Махакассапа и лесная традиция

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

  • 1

#1 Кхеминда » 04.02.2014, 16:26

Вот нашел интересную заметку вконтакте в группе БДС написанную человеком с ником Aleksey Ganiev

основоположник лесной монашеской традиции Маха Кассапа, известный своим строгим монашеским поведением и считавшийся первым в соблюдении так называемых дхутанга - "мягких" аскетических предписаний и практик. МАХА КАССАПА (некоторые путают с Урувела Кассапой) до конца жизни следовал строгому аскетическому образу жизни. Сам Будда признавал Маха Кассапу равным себе во многих отношениях, в частности в практике восьми ступеней медитативного сосредоточения (jhana) и владении шести видами сверхъестественных способностей (abhi~n~na), к которым относились владение магическими способностями (iddhi-vidha), "божественный слух" (dibba-sota), способности читать мысли других людей (ceto-pariya-~na.na), память о прошлых рождениях (pubbe-nivaasaanussati), "божественное зрение" (dibba-cakkhu), уничтожение всех ментальных загрязнений (aasavakkhaya) (КС 9). Согласно традиции, обладание как мастерством медитативного сосредоточения, так и сверхъестественными способностями свидетельствовало о том, что Маха Кассапа достиг высшего совершенства на буддийском пути.
В нескольких случаях Будда приводит Маха Кассапу как образец монаха, которому должны следовать все остальные (КС 1, 3). Кроме того, в "Кассапа-самъютте" содержатся три случая, когда Будда посылает Маха Кассапу поучать монахов, заметив при этом, что Кассапа сделает это не хуже его самого (КС 6-8).
С Маха Кассапой связан один любопытный эпизод, описанный в данной самъютте.
Однажды в дороге Будда захотел отдохнуть под кроной дерева и Маха Кассапа подстелил ему своё верхнее монашеское одеяние. В ответ Будда предложил Маха Кассапе своё собственное одеяние (КС 11). Маха Кассапа был единственным учеником, с которым Будда поменялся монашескими одеждами, и этот знак уважения сильно поднял авторитет Маха Кассапы в сангхе (и, увы, породили миф о первом чань патриархе).
Когда Будда сказал Кассапе о том, что тот достиг уже преклонного возраста и ему не под силу сохранять строго аскетический образ жизни. Лучше бы ему перебраться жить поближе к какой-либо деревне, на попечение благочестивых мирян. Маха Кассапа отказался от такого предложения, аргументируя тем, что он привык собирать подаяние и жить в лесу, и, кроме того, его пример может послужить на пользу будущим поколениям монахов. (КС 5)
Как то пять сотен девов хотели пожертвовать пищу для уважаемого Махакассапы, но он отказался. Завернувшись в рясу и взяв с собой чашу и мантию, Махакассапа вошел в Раджагаху просить пищу, сворачивая на улицы где живут простые и бедные люди. Осознав значительность этого, Благословенный сформулировал вдохновленное четверостишие:
С небольшими нуждами и независимый,
Контролирующий себя, твердый в понимании того что действительно важно.
С уничтожеными загрязнениями, свободный от нездравого.
Его я называю – брахман. (Уд 1.6).

Интересно вот что, слышал что основоположник лесной традиции другой монах Арахант Сивали.
Кхеминда

  • 1

#2 Топпер » 04.02.2014, 17:12

Сивали - основоположник лесных монахов. Но Махакассапа - тоже важная фигура. Практиковал он мощно.
Топпер

  • 3

#3 SV » 04.02.2014, 19:07

SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14161
Сообщения: 5851
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 2 гостя