются различные точки зрения. Некоторые говорят о том, что рассматриваются положения Дхаммы как учения, другие считают что речь идёт о прямом созерцании телесных и психических феноменов (дхамм). Сутты поддерживают ту или иную точку зрения в зависимости от контекста.

А, в викисловаре также, как Вы сказали... :upset:

Само значение слова: vicaya - различение
Глагольная форма:
vicinati - различает, узнает, познает
Топпер

  • 1

#7 Искатель » 24.09.2016, 22:08

Согласен. :agree:

Просто, вроде как, в тот момент, когда существо познаёт (исследует) Дхамму Будды, она ведь тоже становится умственной дхаммой. Видимо, из-за такой цепочки мыслей есть подобные мнения.
Искатель
Репутация: 651
Сообщения: 521
Зарегистрирован: 26.01.2016
Традиция: Нет

  • 3

#8 Топпер » 24.09.2016, 22:16

Искатель писал(а):Согласен. :agree:

Просто, вроде как, в тот момент, когда существо познаёт (исследует) Дхамму Будды, она ведь тоже становится умственной дхаммой. Видимо, из-за такой цепочки мыслей есть подобные мнения.
Тут о более простом варианте речь. О том, что работает в паре с сати. Т.е. различение и памятование, по сути.
Например различение, когда в уме присутствуют лобха или доса или же метта и панньа.
Топпер

#9 саша » 24.09.2016, 22:40

Топпер писал(а):Дхаммы - "конечные реальности", "элементы" из которых конструируется поток сознания и весь остальной мир.
В кругосвете
Вот как я понимаю они делятся на различные группы,я подумал было бы хорошо если бы кто-нибудь составил что-то типа подробной схемы или таблицы. думаю тогда было бы легче понять что такое дхармы, во всяком случае по моему мнению.
Все есть страдания...
саша
Репутация: 181
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 06.02.2016
Традиция: Нет

#10 саша » 24.09.2016, 22:50

Искатель писал(а):И таким образом они складываются в жизненный опыт и жизненный путь существа. По-простому - какие мысли ты часто обдумываешь, смакуешь и лелеешь, то и начинает постепенно проявляться в твоём жизненном опыте, приводя тебя куда-либо (как ведёт дорога). Например, некий человек с детства увлекается наблюдением звёзд. Он часто мечтает и думает о них, в школе его самый любимый предмет - астрономия, потом он поступает университет и становится каким-нибудь астрофизиком.
Чем-то мне это напомнило структуру человеческого мозга кстати, когда человек рождается у него в голове очень много свободных нейронов, а в процессе жизни эти нейроны начинают заполняться различной информацией и между ними образуются связи, некоторые связи отмирают в процессе жизни но основной нейро-рисунок в котором запечатлен харрактер, склонности и т.п. остается до самой смерти.
Все есть страдания...
саша
Репутация: 181
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 06.02.2016
Традиция: Нет

  • 4

#11 Елена Котельникова » 24.09.2016, 23:25

Кое что о дхаммах и их классификации есть здесь
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#12 саша » 24.09.2016, 23:47

Елена Котельникова писал(а):Кое что о дхаммах и их классификации есть здесь
Вот спасибо, почитаю.
Все есть страдания...
саша
Репутация: 181
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 06.02.2016
Традиция: Нет

#13 amv » 25.09.2016, 11:50

Если я не ошибаюсь, это метафизика в суттах никак не представлена, Будда ничего не говорил про "конечные реальности", "кирпичики"?
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#14 Кхеминда » 25.09.2016, 12:58

amv писал(а):Если я не ошибаюсь, это метафизика в суттах никак не представлена, Будда ничего не говорил про "конечные реальности", "кирпичики"?
Про Дхаммы точно говорил

У того, кто почтителен и всегда уважает старых, возрастают четыре дхаммы: жизнь, красота, счастье, сила. - Дхаммапада 109
Кхеминда

  • 1

#15 Олет.С » 25.09.2016, 13:41

Елена Котельникова писал(а):Кое что о дхаммах и их классификации есть здесь
Взято по ссылке.
Сознание возникает при контакте с соответствующим объектом. Сознание ума, в свою очередь, подразделяется на четыре вида:
Тогда что такое сознание и что такое ум, у которого есть сознание?

Неизменяемые реальности. Смотрим спойлер.
Скрытый текст
Дхаммы – краткое описание и терминология Абхидхаммы

Два уровня истины:
саммути-сачча – конвенциональная, относительная истина,
параматтха-сачча – абсолютная, "настоящая" истина.
Анализ дхамм проводится на уровне параматтха-саччи.

4 параматтхи – неизменяемых реальности

Всё, что существует, существует лишь в рамках этих параматтх.

Читта – сознание,
Рупа – материальные элементы,
Четасика – элементы сознания,
Ниббана.

Читта, четасика и ниббана относятся к классу нама – феноменов сознания, рупа – к классу физических феноменов.
Нама характеризуется функцией переживания, осознания, рупа – отсутствием таковой.
Читта, четасика и рупа – обусловленные дхаммы, имеющие причину своего существования (санкхата дхамма),
ниббана – необусловленная, беспричинная дхамма (асанкхата дхамма).

I. Читта.

Осознание объектов. Синонимы, используемые в Абхидхамме – читта, чета читуппада, мана, мано, винняна.

Шесть классов сознания соответствуют шести категориям чувственных объектов:

1. Сознание взгляда (чаккху-винняна).
2. Сознание звука (сота-винняна).
3. Сознание запаха (гхана-винняна).
4. Сознание вкуса (джихва-винняна).
5. Сознание соприкосновения (кая-винняна).
6. Сознание ума (мано-винняна).

Сознание возникает при контакте с соответствующим объектом. Сознание ума, в свою очередь, подразделяется на четыре вида:

Если читта это одна из параматх (неизменяемых реальностей согласно вышеприведенного текста), то в последнем предложении в спойлере недопустимая ошибка. Неизменяемое не может возникать или исчезать. Невозникаемое присутствует всегда.
Олет.С
Репутация: 25
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 04.09.2016
Традиция: Нет

  • 2

#16 Топпер » 25.09.2016, 17:25

amv писал(а):Если я не ошибаюсь, это метафизика в суттах никак не представлена, Будда ничего не говорил про "конечные реальности", "кирпичики"?
Эта метафизика представлена в Абхидхамме - высшей Дхамме. Третьей корзине Типитаке, которой Будда учил дэвов во время пребывания на Таватимса.
Топпер

#17 Ruslan » 25.09.2016, 17:27

Топпер писал(а):Эта метафизика представлена в Абхидхамме - высшей Дхамме. Третьей корзине Типитаке, которой Будда учил дэвов во время пребывания на Таватимса.
А почему дэвов,а не людей?
И значит ли это,что Абхидхамма предназначена не для людей?
Ruslan
Репутация: 640
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

#18 Серхі » 25.09.2016, 18:49

Возможно для людей на том этапе развития это учения Абхидхаммы было слишком сложным для понимания... :upset:
Namo tassa bhagavato arahato sammā sambuddhassa! __/\__
Серхі M
Аватара
Откуда: Мариуполь, Донецкая область
Репутация: 117
Сообщения: 118
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 2

#19 Топпер » 25.09.2016, 18:53

Ruslan писал(а):А почему дэвов,а не людей?
Потому, что Будда так захотел.
И значит ли это,что Абхидхамма предназначена не для людей?
Не значит
Топпер

  • 2

#20 Antaradhana » 25.09.2016, 19:30

amv писал(а):Если я не ошибаюсь, это метафизика в суттах никак не представлена, Будда ничего не говорил про "конечные реальности", "кирпичики"?

Говорил, в Дхаммападе например (которая является одной из самых ранних книг Суттанты):

Вот прямо первым стихом в ней идет:

1. Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены.
Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом,
то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.


1. Manopubbaṅgamā dhammā, manoseṭṭhā manomayā,
Manasā ce paduṭṭhena, bhāsati vā karoti vā.
Tato naṃ dukkhamanveti, cakkaṃva vahato padaṃ.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 11 гостей