Страница 2 из 2

Сообщение #21Добавлено: 18.01.2017, 18:37
Maksim Furin
Frithegar писал(а):есть Будха-Дхарма, она тоже имеет свойства обычной дхарма
Мне одному кажется, что вы не совсем уловили то, как меняет своё значение слово "дхамма", в зависимости от контекста? Это слово не всегда подразумевает "элементарную еденицу опыта", а ещё и "универсальный закон бытия" и "учение".

Сообщение #22Добавлено: 18.01.2017, 18:45
Frithegar
У этого слова вообще нет одного значения (как говорят буддологи). Одно из значений - это именно мгновенное единичное состояние, до его осмысления.

Но это не значит, что это слово вообще не может иметь какого-то смысла. В данном контексте - такой смысл, о котором говорим.

Хотя топикстартер упомянул Дхарму как вообще "буддийское учение".

Сообщение #23Добавлено: 18.01.2017, 18:55
Frithegar
Кратко определим само понятие дхарма, что, впрочем, очень трудно, и даже такой великий буддолог, как Ф. И. Щербатской, постарался избежать однозначного определения. Само это слово образовано от санскритского корня dhr — «держать». То есть дхарма — это «держатель», или «носитель». Держатель чего? Своего собственного качества. Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние. Можно ли счесть дхарму субстанцией? Опять-таки нет, причем сразу в силу двух обстоятельств. Во-первых, согласно индийскому пониманию субстанции и субстанциальности, которого придерживалась, например, брахманистская школа ньяя, один из основных идейных оппонентов буддизма, субстанция всегда является носителем множества качеств, которые связаны с ней разными отношениями, тогда как в буддизме каждая дхарма несет лишь одно качество — свое собственное. Во-вторых, индийские субстанциалисты утверждали принцип отличия носителя (субстанции) и несомого (акциденции, качества), что выражалось в формуле дхарма — дхармин бхеда, где дхарма — несомое качество, а дхармин — его субстанциальный носитель. Буддизм же утверждает, что дхарма и дхармин тождественны, носитель и несомое им качество совпадают. Есть и третье принципиальное отличие: субстанции брахманистов, как правило, вечны, тогда как дхармы мгновенны.

Торчинов "Краткая история буддизма"
http://www.rulit.me/books/kratkaya-istoriya-buddizma-read-444987-17.html

Сообщение #24Добавлено: 20.01.2017, 13:33
Белов
Не знаю, что есть Ниббана, но я бы всё отдал, за то, чтоб испытать это:
Представь пруд с чистой, приятной, прохладной, и прозрачной водой, с пологими берегами, восхитительный, а рядом – густой лес. И человек, подавленный и страдающий от жары, уставший, обезвоженный, жаждущий пить, шёл бы прямой дорогой, ведущей к этому самому пруду. И [другой] человек с хорошим зрением, увидев его, сказал бы: «Этот человек ведёт себя так-то, поступает так-то, вступил на такой-то путь, что он придёт к этому самому пруду». И спустя какое-то время он видит, что тот окунулся в пруд, искупался, напился, снял всю свою изнурённость, усталость, жар, и вышел [на берег] и сидит или лежит в лесу, переживая исключительно приятные чувства.

Сообщение #25Добавлено: 20.01.2017, 13:43
DitafonTiz
А отдать нужно жажду,злобу и заблуждение

Сообщение #26Добавлено: 20.01.2017, 13:51
Белов
DitafonTiz писал(а):А отдать нужно
Прошу прощения за дурацкий вопрос - кому отдать?

Сообщение #27Добавлено: 20.01.2017, 14:16
masterjack
Белов писал(а):И спустя какое-то время он видит, что тот окунулся в пруд, искупался, напился, снял всю свою изнурённость, усталость, жар, и вышел [на берег] и сидит или лежит в лесу, переживая исключительно приятные чувства.
и шашлычек :roll:

Сообщение #28Добавлено: 20.01.2017, 14:21
Белов
masterjack писал(а):и шашлычек
И назад. В круговерть.

Сообщение #29Добавлено: 20.01.2017, 14:23
DitafonTiz
Белов,
Белов писал(а):но я бы всё отдал, за то, чтоб испытать это:

По аналогии и ответил.Все вы кому бы отдали?Воть :)

Сообщение #30Добавлено: 20.01.2017, 14:31
seniaooo
Белов писал(а):..Прошу прощения за дурацкий вопрос - кому отдать?..
просто положить на место и не трогать

Сообщение #31Добавлено: 20.01.2017, 14:39
Белов
DitafonTiz писал(а):Все вы кому бы отдали?
Ещё бы разобраться зачем я всё это набрал... :hz:
DitafonTiz писал(а):жажду,злобу и заблуждение
Интересно, а нельзя ли всё это оставить прямо вот тут, где сейчас я сижу. И больше не тащить с собой? Может тогда и тот самый пруд окажется за углом? Неужели мы настолько глупы и не дальновидны, что понадобился Будда, чтоб рассказать, что мы не туда идём всё это время? И, собственно почему Ниббана единственное пристанище? Хотя...должно же где-то всё заканчиваться.
И вообще если мы со своей жаждой и злобой как дети с гранатой, то кто вообще позволил, допустил, разрешил ребёнку взять гранату в руки?
seniaooo писал(а):просто положить на место и не трогать
тоже верно

Сообщение #32Добавлено: 20.01.2017, 14:45
DitafonTiz
Белов писал(а):Интересно, а нельзя ли всё это оставить прямо вот тут, где сейчас я сижу

Оставить можно,если вы не подпитываете это.То что не подпитывается-угасает.Ответьте себе,не подпитываете ли вы жажду,злобу и заблуждения ?
Белов писал(а):Неужели мы настолько глупы и не дальновидны, что понадобился Будда, чтоб рассказать, что мы не туда идём всё это время?
Все идут не туда.Очень мало тех,кто идёт к цели.
Белов писал(а):И вообще если мы со своей жаждой и злобой как дети с гранатой, то кто вообще позволил, допустил, разрешил ребёнку взять гранату в руки?
Не найти первого момента,когда бы существа,скованные жаждой и невежеством,пустились в блуждание

Сообщение #33Добавлено: 20.01.2017, 14:54
seniaooo
Белов писал(а):Интересно, а нельзя ли всё это оставить прямо вот тут, где сейчас я сижу
как говорится не можно а нужно

Сообщение #34Добавлено: 20.01.2017, 14:54
Frithegar
вот, интересно:

Так что же такое нирвана? Сам Будда никогда не давал прямого ответа на этот вопрос и старался молчать, когда его все-таки задавали. Тут Будда оказывается прямым предшественником знаменитого философа XX в. Л. Витгенштейна, провозгласившего: о чем нельзя говорить, о том следует молчать. Еще в ранних «Упанишадах» — брахманских текстах философского характера — сообщалось, что об Абсолюте (Брахмане) можно говорить только в отрицательных терминах: «нети, нети» («не то, не то»), поскольку Абсолют трансцендентен нашему опыту, непостижим для мысли и невыразим в словах и понятиях. Нирванa, о которой учит Будда — не Бог и не безличный Абсолют и его молчание, — не апофатическая теология. Нирвана не субстанция (субстанций буддизм вообще не признает), а состояние, состояние свободы и особой, внеличностной, или надличностной, полноты бытия. Но это состояние также абсолютно трансцендентно всему нашему сансарическому опыту, в котором нет ничего, подобного нирване. Поэтому даже психологически правильнее ничего не говорить о нирване, чем сравнивать ее с чем-то нам известным, ибо иначе мы немедленно сконструируем «нашу» нирвану, создадим некий ментальный образ нирваны, вполне неадекватное представление о ней, привяжемся к этому представлению, сделав, таким образом, и нирвану объектом привязанности и источником страдания. Поэтому Будда и ограничивался самыми общими характеристиками нирваны как состояния, свободного от страданий, или как состояния высшего блаженства (парамам сукхам). Впоследствии буддисты разработают много разных концепций нирваны, но признание ее внезнаковой, несемиотичной природы останется в буддизме навсегда.

Торчинов "Краткая история буддизма"
http://www.rulit.me/programRead.php?program_id=444987&page=13

на мой взгляд, говорить не только нужно, но и необходимо. Но при этом всегда знать, что это не может быть истиной. Надо просто наговориться, чтобы с легким сердцем прекратить всякие разговоры.

Сообщение #35Добавлено: 06.07.2017, 14:14
Кукай
Nwad писал(а):Зравствуйте товарищи,

С точки зрения Дхаммы, имеет ли Ниббана качества феномена?

Зависит от воспринимающего.

Некоторые считают это каким-то уровнем бытия, который существует и куда можно уйти.

Некоторые считают что это состояние, в котором может находиться сознание. Состояние глубочайшего успокоения.

Некоторые считают, что Нирвана это некая конечная фаза, после которой человек перестает существовать и выходит из цикла перерождений.

Сообщение #36Добавлено: 06.07.2017, 15:10
Олет.С
Кукай писал(а):С точки зрения Дхаммы, имеет ли Ниббана качества феномена?
Зависит от воспринимающего.
Некоторые считают это ....
Некоторые считают что это ....
Некоторые считают, что ....
а некоторые считают что это зависит от воспринимающего.