Где находятся скандхи когда они не проявляются?

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

#1 ДмитрийБ » 16.09.2020, 11:09

В теме про клиническую смерть зашёл разговор, что жажда это четасика, которая возникает время от времени, тк нет ничего постоянного.
Куда мы относим духовную склонность, для проявления которой должны совпасть условия? Это же не карма?
ДмитрийБ
Репутация: 24
Сообщения: 155
Зарегистрирован: 28.08.2020
Традиция: Тхеравада

#2 Топпер » 16.09.2020, 13:16

Кхандх, как таковых не существует. Кхандхи - это способ классификации дхамм.
ДмитрийБ писал(а):Куда мы относим духовную склонность, для проявления которой должны совпасть условия? Это же не карма?
К самскарам будем относить.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2287
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#3 ДмитрийБ » 17.09.2020, 18:38

Топпер писал(а):К самскарам будем относить.
Значит самскары
1. не распадаются со смертью
2. не находятся в мозге, тк в момент зачатия тот ещё не сформирован.

Стало быть это некие записи, говоря языком эзотерики, в "духовном пространстве"? Аналогия корректна?
ДмитрийБ
Репутация: 24
Сообщения: 155
Зарегистрирован: 28.08.2020
Традиция: Тхеравада

  • 2

#4 Топпер » 17.09.2020, 19:44

ДмитрийБ писал(а):1. не распадаются со смертью
Сосстав самскар каждую секунду разный. Дхаммы четасики и читты существуют один "такт" работы сознания"
2. не находятся в мозге, тк в момент зачатия тот ещё не сформирован.
В буддийском описании человека мозга нет.
Вы пытаетесь в буддизм ввести материалистические понятия. А в буддизме наоборот: мозг - состоит из дхамм. И конструируется из рупакалап, как и всё прочее материальное.
Т.е. в основе дхаммы ,а не материалистический мозг.
Стало быть это некие записи, говоря языком эзотерики, в "духовном пространстве"? Аналогия корректна?
Вообще дхаммы находятся в причинно-следственных отношениях описываемых 24 паччая. (камма - это только две из 24 паччая: камма паччая и випака паччая)
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2287
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#5 ДмитрийБ » 27.09.2020, 16:20

Топпер писал(а):Вообще дхаммы находятся в причинно-следственных отношениях описываемых 24 паччая. (камма - это только две из 24 паччая: камма паччая и випака паччая)
Я не смог пока это постичь по тем источникам что нашёл, есть ли такая литература где это разжёвывается подробно?
ДмитрийБ
Репутация: 24
Сообщения: 155
Зарегистрирован: 28.08.2020
Традиция: Тхеравада

  • 1

#6 Топпер » 27.09.2020, 16:45

ДмитрийБ писал(а):Я не смог пока это постичь по тем источникам что нашёл, есть ли такая литература где это разжёвывается подробно?
В Абхидхамме разжёвывается. Из русских переводов - у Аннурудхи.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2287
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#7 ДмитрийБ » 18.11.2020, 10:57

Задумался тут ещё. Вот, Нагарджуна говорит махаянцам: дхаммы безсущностны. Можно подумать, что так оно и есть, коль скоро когда те никак не проявлены, нельзя судить об их наличии.

Но можно задать встречный вопрос, пока два грозовых облака не столкнулись существует ли молния? Вроде как если ты учёный, который следит за ними с помощью приборов, ты точно знаешь что молния произойдёт. То есть просветлённому существу видно, какие условия определённые дхаммы произведут.

Но тогда мы приходим или
1. К детерминизму, и тогда у существ более нет свободы воли и всё теряет смысл
2. Действительно, к безсущностности дхамм, так как результирующее состояние непредсказуемо принципиально и уж как проявится так проявится.
ДмитрийБ
Репутация: 24
Сообщения: 155
Зарегистрирован: 28.08.2020
Традиция: Тхеравада

  • 2

#8 Топпер » 18.11.2020, 14:00

ДмитрийБ писал(а):Задумался тут ещё. Вот, Нагарджуна говорит махаянцам: дхаммы безсущностны. Можно подумать, что так оно и есть, коль скоро когда те никак не проявлены, нельзя судить об их наличии.
Тут хорошо видна разница между тхеравадой и махаяной: махаяна решила выяснить реальны ли дхаммы. Имеют или не имеют сущность.
И по этому поводу можно не одну книгу написать и сотню дебатов провести (Что в махаяне и делали). Сутры праджняпарамиты написать.

А тхеравада не особо этим вопросом интересовались т.к. он не суть учения. Будда говоря про анатту имел в виду..... именно ан-атту - не душу. Отсутствие души. А всё прочее - это уже когда считают себя умнее Будды.

Для практического применения вопрос бессущностности дхамм (точнее говоря вопрос различных оценок исходящих из различных предикатов) роли не играет.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2287
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#9 Satou » 18.11.2020, 15:03

ДмитрийБ писал(а):1. К детерминизму
Раз уж упомянули учёных то вот https://sly2m.livejournal.com/592929.html тут ссылка на третью часть, если интересно, остальные легко находятся
Опыты были поставлены. Тысячи и тысячи их, разной аппаратурой в разных конфигурациях для разных неравенств Белла. Прав оказался Бор. Природа нашего мира абсолютно случайна на квантовом уровне, нет никакой возможности предсказать результат следующего эксперимента, любое событие во Вселенной может произойти лишь с некой долей вероятности, чисто статистически, а может не произойти вовсе.

Характер физических законов природы оказался истинно случаен.
Нет судьбы.
Так и живем.
Satou M
Репутация: 1215
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 30.08.2014
Традиция: Нет


Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 12 гостей