Karbamazapin2017 писал(а):блокировать негативные состояния ума
Блокировать неблагие состояния ума это неумелый подход к практике. Неблагие состояния ума нужно либо искоренять мудростью, инсайтами и антидотами, либо удолять концентрацией в джханах. Это два единственных умелых подхода.
Блокировать - это бороться с симптомами, а не с самой болезнью. Может быть это симантический вопрос и вы хотели сказать что то другое под этим словом.
Karbamazapin2017 писал(а):А вот вы сказали, что сати (осознанность), цитирую, "направлена на умелые, подходящие вещи, и в правильном векторе (векторе правильных взглядов и мудрости)". А в каком смысле она приводит к мудрости?
Сати исходит из элемента мудрости, как луч света исходит от Солнца. Работая с сати, со временем, ум возвращяется к истоку, назад по потоку сати, и открывает для себя елемент мудрости.
Karbamazapin2017 писал(а):А вот если буддист сомневается в вере, в камму, в Будду, что он был и достиг ниббаны, ведь это уже плохое сомнение.
Этому человеку нужно найти корень сомнений, откуда идёт корень этих сомнений. Привязанность к какому/каким феноменам имеет как эффект сомнение в Дхамме?
Karbamazapin2017 писал(а):Как по вашему мнению, если человека оскорбляют, ему лучше "включать" сати (осознанность), т.е. видеть, что в ум входит гневливые мысли, мстительные мысли или просто "размышление" и "анализ" своего поведения? Что более эффективнее работает с той же гневливостью, злобой и другими неблагими состояниями ума, на ваш взгляд, когда возникают конфликты и оскорбления, переход на личности.
И первое и второе - борьба с ветками и листьями, а не с корнем.
Оскарбление, как феномен, не существует. Зато существует воспринимающий ум который услышав то или инное слово, отождествляется с ним, и тем самым оскарбляет сам себя... Это как если кто то даст мне камень, я его возьму и буду бить им себя по голове.
В самом последнем слове вашего вопроса лежит ответ на него. Если вы будите спокойней относиться к тому что из себя представляете, то вас не будет цеплять то что о вас говорят. В большое эго легко попасть, но человек наделённый мудростью знает что он всеголишь безличностный наблюдающий феномен. Радугу нельзя обидеть, так и мудрец - непоколебим как земля.
Karbamazapin2017 писал(а):Вот, человек, которого оскорбили, увидел, что у него возникла гневливая мысль, что следует дальше ему сделать, чтобы "успокоить" ум, чтобы ответно не оскорбить обидчика?
Уже поздно - ум уже оскарбился, яд уже проник в тело.
Этому человеку нужно держать свой ум на растоянии и избегать контакта, особенно когда он видит что ситауция напрягается. Нужно отпускать сцепление и тогда мотор будет неповреждён.
Как только человек чувствует огонь, его ум должен делать шаг назад и включать Брахмавихары. Таким образом он выходит из горащей комнаты и берёт бранзбоит с водой чтобы потушить эту комнату. Можно конечно выйти из комнаты будучи уже огне и волятся по полу чтобы сбить его с себя, но как по мне, то уже поздно - дом сгорел.
Сати нужно для того чтобы заметить искры и запах дыма, мудрость нужна чтобы выйти из комнаты, Брахмавихары чтобы потушить её.
Karbamazapin2017 писал(а):Например, человек имеет кое-какие, мало-мальские представления о добре и зле: он слышал, что гнев, злоба, зависть, лицемерие, наглость и т.д. - это плохо
С точки зрения Дхаммы, всё что ведёт к волнению (буть то гнев или чувственное удовольствие) - плохо, всё что ведёт к успокоению - добро.
Karbamazapin2017 писал(а):чтобы из бытовой мудрости, которая оперирует больше понятиями выгода-ущерб, оперирует больше практическими вопросами, приобрести большую мудрость
Мудрость это нечто другое чем знание или анализ. Мудр тот кто наблюдает со стороны, он видит: вот страдание, вот причина страдания, вот путь а вот освобождение. Если при подходе к той или инной дуккхе человек будет искать причину этой дуккхи, и найдя причину будет знать как её искоренить - этот человек наделён мудростью. Поиск причины страданий - это проявление мудрости. Нужно настроить свой ум в этом направлении.
Karbamazapin2017 писал(а):испытывая гнев или злобу человек осознаёт это
Он должен прямо видить любые эмоции как не моё, не я, не то чем я являюсь. Так же как человек смотрящий на облока или чувствующий на себе ветер. Он не говорит себе - "Я шатаюсь". Он знает - "дует ветер". Так же и мудрец, он не говорит себе "Я в гневе", но он видит - "вот он гнев, вот она злоба..." и он не присваивает их себе, он не трогает их, он смотрит на них со стороны как смотрят на столб пыли поднятый ветром в поле.
Dz писал(а):А что, собственно, такое "самомнение"?
Отождествление ума с феноменами.