Список форумов › Теория и практика › ТЕОРИЯ
То есть мы освобождаемся от него, потому что оно приносит страдание, а не потому что оно плохое.
С другой стороны в Анатталаккхана сутте Будда говорит, что всё то, что непостоянно - то - дуккха.
Но здесь, как я понимаю, имеется в виду не только ведана-дуккха.
А он учил что делать с этим "счастьем"?Топпер писал(а):На относительном уровне в сансаре есть немало счастья. Будда и об этом учил тоже.
Это так называемое "страдание перемен". Но повторюсь, что это внешний, грубый уровень.
Хм, если мне не изменяет память, джханы, как освобождение от 5-ти помех и 5-ти же органов чувств, как раз и демонстрируют страдательность мира и бытия, ибо после опыта джхан, понимаешь, насколько тяжело обыденное существование с органами чувств и не это ли всё есть страдание, что имел в виду Будда?
Да. это называется "Всё познается в сравнении".Shevanatt писал(а):после возвращения и входа в обычное состояние сознания, приходит понимание как "болезненно", серо, тяжело обыденное восприятие по сравнению с испытанным. Т.е. становится так, что 5 органов чувств и их объекты теперь = дуккха.
Не совсем так. Тот уровень счастья, переживаемый в джхане, продиктован как оставлением 5 помех, так и 5 органов чувств, после возвращения и входа в обычное состояние сознания, приходит понимание как "болезненно", серо, тяжело обыденное восприятие по сравнению с испытанным. Т.е. становится так, что 5 органов чувств и их объекты теперь = дуккха. Просто до этого опыта ты не воспринимал их тяжесть/болезненность, т.к. не знал, как бывает лучше. Таким образом, в том числе поэтому (помимо причин, осужденных вами выше) можно сказать, что Будда сказал о том, что всё в мире дуккха?
Так это с относительной т.з.
Не только потенциала. Сами по себе те или иные дхаммы уже страдательны.
Будда же не просто так говорил: "саббе самскара аничча, саббе самскара дуккха" Т.е. то, что конструировано, то уже дуккха.
Почему же риторический. Вполне возможно привести сутту, где Будда описывает переход из джханы в джханы путем видения предыдущей не настолько уж и приятной, видя в ней элементы неудовлетворительности. И при переходе в более высокую джхану то, что было приятно в предыдущей - в новой джхане видится уже неудовлетворительным - болезненным ( как пример экстатическое переживание восторга в 1 джхане в более высоких видится как раздражающий, болезненный фактор). Соответственно если уж к джханам это применимо, что можно говорить об обычном восприятии и чувственных удовольствиях.Цитату на сутту можете дать? (вопрос риторический)
Не то что бы депрессия, но ум начинает клониться к тем состояниям, как в суттах говорится "к отречению", что были пережиты и чувственные удовольствия уже не могут удовлетворить ум.Не думаю что у меня бы развилась "безджхановая депрессия"
Топпер писал(а):Непривязываться, наверное.
Если есть счастье - почему бы его не испытывать? В самом счастье ничего плохого нет. А вот в привязанности - есть.
Что касается практики, то опять же правильное понимание, потом пять обетов, потом восемь на Упосатху, щедрость и медитация. Если исполнять - сдвинется практика.
Сейчас этот форум просматривают: 22 гостя