Жажда несуществования (vibhava-tanha)
Добавлено: 30.09.2016, 23:07
Причиной дуккхи, как известно из Второй Благородной Истины является жажда, а именно: «жажда к чувственным удовольствиям, жажда к существованию и жажда к несуществованию».
С жаждой к чувственным удовольствиям и жаждой к существованию все довольно понятно. А вот с жаждой несуществования, немного сложнее.
Поэтому, в этой теме хотелось бы послушать, у кого какие соображения на этот счет, и возможно подискутировать на эту тему.
В частности интересует:
1. Точное определение этого феномена, к чему это ближе: к жажде небытия, к жажде самоуничтожения (в суицидальном смысле), или же это «это жажда, связанная с убеждением в прекращении бытия после смерти тела», как пишет Ассаджи (ссылаясь на Вибхангу и комментарии на нее, но правда не приводя перевода с пали), но далее он приводит и альтернативные определения. Честно говоря, такая трактовка, явилась для меня сюрпризом. Вот здесь в этом ключе тоже говорилось, но я не думаю, что жажда к несуществованию, имеет прямую зависимость от ложного воззрения о несуществовании после смерти. Я склонен думать, что vibhava-tanha - это скорее всего жажда к небытию.
2. Соотношение жажды несуществования и таких вещей, как пресыщение и разочарование (в чувственных удовольствиях, мире) и отвращении (от мира) . Жажда к существованию и жажда к несуществованию, очевидно являются антагонистами. Жажда к несуществованию, отбрасывается самой последней, уже на пороге арахантсва, когда появляется прямое видение анатта, и поэтому интересно влияние жажды к несуществанию, на искоренение жажды к чувственным удовольствиям и жажды к существованию. Т.е. у меня, например сложилось представление, что жажда к несуществованию, вполне себе эксплуатируется в практике, как противоядие против двух других видов жажды и в целях развития разочарования и отвращения к чувственным удовольствиям и миру.
С жаждой к чувственным удовольствиям и жаждой к существованию все довольно понятно. А вот с жаждой несуществования, немного сложнее.
Поэтому, в этой теме хотелось бы послушать, у кого какие соображения на этот счет, и возможно подискутировать на эту тему.
В частности интересует:
1. Точное определение этого феномена, к чему это ближе: к жажде небытия, к жажде самоуничтожения (в суицидальном смысле), или же это «это жажда, связанная с убеждением в прекращении бытия после смерти тела», как пишет Ассаджи (ссылаясь на Вибхангу и комментарии на нее, но правда не приводя перевода с пали), но далее он приводит и альтернативные определения. Честно говоря, такая трактовка, явилась для меня сюрпризом. Вот здесь в этом ключе тоже говорилось, но я не думаю, что жажда к несуществованию, имеет прямую зависимость от ложного воззрения о несуществовании после смерти. Я склонен думать, что vibhava-tanha - это скорее всего жажда к небытию.
2. Соотношение жажды несуществования и таких вещей, как пресыщение и разочарование (в чувственных удовольствиях, мире) и отвращении (от мира) . Жажда к существованию и жажда к несуществованию, очевидно являются антагонистами. Жажда к несуществованию, отбрасывается самой последней, уже на пороге арахантсва, когда появляется прямое видение анатта, и поэтому интересно влияние жажды к несуществанию, на искоренение жажды к чувственным удовольствиям и жажды к существованию. Т.е. у меня, например сложилось представление, что жажда к несуществованию, вполне себе эксплуатируется в практике, как противоядие против двух других видов жажды и в целях развития разочарования и отвращения к чувственным удовольствиям и миру.