Памятка по Брахмавихарам

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

  • 7

#1 Киттисаро-ушёл » 21.11.2019, 01:43

Brahmavihāra – божественная обитель:
“Развив эти четыре божественных обители, с распадом тела, после смерти, он перерождается в благом уделе, в мире брахм” (АН 5.192).

Польза:
1. Каждая брахмавихара способствует преодолению определенных негативных состояний ума (АН 6.13):
Доброжелательность (metta) – недоброжелательность
Сострадание (karuṇā) – причинение вреда
Сорадование (muditā) – недовольство
Невозмутимость (upekkhā) – страсть, жажда, отторжение

2. Развитие брахмавихар обуславливает исчерпание негативной каммы:
“...то точно также, когда освобождённый [brahmavihāra] ум развит и взращен подобным образом, то более не остаётся любого свершённого до определённой степени проступка” (СН 42.8).
“Он понимает так: «Прежде мой ум был ограничен и неразвит, но теперь он безграничен и развит. Здесь не остаётся и не наличествует измеримой каммы»” (АН 10.219).

3. Развитие брахмавихар увеличивает шансы благого перерождения:
“…Таков путь к свите Брахмы” (МН 99).

Джханы:
В зависимости от уровня развития различные брахмавихары могут приводить к различным состояниям медитативного погружения – от первой джханы до сферы отсутствия всего (СН 46.54).

Схема практики:
"Вот, монахи, некий человек пребывает, наполняя первую сторону света умом, насыщенным [brahmavihāra], равно как и вторую сторону, третью сторону, и четвёртую сторону. Так, вверху, внизу, вокруг и всюду, как ко всем, так и к самому себе, он наполняет весь мир умом, наполненным [brahmavihāra] – обильным, обширным, неизмеримым, не имеющим враждебности и недоброжелательности. Это называется безмерным освобождением ума*".

* - согласно Комментарию под освобождением ума подразумевается достижение джхан.

Плоды (при условии джхан):
Условие:
“Он лелеет это состояние, желает его, находит в нём удовлетворение. Если он стоек в нём, сфокусирован на нём, часто пребывает в нём, и не теряет его, когда умирает, то он перерождается среди...

Возможная обитель и продолжительность жизни (АН 4.125):
Доброжелательность – дэвы свиты Брахмы (1 цикл существования мира)
Сострадание – дэвы лучезарного сияния (2 цикла существования мира)
Сорадование – дэвы сверкающего великолепия (4 цикла существования мира)
Невозмутимость – дэвы великого плода (500 циклов существования мира)

Результат:
Необученная заурядная личность остаётся там всю свою жизнь, а когда она исчерпывает весь жизненный срок тех дэвов, она отправляется в ад, в мир животных, или в мир страдающих духов. Но ученик Благословенного остаётся там всю свою жизнь, а когда он исчерпывает весь жизненный срок тех дэвов, он достигает окончательной ниббаны в этом самом состоянии существования”.

Условие становления анагамином при развитии брахмавихар:
“Он созерцает там любые феномены, которые относятся к форме, чувству, восприятию, формациям, сознанию, как непостоянное, как страдание, как болезнь, как нарыв, как отравленный дротик, как невзгоду, как бедствие, как чужое, как распадающееся, как пустое, как безличностное” (АН 4.126).

Дополнительно о брахмавихарах:
“- Практикующий доброжелательность хорошо спит.
- Он пробуждается счастливым.
- Ему не снятся плохие сны.
- Он приятен человеческим существам.
- Он приятен нечеловеческим существам.
- Его защищают божества.
- Ему не причиняют вреда огонь, яд, оружие.
- Если он не проникнет далее, он направится в мир брахм” (АН 8.1).

“Монахи, если бы кто-либо давал бы сотню котлов с едой в качестве подаяния утром, сотню котлов с едой в качестве подаяния днём, сотню котлов с едой в качестве подаяния вечером – и если кто-нибудь другой развивал бы доброжелательный ум даже в течение мгновения, за которое можно было бы дёрнуть корову за вымя, либо утром, либо днём, либо вечером – то последнее было бы более плодотворным, нежели первое” (СН 20.4).

“Близким” врагом безмятежного наблюдения (upekkhā) является равнодушие”. Ньянапоника Тхера.

Вариант в pdf:
Брахмавихары-памятка.pdf
(145.13 КБ) Скачиваний: 1004
Моя страница в фейсбуке - facebook.com/ivan.kittisaro
Киттисаро-ушёл M
Бхиккху
Репутация: 5023
Сообщения: 1992
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#2 Странник » 21.11.2019, 12:30

Киттисаро писал(а):Развив эти четыре божественных обители
Мне не понятен этот перевод: как можно развивать обители? Дом строить?
ОБИ́ТЕЛЬ, -и, жен.
1. То же, что монастырь. Дальняя о.
2. какая. Место, где кто-н. живет, жилище (шутл.). Скромная о.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 Странник » 21.11.2019, 12:32

Киттисаро писал(а):- Практикующий доброжелательность хорошо спит.
- Он пробуждается счастливым.
- Ему не снятся плохие сны.


Эх, видимо я как-то не так практикую доброжелательность.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#4 Киттисаро-ушёл » 21.11.2019, 12:52

Странник писал(а):Мне не понятен этот перевод: как можно развивать обители? Дом строить?
Божественная обитель в том смысле, что ум, развитый таким образом, находится в том же состоянии, каким он является в божественных мирах:

"«Но, Мастер Готама, что такое небесная высокая и роскошная постель, которую вы обретаете в настоящем без сложностей и проблем?»
И тогда я пребываю, наполняя первую сторону света умом, насыщенным доброжелательностью... состраданием… сорадованием… невозмутимостью… обильным, обширным, безмерным, не имеющим враждебности и недоброжелательности.
И тогда, брахман, когда я нахожусь в таком состоянии, если я хожу вперёд и назад, то в этом случае моё хождение вперёд и назад божественно. Если я стою, то в этом случае моё стояние божественно. Если я сижу, то моё сидение божественно. Если я лежу, то в этом случае это является моей божественной высокой и роскошной постелью. Именно эту божественную высокую и роскошную постель я обретаю в настоящем без сложностей и проблем»." АН 3.63
Моя страница в фейсбуке - facebook.com/ivan.kittisaro
Киттисаро-ушёл M
Бхиккху
Репутация: 5023
Сообщения: 1992
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Странник » 21.11.2019, 14:20

Киттисаро писал(а):Божественная обитель в том смысле, что ум, развитый таким образом, находится в том же состоянии, каким он является в божественных мирах:
Я это знаю, но это не делает перевод лучше. Обитель - это не " находиться в состоянии", а некое место, где живут, то есть скорее сам божественный мир.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#6 Киттисаро-ушёл » 21.11.2019, 14:38

Странник писал(а):Я это знаю, но это не делает перевод лучше. Обитель - это не " находиться в состоянии", а некое место, где живут, то есть скорее сам божественный мир.
По мне так нормальный метафорический термин.
Моя страница в фейсбуке - facebook.com/ivan.kittisaro
Киттисаро-ушёл M
Бхиккху
Репутация: 5023
Сообщения: 1992
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 SV » 21.11.2019, 16:53

Я это знаю, но это не делает перевод лучше.

Это не перевод. На пали это "вихара", что означает именно "место пребывания", если более узко, то место пребывания для аскетов-отшельников, или если совсем конкретно, то это буддийский монастырь. брахма-вихара дословно будет "место пребывания брахмы/брахм".
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#8 ambient » 22.11.2019, 03:53

Интересно как преодолевать тупоумие которое может возникать при усилие в сторону например Метты, но при этом с *внутренней* меттой не наличествующей.
ambient
Аватара
Репутация: 554
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 21.09.2015
Традиция: Тхеравада

#9 Странник » 22.11.2019, 10:38

SV писал(а):брахма-вихара дословно будет "место пребывания брахмы/брахм".
В том и проблема, что не всегда можно переводить дословно. Говорить, что брахмы пребывают в месте доброжелательности, сострадания, сорадования и невозмутимости - не по-русски. Можно сказать, что брахмы всегда пребывают (имеют состояние ума) в доброжелательности, но коннотация места совершенно излишня.
Киттисаро писал(а):“Развив эти четыре божественных обители, с распадом тела, после смерти, он перерождается в благом уделе, в мире брахм” (АН 5.192).
Получается: Развив места пребывания брахм, перерождаешься в мире брахм. На мой взгляд такой перевод понимается довольно однозначно: создаёшь (развиваешь) мир брахм, чтобы потом там переродиться. Что неверно, так как мир брахм существует сам по себе и он реален, а не субъективен.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#10 DitafonTiz » 22.11.2019, 12:17

Странник писал(а):
Эх, видимо я как-то не так практикую доброжелательность.
Наполняете ли вы умом безмерным и возвышенным, лишенным недоброжелательности первую сторону, или вторую сторону, или третью, или четвертую, снизу, сверху, повсюду ? Обретение такого тотального состояния освобождения ума доброжательностью, пусть даже на момент достаточный чтобы дернуть корову за вымя, приносит намного больше заслуг чем дарение 500 повозок провианта, так говорил Готама.
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#11 Киттисаро-ушёл » 22.11.2019, 12:23

ambient писал(а):Интересно как преодолевать тупоумие которое может возникать при усилие в сторону например Метты, но при этом с *внутренней* меттой не наличествующей.
Очевидно, заняться предварительно тем, что активирует ум в этом направлении: переосмыслением цели практики, памятованием о Будде, о смерти, о страданиях, на худой конец посмотреть видеоролик с какими-нибудь сценами несправедливости. Если ум все равно в ступоре, можно просто заняться чем-нибудь другим.
Моя страница в фейсбуке - facebook.com/ivan.kittisaro
Киттисаро-ушёл M
Бхиккху
Репутация: 5023
Сообщения: 1992
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#12 Странник » 22.11.2019, 15:45

DitafonTiz писал(а):Наполняете ли вы умом безмерным и возвышенным, лишенным недоброжелательности первую сторону, или вторую сторону, или третью, или четвертую, снизу, сверху, повсюду ?
Не знаю, у меня пока нет метода контроля и учёта. Вроде и наполняю, может быть, что-то делаю не так.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1469
Сообщения: 1316
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#13 DitafonTiz » 22.11.2019, 21:25

Странник писал(а):
Не знаю, у меня пока нет метода контроля и учёта. Вроде и наполняю, может быть, что-то делаю не так.
Вы это должны видеть напрямую, как минимум нет смысла медитировать не улавливая и не распознавая свое текущее состояние ума аки как он есть. Ну то есть что должно происходить ? То что вы видите, не фосфены, не некоторое мерцание перед внутренним зрением, а как бы сама сфера ума, в которой все происходит, и правильно настроившись - вы в прямом смысле видите расширение ума, именно там где вы его направляете - если вверх то внутренняя сфера восприятия расширяется именно сверху, если вниз то внизу. Когда Будда говорит что ум становится безмерным, так оно и является, но о безмерном уме по началу речь конечно не идет, но вы так или иначе должны улавливать хотя-бы это локальное расширение, улавливая его вы сами для себя понимаете дальнейшее развитие и причины для оного, своим собственным внутренним зрением, мудростью. У всякого существа есть способность к распознаванию, но в этой Дхамме и Винае многими способами изложено совершенное развитие от того у кого мало пыли в глазах и до того у кого пыли вовсе не остается ( ведь речь не о белках и зрачках, не о палочках и колбочках)
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет


Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 15 гостей