И так , подведу итог . сама тема относится к разделу теория и предполагает обсуждение именно абстрактных философских терминов . По этому вопрос об анатта не выбивается в офтоп ) . Особо мне было интересен способ увязки этих понятий и из ваших сообщений , ребята , очень много узнал . В общем коренным образом изменил представления . Практически на вопрос , как отнести три свойства и 4БИ , ответил SergeyCH ..теперь я понял свою ошибку )))
Что такое дуккха? Вкратце это пять совокупностей привязанности (скандхи).Истинное знание, сводимое в буддизме к пониманию содержания триады аничча – дуккха – анатта, по отношению к скандхам, содействует прекращению дуккхи – такова третья истина. Отрыв разума от скандх и будет главным шагом к просветлению.
Отвечая на Ваш вопрос, можно сказать, что к озарению как раз таки и приводит практика созерцания скандх на предмет соответствия трем характеристикам. Посмотрите например
Анатта лакхана сутту. Там все эти три характеристики связаны между собой.
Дуккха как часть четвертой Б.И И дуккха как одно из пяти свойств , а также дуккха как одно из трех видов чувств это не совсем одно и тоже . Данное понятие охватывает разные аспекты одного и того же конкретного явления реального мира на разных уровнях обобщения .
Дуккха , понятие с которого начинается описание первой Истины это всеохватывающее определение всей «конструированной» природы , пишется с большой буквы . Детальное определения этому понятию Будда давал путем перечисления разных аспектов сансары , центральным из которых является концепция пяти скандх . познание Дуккха = познанию природы этих совокупностей
Их природа тАкова ( Татхата) то есть объективна и независима от внешней оценки .!
1. конструированость
2. моментальное возникновение и угасание ( непостоянство )
3. причиннобусловленость
видение явлений в данном свете выявляет , что все феномены лишены принадлежности Я и Моё( анатта) , а также пусты от всякой приятности и очаровательности (дуккха) И не могут быть убежищем и счастьем . эти свойства, дуккха и анатта , указывают не на то что есть в природе , а на то чего в ней нет , чего она лишена , то есть принадлежности кому либо и приятности . вместе дуккха и анатта входят в понятие суньятта , пустоты от… татхата аналогичное понятие с той лишь разницей , что его цель – рассмотрение явлений не с позиции «чего там нет» , а напротив «чем они являються в чистом виде».
Дуккха как часть пяти свойств , это негативное понятие , антитезис слову суккха ( щастье , приятность , удовлетворение ) значит его следует переводить : не счастье , неприятное , неудовлетворительное .
И еще более узкое значение дуккха входит в совокупность чувств , это чувство боли , раздражения , горя , печали ,мука, страдания в обыденном понимании . это органическая часть истины о Страдание 4БИ. Но следует понимать , что ощущение боли не приводит к бесстрастию , напротив немудрый взгляд на чувственную дуккха порождает отвращение как форму страсти . По этому так важно отделить значение дуккха – одной из пяти свойств ( отрицательное утверждение .. « неудовлетворительность», « неприятное»… ) и дуккха – одно из трех чувств ( боль, мука , горе , агония )
Таким образом , выходит я не различал разные смысловые нагрузки понятия , а их как минимум 3
и самое широкое то , которое используется в 4БИ.