Страница 1 из 1

Природа страдания и счастья - одна природа?

Сообщение #1Добавлено: 06.09.2018, 13:23
Marie
Здравствуйте!
Пожалуйста, подскажите, природа страдания и счастья - одна природа? Между ними нет разницы? Почему?
Какова обратная сторона счастья? Почему не стоит желать счастья?
И еще, если нетрудно, пожалуйста, скажите - где можно найти упоминания об этом в текстах.

Сообщение #2Добавлено: 06.09.2018, 23:24
Киттисаро-ушёл
Все, что имеет обусловленную природу, все страдание. Единственная необусловленная дхамма - это ниббана. Поэтому только счастье ниббаны лежит вне области страданий.
Про страдания и обусловленность много написано в каноне, например - МН9, АН 3.136...

Сообщение #3Добавлено: 07.09.2018, 15:29
Maksim Furin
Счастье это одно, страдание это другое, но оба они дуккха, кроме счастья ниббаны. Между ними есть разница, потому что счастье приятно и привлекательно а страдание болезненно и не желаемо. Как не трудно догадаться обратная сторона счастья это и есть дуккха-дуккха, то есть страдание как оно есть - болезненные чувства и переживания физического и ментального характера в то время как под счастьем подразумевается либо некие приятные переживания длящиеся достаточно длительное время что бы окрестить их именно что счастьем, а не удовольствием, под которым мы больше понимаем нечто приятное но более короткие по продолжительности, либо некие более устойчивые состояния довольствия, с приятными переживаниями связанные уже косвенно. Ко второму можно отнести спокойствие ума, ослабленного в нем трёх неблагих корней и т.п. К первому типу счастья я бы отнес достаток, здоровье, отсутствие стресса и т.д.

А с чего вы решили что к счастью не стоит стремиться? К нему все стремятся, у Буддистов на его достижении по сути все учение выстроено. Другое дело что не стоит бросать все силы на достижение менее устойчивого счастья (первого типа) стараться достигнуть более устойчивого счастья (второго типа) а целью перед собой всегда держать знание где лежит непоколебимое счастье и двигаться к нему. А лежит оно в полном прекращении тройственной жажды.

Текста...хм. Не уверен что точно понимаю какие именно сутты вам подойдут но на вскидку вот:

Раз
Два
Три
Четыре

Сообщение #4Добавлено: 10.09.2018, 06:51
Крышков
Сказано в буддизме, что учение нового будды не может появиться пока в мире есть учение другого будды. То о чём вы сказали - это явно не учение Шакьямуни. Я сам успел прочитать его учение и запомнить. Тогда не было переписывания истории. Так вот в том учении Будда Шакьямуни сказал, что путь к избавлению от страданий - уклонение от приятного, отказ от приятного. Получается что отсутствием страданий он назвал отсутствие приятного. Вы же сказали о каком-то там счастье нирваны. Счастье - это приятное ощущение. Быть может вы имели в виду самообман, оманывание самого себя, то что в махаяне называется словом упая? Это ещё куда ни шло. Вы намеренно пытаетесь создать у мирян представление, что тхеравада не отличается от тантра ваджраяны? Им только дай надежду... То есть по ходу, судя по вашим словам, наверное учение нового будды уже где-то появилось. Потому, что учения Будды Шакьямуни, судя по вашим словам, уже нет, а есть то о чём вы сказали в ваших словах. Нечто подобное тантризму, ваджраяне. И вы это - назвали учением Будды Шакьямуни.

Сообщение #5Добавлено: 12.09.2018, 22:25
Киттисаро-ушёл
Будда не учил избавлению от приятного, он учил избавлению от жажды. Счастье ниббаны приятно, но без жажды.

Сообщение #6Добавлено: 21.09.2018, 19:39
Ericsson
Marie писал(а):Здравствуйте!
Пожалуйста, подскажите, природа страдания и счастья - одна природа?

В Саваттхи (Sāvatthi­nidānaṃ). Их шесть (Chayime), монахи (bhikkhave), сфер контакта (phassāyatanā), которые будучи неприрученными (adantā), неохраняемыми (aguttā), незащищаенными (arakkhitā), несдерживаемыми (asaṃvutā), являются поставщиками дуккхи (dukkhādhivāhā honti). Какие шесть? (Katame cha?)

Глаз (cakkhu), монахи, это сфера контакта (phassāyatanaṃ), которая будучи неприрученной (adantaṃ), неохраняемой (aguttaṃ), незащищенной (arakkhitaṃ), несдерживаемой (asaṃvutaṃ), является поставщиком дуккхи (dukkhādhivāhaṃ hoti).
Ухо, …
Нос, …
Язык, …
Тело,…
Ум (mano), бхиккхаве, это сфера контакта, которая будучи неприрученной, неохраняемой, незащищенной, несдерживаемой, является поставщиком дуккхи. Таковы они, бхиккхаве, шесть сфер контакта, которые будучи неприрученными, неохраняемыми, несдержанными, незащищенными, являются поставщиками дуккхи.

Их шесть, бхиккхаве, сфер контакта, которые будучи благим образом прирученными (sudantā), охраняемыми (suguttā), защищенными (surakkhitā), сдерживаемыми (susaṃvutā), являются поставщиками сукхи (sukhādhivāhā honti). Какие шесть?

Глаз,… Ухо,… Нос,… Язык,… Тело, … Ум, бхиккхаве, это сфера контакта, которая будучи благим образом прирученной (sudantaṃ), охраняемой (suguttaṃ), защищенной (surakkhitaṃ), сдерживаемой (susaṃvutaṃ), является поставщиком сукхи (sukhādhivāhaṃ hoti). Таковы они, бхиккхаве, шесть сфер контакта, которые будучи благим образом прирученными, охраняемыми, защищенными, сдерживаемыми, являются поставщиками сукхи.

Marie писал(а):Между ними нет разницы?

Между страданием и счастьем очень большая разница :smile:

Marie писал(а):Какова обратная сторона счастья?

Странный вопрос. Счастье это опыт, у вас тоже он есть, если вы счастливы, то какие тут могут быть обратные стороны? У счастья есть причины, это да. У страдания тоже есть причины, но это немного другое.

Marie писал(а): Почему не стоит желать счастья?

Счастья желать стоит конечно, ученики Будды много и регулярно желают счастья всем живым существам. Есть специальная практика, брахмавихары, почитайте о брахмавихарах, о первой из них :smile:

Marie писал(а):И еще, если нетрудно, пожалуйста, скажите - где можно найти упоминания об этом в текстах.

О дуккхе в суттах говорится очень много, читайте подряд Канон. О сукхе тоже очень много поучений, некоторые цитаты есть в соответствующей теме.