Страница 1 из 1

Пелевин, ум А и ум Б в Тхераваде

Сообщение #1Добавлено: 02.07.2019, 15:29
aNiMa-00170
Возник вопрос. Наверняка у Пелевина вы все встречались с таким разделением, как "ум A" и "ум Б". То есть, например, "ум А" воспринимает объект в целом, но не оценивая его, он не воспринимает его отдельные характеристики и не сравнивает. В отличие от него "ум Б", напротив, — выделяет эти характеристики и начинает папанчу, которая вызывает жажду. Всё это не имеет никакого отношения к мистике, ясному свету или "изначальному уму". А есть ли понятие "первичного ума" (ум А) и "вторичного ума" (ум Б) в Тхераваде? Есть ли точные аналоги терминов "первичный" и "вторичный" ум на пали в классической Тхераваде?
....

Сообщение #2Добавлено: 02.07.2019, 18:41
SV
Есть ум в общем смысле, как сложная психика, и есть ум в примитивном смысле как "познавалка". Никаких других умов больше нет. Примитивная познавалка разумеется входит в состав более сложной психики с памятью, мыслительными конструкциями и прочим.

Сообщение #3Добавлено: 04.07.2019, 05:20
ТакНазываемыйАлексей
SV писал(а):Есть ум в общем смысле, как сложная психика, и есть ум в примитивном смысле как "познавалка". Никаких других умов больше нет.
Это читта и виньяна если говорит палийскими терминами? Или между ними другие отличия?

Сообщение #4Добавлено: 04.07.2019, 08:11
Топпер
aNiMa-00170 писал(а):Возник вопрос. Наверняка у Пелевина вы все встречались с таким разделением, как "ум A" и "ум Б". То есть, например, "ум А" воспринимает объект в целом, но не оценивая его, он не воспринимает его отдельные характеристики и не сравнивает. В отличие от него "ум Б", напротив, — выделяет эти характеристики и начинает папанчу, которая вызывает жажду. Всё это не имеет никакого отношения к мистике, ясному свету или "изначальному уму". А есть ли понятие "первичного ума" (ум А) и "вторичного ума" (ум Б) в Тхераваде? Есть ли точные аналоги терминов "первичный" и "вторичный" ум на пали в классической Тхераваде?
....
Это из тхеравады и взято
Паньчавинняна - сознание восприятия и Сампатиччхана - регистрирующее сознание - отвечают за первичное восприятие объекта
Сантирана - исследующей и воттапана - определяющее - за выделение характеристик
Во время джаван начинается видимо и папанча