Frithegar писал(а):всё это не правильные воззрения
Верно. Что конечно же не отменяет что все дхаммы пусты от "я". Я понимаю это так. Воззрения это своего рода мыслительные конструкции, в данном случае, в них либо отрицается "я" или утверждается его наличие, или другие комбинации и сочетания которые принимаются как "истинные и утверждённые". Но все они - не есть продукт прямого знания. Самомнение присутствует у человека в котором возникает это "искажение воззрений"\"путы воззрений". Ведь это чувство "я" нечто более глубокое чем умственные конструкции. Это как запах, пронизывающий ткань. Поэтому Будда и говорит про спекулятивный характер подобных воззрений: "
Это спекулятивное воззрение, монахи, называется чащей воззрений" и то что они отбрасываются мудрым направлением ума и видением: "[Вот каким образом] он мудро направляет внимание: «Это – страдание». Он мудро направляет внимание: «Это – причина страдания»… «Это – прекращение страдания»… «Это – путь, ведущий к прекращению страдания». Когда он таким образом мудро направляет внимание, три оковы отбрасываются в нём:
*
воззрение о существовании «я»,
* сомнение,
* цепляние за правила и предписания.
Эти зовутся пятнами [загрязнений ума], которые следует отбрасывать видением."
Конечно же, покуда мы не обладаем прямым знанием, то этот запах "я" незримо присутствует в потоке дхамм. И все наши заявления о том что "я" нет - спекуляция, по отношению к нашему непосредственному опыту. Но у нас есть слово совершенно пробужденного - Татхагаты. А он ясно говорит, что никакого "я" в дхаммах нет. Они пусты от него. Они пусты не только у достигшего прямого знания, но и у тех кто ещё его не достиг. Ну это как будто бы вдали вы видите чарующую панораму - горы, покрытые лесом, одиноко стоящие домики, чистое голубое небо и всё такое. И тут к вам подходит человек и говорит: "а чего это ты засмотрелся, это же просто рисунок на кирпичной стене!" Ты думаешь "как так?" Так натурально же всё, подходишь поближе и понимаешь что да, действительно это всего лишь рисунок.
Это всегда было лишь кирпичной стеной и рисунком на ней так же и "я" всегда было лишь продуктом невежества - иллюзией. Вот до того момента как мы подойдём и разглядим иллюзию "я" ,как это было с иллюзией существования панорамы - это обманчивое чувство существует в нас и все заявления по отношению к наблюдаемому - спекулятивны. Но как только появляется прямое знание мы подтверждаем то, что
было таким всегда: "это разукрашенный кирпич". "Саббе дхамма анатта"
К слову, в формуле перечисляемых шести воззрений есть такой ньюанс, который может совсем не относиться к делу, но как по мне имеет важное значение. Там говориться например: "я не существует
у меня" Что сразу выдаёт обладателя таким воззрения с потрохами. И даёт понять что такое воззрение спекулятивно и не опирается на собственный опыт.