Имеет ли соттапана сомнение в том что он соттапана?

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

#1 Nwad » 01.11.2018, 18:42

Здравствуйте,

Встретился с этим видио от Ютадхаммо Биккху, и ему задали вопрос о том может ли соттапана сомниваться в своём вступлении в поток, на что он ответил (сказав что не желает ошибаться и говорит как ему кажется) что качество сомнения относится к Будде Дхамма и Сангхи, у соттапаны нету такого рода сомнений, тем не менее он еще во власти невежества и в его уме вполне может возникнуть сомнение относительно себя.

Что вы думаете об этом вопросе?

https://youtu.be/Rfsmpz5WoYQ
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#2 Sure » 01.11.2018, 19:15

Может сомневаться.
Помоему сомнения всегда могут возникать до джхан или ниббаны.
Сомнения могу возникать также как плохие мысли или страсти из за не правельного внимания.
Sure
Репутация: 165
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 16.10.2015
Традиция: Тхеравада

#3 Tilakkhana » 01.11.2018, 20:13

Типитака дает недвусмыленные формулы принадлежности к классу сотапанны (сотапанству).

Например, в DN 33.1.11 (14) говорится о том, что сотапанна имеет непоколебимую веру в Будду, Дхамму и Сангху (по каноническим формулам Тиратаны) и обладает нерушимой моралью. Обладание этими четырьмя качествами сотапанны - вера в Тиратану + совершенная мораль уже сами по себе есть есть преодоление сомнений.

(14) ’Four characteristics of a Stream-Winner: Here, the Ariyan disciple is possessed of unwavering confidence in the Buddha, thus: "This Blessed Lord is an Arahant, a fully-enlightened Buddha, endowed with wisdom and conduct, the Well-Farer, Knower of the worlds, incomparable Trainer of men to be tamed, Teachers of gods and humans, enlightened and blessed." (b) He is possessed of unwavering confidence in the Dhamma, thus: "Well-proclaimed by the Lord is the Dhamma, visible here and now, timeless, inviting inspection, leading onward, to be comprehended by the wise each one for himself." (c) He is possessed of unwavering confidence in the Sangha, thus: "Well-directed is the Sangha of the Lord’s disciples, of upright conduct, on the right path, on the perfect path; that is to say the four pairs of persons, the eight kinds of men. The Sangha of the Lord’s disciples is worthy of offerings, worthy of hospitality, worthy of gifts, worthy of veneration, an unsurpassed field of merit in the world." And (d) he is possessed of morality dear to the Noble Ones, unbroken, without defect, unspotted, without inconsistency, liberating, praised by the wise, uncorrupted, and conducive to concentration.
Tilakkhana
Репутация: 19
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 26.09.2017
Традиция: Тхеравада

#4 Nwad » 01.11.2018, 20:54

Sure писал(а):до джхан
Но джханы это же просто концентрация, она не освобождает от килес...

Tilakkhana писал(а):совершенная мораль уже сами по себе есть есть преодоление сомнений.
Кстати совершенная мораль она же относится к 5ти обетам - так? Или в суттах не даётся список совершенной морали ?
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#5 Tilakkhana » 01.11.2018, 21:18

В общем виде совершенная мораль определяется как "ненарушенная", "незапятнанная" и т.д. Наиболее исчепывающим образом мораль (весь агрегат силы) описывается в DN 2
Tilakkhana
Репутация: 19
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 26.09.2017
Традиция: Тхеравада

#6 Antaradhana » 01.11.2018, 22:18

Nwad писал(а):Но джханы это же просто концентрация, она не освобождает от килес...

Та или иная развитая джхана, без достижения арийских плодов, временно освобождает от наиболее грубых омрачений (жажды чувственных удовольствий, злобы и их производных). Временно - это на срок от одного до нескольких тысяч циклов существования вселенной, в течении одной или нескольких жизней в мирах брахм.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3030
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#7 Nwad » 01.11.2018, 23:25

Да, но это временно, это не считается..

Antaradhana писал(а):жажды чувственных удовольствий
Кстати еще один вопрос , если знаете, "жажда чувственных удовольствий" это относится ко всем 6-ти чувствам или только к сексуальном влечению? Слышал что мол эта окова больше относится к сексуальном влечению..
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#8 NotSelf » 02.11.2018, 00:40

Вот сутта о беспокойстве мирянина по поводу своей участи:
СН 55.22 Дутия маханама сутта
vayadhammā saṅkhārā, appamādena sampādethā
NotSelf M В сети
Репутация: 303
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 23.03.2015
Традиция: Тхеравада

#9 DitafonTiz » 02.11.2018, 12:33

Nwad писал(а):Здравствуйте,

Встретился с этим видио от Ютадхаммо Биккху, и ему задали вопрос о том может ли соттапана сомниваться в своём вступлении в поток, на что он ответил (сказав что не желает ошибаться и говорит как ему кажется) что качество сомнения относится к Будде Дхамма и Сангхи, у соттапаны нету такого рода сомнений, тем не менее он еще во власти невежества и в его уме вполне может возникнуть сомнение относительно себя.

Что вы думаете об этом вопросе?

https://youtu.be/Rfsmpz5WoYQ
Сотапаннаарьямагга или сотапаннаарьяпхала ? Если арьяпхала, то в силу убежденности в трех Драгоценностях и развитию нравственности и ума, ему откроется око Дхаммы "Все что подвержено возникновению, подвержено и прекращению", и если оно открылось откуда сомнения ? Но пока оно не открылось нет и плода, только путь, и мерилом пути и будет убежденность в Трех Драгоценностях, мудрость и нравственность
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 449
Сообщения: 1004
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#10 Nwad » 02.11.2018, 13:02

DitafonTiz писал(а):Если арьяпхала, то в силу убежденности в трех Драгоценностях и развитию нравственности и ума, ему откроется око Дхаммы "Все что подвержено возникновению, подвержено и прекращению", и если оно открылось откуда сомнения ?
Ну например как сказал Бханте Юттадхаммо в своём видео, у практика может возникнуть мысль : есть опыт/ы которые говорят мне что я вступил в поток, но действительно ли я вступил в поток?
Думаю элементом сомнения в этом случае может стать нравственность. Например является ли 5ый обет о не принятии пьянящих средств относящимся к нравственности или к чувственности ? Ведь можно принимать алкоголь, курить сигареты но приетом быть безупречно чистым нравственно? Или можно быть монахом и иметь небольшие оступки от Винайи дающие сомнения о вступлении но при этом иметь опыт 4х Благих Истин, а значит и Знание о действительности Трёх Драгоценностей...

Тоесть какой список обетов Соттапана не в силах нарушить ?
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#11 Nwad » 02.11.2018, 13:09

Tilakkhana писал(а):В общем виде совершенная мораль определяется как "ненарушенная", "незапятнанная" и т.д. Наиболее исчепывающим образом мораль (весь агрегат силы) описывается в DN 2
Малый рассказ о праведности описывает монашескую дисциплину, в то время как Соттапана может быть и мирянином. Думаю мораль Соттапаны не так широка и глубока, в том плане что будучи мирянином он способен делать вещи относящиеся к жизни в миру.
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#12 DitafonTiz » 02.11.2018, 13:57

Nwad писал(а):Тоесть какой список обетов Соттапана не в силах нарушить ?
Сутту о пьяницей Саракани знаете ? Не может он убить мать, отца, араханта и пролить кровь Будды, в остальном трудно сказать однозначно. Например полностью свободен от убийств только арахант.
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 449
Сообщения: 1004
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#13 Nwad » 02.11.2018, 14:28

DitafonTiz писал(а):Сутту о пьяницей Саракани знаете ? Не может он убить мать, отца, араханта и пролить кровь Будды, в остальном трудно сказать однозначно.
Уже забыл. Саракани был Арием ?
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#14 Satou » 02.11.2018, 15:00

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn55_24-sarakani-sutta-sv.htm
Маханама, если бы эти великие саловые деревья могли бы различать хорошо сказанное от плохо сказанного, я бы провозгласил эти великие саловые деревья вступившими в поток… направляющимися к просветлению, так что уж говорить о Саракани из клана Сакьев! Маханама, Саракани из клана Сакьев исполнил тренировку в момент смерти».
Satou M
Репутация: 1149
Сообщения: 1423
Зарегистрирован: 30.08.2014
Традиция: Нет

#15 Nwad » 02.11.2018, 15:05

Satou писал(а):Саракани из клана Сакьев исполнил тренировку в момент смерти».
Ясно. Значит сомнения у Соттапаны относительно своего плода или вступления на путь плода могут быть. Сомнений о плоде нету только у Араханта, ибо он знает что "нет ничего дальше".
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#16 Antaradhana » 02.11.2018, 18:56

Nwad писал(а):Кстати еще один вопрос , если знаете, "жажда чувственных удовольствий" это относится ко всем 6-ти чувствам или только к сексуальном влечению? Слышал что мол эта окова больше относится к сексуальном влечению..

Жажда наслаждения пятью нитями чувственных удовольствий. И это не только секс. Секс - самая сильная из привязанностей в области чувственного, но не единственная.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3030
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#17 Nwad » 02.11.2018, 19:04

Antaradhana писал(а):Жажда наслаждения пятью нитями чувственных удовольствий. И это не только секс. Секс - самая сильная из привязанностей в области чувственного, но не единственная.
Получается что тяга к знаниям тоже является чувственным удовольствием...
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#18 ambient » 02.11.2018, 21:28

Antaradhana писал(а):
Жажда наслаждения пятью нитями чувственных удовольствий. И это не только секс. Секс - самая сильная из привязанностей в области чувственного, но не единственная.
А помоему самая слабая,каждому свое наверно)но я бы точно не был так категоричен насчет самой сильной
ambient
Репутация: 259
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21.09.2015
Традиция: Тхеравада

#19 Nwad » 02.11.2018, 21:53

ambient писал(а):А помоему самая слабая,каждому свое наверно)но я бы точно не был так категоричен насчет самой сильной
Не самая слабая, но самая грубая, а значит её проще всего заметить и не пропустить. Её сила это её слабость.
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#20 ambient » 03.11.2018, 01:33

Nwad писал(а):Не самая слабая, но самая грубая, а значит её проще всего заметить и не пропустить. Её сила это её слабость.

тоже верно,но мне кажется избегание ,вот самая сильная привязанность из чувственного ,избегание неприятного , ведь избегание мощная основа жажды,мы не столько тянемся к приятному сколько избегаем неприятного,на контрасте рождается склонность и жажда
ambient
Репутация: 259
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21.09.2015
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 5 гостей