Сотапаннство

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

#21 ДмитрийБ » 30.09.2020, 22:38

Тогда всё может скатится на уровень махровых эзотериков, которые с Буддой общаются
Не понимаю. При чём тут эзотерики?
ДмитрийБ
Репутация: 15
Сообщения: 84
Зарегистрирован: 28.08.2020
Традиция: Нет

#22 ДмитрийБ » 30.09.2020, 23:18

Я вообще недолюбливаю эзотеризм. Кто что хочет, то то и несёт, кто как хочет так и понимает. Ясного сознания нет там.
ДмитрийБ
Репутация: 15
Сообщения: 84
Зарегистрирован: 28.08.2020
Традиция: Нет

#23 Топпер » 01.10.2020, 13:05

ДмитрийБ писал(а):Не понимаю. При чём тут эзотерики?
Притом, что отсутствие неких чётких критериев открывает врата для любой дичи. Как в частности у меня по ссылке и приведено.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2231
Сообщения: 1748
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#24 ДмитрийБ » 01.10.2020, 13:18

Топпер писал(а):Притом, что отсутствие неких чётких критериев открывает
Так я эти критерии-то и пытаюсь у Вас выспросить :)

Сотапанна вообще должен быть монахом?
ДмитрийБ
Репутация: 15
Сообщения: 84
Зарегистрирован: 28.08.2020
Традиция: Нет

#25 Топпер » 01.10.2020, 13:32

ДмитрийБ писал(а):Так я эти критерии-то и пытаюсь у Вас выспросить :)
Критерии - отсутствие трёх нижних оков.

Или вот например в суттах:
ученик Благородных живёт на подаяниях и носит лохмотья, тем не менее, поскольку он наделён этими четырьмя вещами, он освобождён от ада, от мира животных, от мира страдающих духов, от состояния лишений, от плохого удела, от нижних миров. Какими четырьмя?
1) Вот, монахи, ученик Благородных наделён подтверждённой верой в Будду: «В самом деле Благословенный – достойный, истинно самопробуждённый, совершенный в знании и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный».
2) Он наделён подтверждённой верой в Дхамму: «Дхамма превосходно разъяснена Благословенным, видимая здесь и сейчас, не зависящая от времени, приглашающая пойти и увидеть, ведущая к цели, познаваемая мудрыми самостоятельно».
3) Он наделён подтверждённой верой в Сангху: «Сангха учеников Благословенного, идущих по хорошему пути, идущих по прямому пути, идущих по верному пути, идущих по совершенному пути, другими словами, четыре пары или восемь типов личностей – это Сангха учеников Благословенного: достойная даров, достойная гостеприимства, достойная подношений, достойная уважения, непревзойдённое поле заслуг для мира».
4) Он наделён нравственными качествами, которые дороги Благородным: прочными, цельными, незапятнанными, освобождающими, восхваляемыми мудрецами, яркими, ведущими к сосредоточению.
Он наделён этими четырьмя вещами. И, монахи, если сравнивать обретение царской власти над четырьмя континентами и обретение этих четырёх вещей, то обретение царской власти не стоит даже одной шестнадцатой обретения этих четырёх вещей».


Подтверждённой верой в Три Драгоценности.

Или чуть по-другому в другой сутте:
1) Вот, дворецкие, ученик Благородных наделён подтверждённой верой в Будду: «В самом деле Благословенный – достойный, истинно самопробуждённый, совершенный в знании и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный».
2) Он наделён подтверждённой верой в Дхамму: «Дхамма превосходно разъяснена Благословенным, видимая здесь и сейчас, не зависящая от времени, приглашающая пойти и увидеть, ведущая к цели, познаваемая мудрыми самостоятельно».
3) Он наделён подтверждённой верой в Сангху: «Сангха учеников Благословенного, идущих по хорошему пути, идущих по прямому пути, идущих по верному пути, идущих по совершенному пути, другими словами, четыре пары или восемь типов личностей – это Сангха учеников Благословенного: достойная даров, достойная гостеприимства, достойная подношений, достойная уважения, непревзойдённое поле заслуг для мира».
4) Он пребывает дома с умом, лишённым скупости, щедрым, открытым, радуется оставлению, предан благотворительности, радуется дарению и разделению

Сотапанна вообще должен быть монахом?
Нет, не обязательно.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2231
Сообщения: 1748
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#26 ДмитрийБ » 01.10.2020, 13:38

Спасибо. Источники-то я читал, вопрос в критериях проверки.

(Вот честно, перспектива хрюкать-мяукать в следующем рождении абсолютно не привлекает ))
ДмитрийБ
Репутация: 15
Сообщения: 84
Зарегистрирован: 28.08.2020
Традиция: Нет

  • 3

#27 Топпер » 01.10.2020, 16:08

ДмитрийБ писал(а):Спасибо. Источники-то я читал, вопрос в критериях проверки.
Вот с этим сложно (также как с джханами). Т.е. повторюсь, что доподлинно только Будда мог сказать. В остальных случаях у нас остаётся пространство для маневра. Соответственно вот и данная дискуссия возникла из такого пространства.

(но учитывая, что от сотапанства уже рукой подать до Ниббаны. Всего то несколько жизней, понятно, что это не может быть столь уж легко, иначе все бы уже там были. я для себя полагаю, что у Сотапаны самое главное именно несокрушимая вера в Три Драгоценности. Такая, что уже не даст человеку свернуть с пути даже под страхом смерти.
Допустим один перед расстрелом будет горевать и истерить, а Сотапана направит ум уже в будущее рождение т.к. для него и камма и перерождение - это не игры ума, не нечто умозрительное, а несокрушимая истина)
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2231
Сообщения: 1748
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#28 ДмитрийБ » 01.10.2020, 18:10

Топпер писал(а):Допустим один перед расстрелом будет горевать и истерить, а Сотапана направит ум уже в будущее рождение т.к. для него и камма и перерождение - это не игры ума, не нечто умозрительное, а несокрушимая истина)
Обязательно насилие? Можно же и от старости спокойно и вдохновенно умереть.
ДмитрийБ
Репутация: 15
Сообщения: 84
Зарегистрирован: 28.08.2020
Традиция: Нет

  • 3

#29 Топпер » 01.10.2020, 18:26

ДмитрийБ писал(а):Обязательно насилие? Можно же и от старости спокойно и вдохновенно умереть.
Можно. Но такой пример ярче.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2231
Сообщения: 1748
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#30 Nwad » 09.10.2020, 21:18

Здравствуйте друзья,

Нужно знать одну вещь - вхождение в поток это 'драматический момент', самый яркий момент в жизни человека и тот кто реализовал этот Плод может сказать где и как это случилось. Почему? Потому что это момент который меняет взгляд человека на мир и на себя, человек просыпается, и это невозможно не заметить, так же как невозможно не заметить то как включился свет в тёмной комнате.

3 нижние оковы это не причина страданий, это само страдание. Это симптомы, но не сама болезнь. Болезнь это Неведение трёх характеристик бытия.
Поэтому пытаться избавиться от симптомов в виде 3 оков, так же не плодотворно как и метлой пытаться развеять радугу - она никуда не исчезнет, нужно работать с корнем проблемы - неведением.

Неведение заключается в трёх вещах:
- считать то что непостоянно как постоянное
- считать то что неудавлитворительно как удовлетворительное
- считать то что не моё, не я - как моё и как я

Для реализации плода нужно развивать 7 факторов просвятления:
- внимательность (к телу, чувствам, уму и Дхаммам)
- исследование феноменов (нельзя реализовать инсайт если человек не исследует феномены через призму непостоянства, неудовлитворительности, и безличностности)
- энергия (нужно прилагать усилия и проявлять интерес в изучении феноменов, нужно развивать пытливый ум)
- радость (радость это состояние интенсивной лёгкости ума, когда ум сбрасывает груз, избавляется от напряжения (дуккхи) он испытывает радость. Если практика идёт хорошо и вместо того чтобы грузить себя Дхаммой вы используете её по назначению и делаете всё чтобы избавиться от дуккхи - то радость будет вашим естественным состоянием ума)
- успокоение (охрана органов чувств и уединение - этот фактор натуральным образом выходит из радости, ибо буду счастливым и лёгким ум понимает что чувства отягатяют, компания отяготяет - но при этом замечает что чем выше покой, тем радости и счастья еще больше. Многие скажут вам что охрана органов чувств не обязательна - не верьте им, они ничего не знают)
- самадхи (это состояния ума лишённые 5 помех, оно истекает натуральным образом из успокоения не нужно к нему стремиться. Если практика идёт хорошо то ваш ум естественным образом отбросит 5 помех во время медитации)
- равностность (это состояние ума которое натуральным образом выходит из самадхи, это то когда ваш ум не следует за приятными чувствами и не пытается избавится от неприятных, это качество мудрости. Ум наделённый мудростью и равностностью будет натуральным образом видить свою форму, чувства, восприятия, мысли и чувства, сознание как не мои, не я, не то чем я являюсь, он будет свободен от них)

Если коротко то для реализации плода (любого) нужно :
1. Высокая внимательность к происходящему - которой способствует охрана органов чувств и уединение
2. Наблюдение тела как тела, чувств как чувств, ума как ума, дхаммы как дхаммы с помощью правильной мудрости как непостоянные, неудовлитворительные, как не мои, не я, не то чем я являюсь...

Всё феноменальное непостоянно... -_-
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 562
Сообщения: 1346
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 2

#31 Nwad » 10.10.2020, 10:16

Забыл добавить относительно 3 оков:

- Идея я есть:
Эта окова уничтожается по средством инсайта в безличностую природу наших Кхандх, когла человек прямо реализует и видит - меня нет в 5 аггрегатах, и никогда небыло и никогда не будет, никто не рождается ни стареет и не умирает, что то что я считал за себя является лишь природным явлением, меня там нет, и ничего в этом мне не принадлежит, ни тело, ни чувства, ни восприятия ни мысли ни сознание.
Нужно понимать что прикосновение с Ниббаной даёт возможность пережить безсамостность своих агрегатов, и восприятие других людей как набор пустых агрегатов непосредственно, со временем это восприятие уходит, но вы больше никогда не поверите в то что в аггрегатах есть личность. Эта окова держит ум на уровне взглядов, в то время как последняя окова Араханта "самомнение" это уничтожение самого восприятия личностности, ибо Неведение было полностью уничтожено и ничто не мешает уму видеть феномены такими какими они являются непосредственно и прямо (то есть не интелектуально)

- Правила и ритуалы :
Эта окова проявляет себя как вера в то что механическое повторение ритуала или держание того или иного обета автоматически способно очистить ум от загрязнений и освободить от страданий. Другими словами - суеверие. Например сидеть с закрытыми глазами на подушке и думать что ум очиститься сам по себе, это как забраться на чердак с мусором, включить там свет и ждать пока мусор уберётся сам... Или например читать Сутты думая что ум от этого станет чище. Как если бы человек выучил наизусть рецепт думая что это знание рецепта накормит его, или человек думающий что изучая карту он окажется в пункте назначения. Другими словами нельзя получить результатов от практики другими методами чем сама практика.

- Сомнения :
Это сомнения в Будду Дхамму и Сангху, а если более точно сомнение в то что ум способен быть свободным от страданий. Но это сомнение уходит ибо человек на личном опыте пережил эту свободу и не может сказать что этого небыло, он понимает что Будда действительно Полностью Просветлённый, что Дхамма именно такая какую ее описал Будда, что Ария Сангха это действительно святые люди частично или полностью освободившиеся от бремени (дуккхи)

То есть нужно работать не симптомами (оковы) но с болезнью (неведением относительно непостоянства, неудовлитворительности, безличностности)
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 562
Сообщения: 1346
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

Пред.

Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 15 гостей