Почему же риторический. Вполне возможно привести сутту, где Будда описывает переход из джханы в джханы путем видения предыдущей не настолько уж и приятной, видя в ней элементы неудовлетворительности.
Да, есть такая сутта. Но в ней ничего не сказано о том, что "пять чувств переживаются как болезненные". Про конкретные факторы джханы там да, говорится, что они представляются как шип или бедствие, но, уверен, не нужно понимать это буквально, что это прямо вот болезненно ощущается (пусть даже утончённо-болезненно). Если что-то неудовлетворительно по природе - это ещё не означает, что оно болезненно. Обычное мирское счастье неудовлетворительно. Но в момент переживания оно - счастье, и очень приятное. И все люди это прекрасно знают на своём опыте. Проблемы болезненности начинаются потом - когда счастье прекращается, хочется его пережить вновь и т.д. Но к самому феномену счастья (сукхи) это не имеет уже отношения.
Про "блекло и серо" не скажу, а вот то, что видение неудовлетворительности чувственного мира (и соответственно болезненности) возрастает - могу утверждать из собственного опыта. Ведь когда входишь в джхану - 5 помех исчезают, после выхода - ум чистый. А вот когда 5 помех возвращаются, а ты уже знаешь каково это без них, вот тогда уровень умственной боли вырастает будь здоров. 5 помех реально болезненны и это становиться ясно видно. Разве не так?
Вот в том и оно - что само по себе отсутствие джханы НЕ является неприятным опытом. Помехи - это совсем другой разговор, они не к теме. У Будды пять помех нет - но большую часть времени он проводит вне джхан. И не испытывает страданий от этого. Собственно, на что я и пытаюсь указать.
Да, может быть болезненность из-за отсутствия джхан - у того, кто ЖАЖДЕТ джханы опять. Но это болезненность именно жажды как таковой, а не самого состояния вне джханы.