Страница 1 из 6

Почему Тхеравада не хинаяна?

Сообщение #1Добавлено: 18.07.2016, 14:26
Наме
Почему Тхеравада не хинаяна?


Ну, вопрос собственно в заголовке темы.
Хотелось бы узнать тут все по пунктам.
Понятно, что стали Тхераваду относить к хинаяне европейцы, изучающие Буддизм.
Из-за большого количества школ в южном Буддизме и для простоты классификации.

И понятное дело, что любой Тхеравадин огорчится, если кто-то его учение к хинаяне отнесет.
Но хотелось бы узнать, в чем тут суть дела.

Обозначение термином «хинаяна» современной тхеравады оскорбляет последователей данной школы, по этой причине некоторая часть современных буддологов отказалась от использования слова «хинаяна» в своих трудах.
Почему оскорбляет?

Тем не менее, отмечая вышеописанный факт, Е. А. Торчинов ставит знак равенства между хинаяной и тхеравадой, к которой он относит южный буддизм Шри-Ланки, Таиланда, Бирмы, Лаоса и Камбоджи
Нельзя ставить?
И если нельзя, то почему?

Сообщение #2Добавлено: 18.07.2016, 14:35
Ericsson
охххх...

километры уже этих хино-..полемик на БФ например, километры, .. утомило уже давно :smile:

Сообщение #3Добавлено: 18.07.2016, 15:25
Antaradhana
Это отголоски древнего противостояния буддийских школ. Использовать эту уничижительную терминологию - это все равно, что принимать участие в конфликте, кости участников которого превратились в прах, почти две тысячи лет назад.

Сообщение #4Добавлено: 18.07.2016, 15:33
Наме
Ericsson писал(а):охххх...

километры уже этих хино-..полемик на БФ например, километры, .. утомило уже давно :smile:
Километры не надо.

Дайте ссылку, где толково объясняется, что к чему и чем отличается.
А лучше своими словами здесь поясните.
Очень меня обяжете.

P.S.
Извините, я в Буддизме всего год.

Сообщение #5Добавлено: 18.07.2016, 16:02
DitafonTiz
Хинаяна букв. малая,меньшая,низшая колесница

Но меня это не трогает,дхамма для тех у кого мало пыли в глазах,а таких людей,увы,всегда меньше

Сообщение #6Добавлено: 18.07.2016, 16:05
саша
На сколько я понимаю слово хинаяма(малая колесница) придумали махаянцы, а себя они называют большой колесницей( махаяной). Вот и считают тхеровадины поэтому оскорблением такое название своего учения.

Сообщение #7Добавлено: 18.07.2016, 18:51
aNiMa-00170
саша писал(а):На сколько я понимаю слово хинаяма(малая колесница) придумали махаянцы, а себя они называют большой колесницей( махаяной). Вот и считают тхеровадины поэтому оскорблением такое название своего учения.

Это не настоящее название, перевод. Настоящее значение слова "хинаяна" совсем-совсем другое. Слово
"малая" — была бы слово "чула". Чула, а не хина. Но употребили именно "хина". Спрашивается, а почему?
....

Сообщение #8Добавлено: 18.07.2016, 19:35
Денис85
На БФ один человек писал что в Тхераваде нет деления Учений на яны, но есть свои классификации, например: Учения относящиеся к Свагга-магга и к Ниббана-магга.

Сообщение #9Добавлено: 18.07.2016, 19:41
Max
Почему эта давно изученная и разжеванная тема вновь вызывает интерес, зачем это нужно? Если вы обнаружили правду на каком то форуме, то удовлетворитесь ей.

Сообщение #10Добавлено: 18.07.2016, 20:23
саша
aNiMa-00170 писал(а):Это не настоящее название, перевод. Настоящее значение слова "хинаяна" совсем-совсем другое. Слово
"малая" — была бы слово "чула". Чула, а не хина. Но употребили именно хина. Спрашивается, а почему?
А что значит "хина" тогда?

Сообщение #11Добавлено: 18.07.2016, 22:53
Tao
саша писал(а):
aNiMa-00170 писал(а):Это не настоящее название, перевод. Настоящее значение слова "хинаяна" совсем-совсем другое. Слово
"малая" — была бы слово "чула". Чула, а не хина. Но употребили именно хина. Спрашивается, а почему?
А что значит "хина" тогда?

hīna прич. прош. вр. сов. в. от jahati 1) низкий, низменный, подлый, презренный 2) неполноценный, ущербный

Сообщение #12Добавлено: 18.07.2016, 22:57
Дмитрий Светлов
Наме писал(а):Почему Тхеравада не хинаяна?
Тхеравада - это самоназвание. Хинаяна - это формулировка внутри махаяны. Низшая личность заботится о преуспевании в этой жизни, средняя - о достижении нирваны для себя, высшая - о достижении нирваны всеми живыми существами.

Наме писал(а):И понятное дело, что любой Тхеравадин огорчится, если кто-то его учение к хинаяне отнесет.
Но хотелось бы узнать, в чем тут суть дела.
Насколько я знаю, корень "хина" означает низший в смысле "ничтожный", "неполноценный", "ущербный". Хотя, на тех же форумах спорят о смысловых оттенках.
Когда тхеравадины слышат "нирвана ради себя" и "низший", они принимают это на свой счет и начинают холивар. Неприятно ведь быть низшим. :) Справедливо будет заметить, что махаянцы иногда специально употребляют термин "хинаяна" при тхеравадинах, чтобы самоутвердиться\потроллить.

Сообщение #13Добавлено: 18.07.2016, 23:02
саша
Дмитрий Светлов писал(а):Тхеравада - это самоназвание. Хинаяна - это формулировка внутри махаяны. Низшая личность заботится о преуспевании в этой жизни, средняя - о достижение нирваны для себя, высшая - о достижении нирваны всеми живыми существами.
А какое название появилось раньше по времени тхеравада или хинаяна?

Сообщение #14Добавлено: 19.07.2016, 04:28
Серхі
тхеравада

Сообщение #15Добавлено: 19.07.2016, 16:33
Наме
Наверное, тут дело не только и не столько в названии все-таки.
В словах ли, переводах и прочее.

Вот что удалось отыскать на Форуме:
Mira: Ну мы же не хинаяна. Какая разница чем они от неё отличаются?
Топпер: С т.з. махаяны? Хинаяна, конечно. У нас бодхичитты нет. Этого достаточно, чтобы отнести к хинаяне. Второго и Третьего поворотво не признаём.
Mira: Так они и стремяться к просветлению, то есть хотят получить диплом доктора. Только методы у них другие.
Топпер: В этом и разница подходов: тхеравадины, чувтсвуя себя больными, вначале хотят излечится. Махаянцы, чувствуя себя больными, хотят вначале стать докторами, а уж потом излечится (согласно обетов бодхисатты, который обязуется не уходить в Ниббану до тех пор, пока не спасёт всех).
Т.е. у нас более прагматичный и реалистичный подход, а у махаяны более идеалистичный и чувственный.

То есть разговор все-таки выходит за пределы только обозначений, названий и т.д.
И разница касается уже сущностных составляющих разных школ, направлений.
В теории и в методах.

1) Разъясните, пожалуйста, что такое бодхичитта.
2) Почему у Тхеравадинов бодхичитты нет, а у хинаянов, видимо, она есть.

3) Так же объясните, что такое в Буддизме Второе и Третье поворотво.
4) И почему Второе и Третье поворотво Тхеравадинами не признается, а хинаянами, видимо, вполне.

Сообщение #16Добавлено: 19.07.2016, 16:41
Max
саша писал(а):
Дмитрий Светлов писал(а):Тхеравада - это самоназвание. Хинаяна - это формулировка внутри махаяны. Низшая личность заботится о преуспевании в этой жизни, средняя - о достижение нирваны для себя, высшая - о достижении нирваны всеми живыми существами.
А какое название появилось раньше по времени тхеравада или хинаяна?
Раньше была индийская Стхавиравада, а позже ее переделали на палийский манер, уже на Цейлоне.

Сообщение #17Добавлено: 19.07.2016, 18:03
саша
Max писал(а):Раньше была индийская Стхавиравада, а позже ее переделали на палийский манер, уже на Цейлоне.
Таким образом можно сказать что Тхеравада несет в себе именно ту суть что проповедовал Будда, а Махаяна уже как то отклонилась от учения Будды, говорит что надо стремится не к просветлению себя а к просветлению других по сути, что несет в себе много противоречий.
Вопрос, а кто придумал течение Махаяна?

Сообщение #18Добавлено: 19.07.2016, 18:22
Max
саша писал(а):
Max писал(а):Раньше была индийская Стхавиравада, а позже ее переделали на палийский манер, уже на Цейлоне.
Таким образом можно сказать что Тхеравада несет в себе именно ту суть что проповедовал Будда, а Махаяна уже как то отклонилась от учения Будды, говорит что надо стремится не к просветлению себя а к просветлению других по сути, что несет в себе много противоречий.
Вопрос, а кто придумал течение Махаяна?
Мы верим в это. Искажения и раскол буддизма на различные течениями происходил под влиянием хитрого Мары, иначе это порой не объяснить.

Сообщение #19Добавлено: 22.07.2016, 10:20
Наме
С вопросами, что выше спрашивал, вроде кое-как получилось разобраться самостоятельно.
Спасибо.

=======

Хотелось на счет бодхичитты уточнить такой момент.
Например, следующая ситуация:
- в море терпит бедствие судно, а спасательное средство одно на двоих.
И каждый из двоих в силу благородства и высокой нравственности отказывается воспользоваться спасательным средством в ущерб своего товарища.

Вот с позиций отрицания бодхичитты будет правильным без лишних слов воспользоваться самому спас средством, а другой - это его проблемы.
Так?
А с позиций хинаяны будет правильным (даже против желания) надеть спас средство на товарища, чтобы спасти его.
Да?

Сообщение #20Добавлено: 22.07.2016, 12:42
Белов
Наме писал(а):А с позиций хинаяны
Может этот вопрос на "хинаянском" форуме надо задавать? Не грублю, просто пытаюсь уловить логику вашу. Вам уже выше написали почему Тхеравада не хинаяна, и вы один ...задаёте вопрос с позиции хинаяны. Упрямство или просто не желание услышать других?