Dz писал(а):"Не нас, а вас" (с) известный старый фильм
Священное писание буддизма даже не подразумеваею свою собственную непоколебимость и б-гом сохранённую целостность, как, например, христианские писания (что не мешает им быть модифицированными по полной программе). Наоборот, в ранних суттах содержатся недвусмысленные указания на искажение учения в будущем и необходимость критического подхода как к текстам, так и к наставлениям учителей.
Во-первых, у вас полностью ошибочное представление об ортодоксальной азиатской тхераваде. Ибо она именно религия книги, аналогично авраамическим религиям. Под книгой понимается палийский первоисточник и палийский комментарий. Второй буквально вписан в первый. Первоисточник передавался и был кодифицирован св. архатами на буддийских соборах, а комментарий был составлен этими же монахами. Тхеравада текстуальная традиция буддизма, убежденная в исключительно только своей непогрешимости, про это можете прочитать в любом научном обзоре. Также об этом свидетельствует буддийское высшее образование стран тхеравады.
Во-вторых, я дал ссылки именно на т.н. ранние сутты. Хотя степень их древности в ортодоксальной тхераваде вообще роли не играет. Любая палийская сутта и любой фрагмент палийского комментария априори являются праманой. Являются в традиционной азиатской тхераваде, а в русской, белорусской или украинской тхераваде могут выдумывать себе чего угодно, никакой значимой роли это не сыграет.
В-третьих, критического подхода к утвержденным текстам давно нет, это очередная деза. Имеющиеся у Сангх тексты полностью авторитетны, до единого слова. Время реформ текстов давно прошло, канон и комментарии окончательно утверждены азиатами. Протестуют против этого только известные сектанты и кое-какие западные монахи маргиналы.
В-четвертых, тхерские супер-авторитеты, например из дхаммают н., тем и отличались всевозможных индийских гуру, что не выходили за рамки фиксированного письменного канона. На них смело можно ссылаться, а вот липовый мед речей на интернет площадках воспринимать лишь со снисходительной улыбкой.