SV писал(а):У животных инстинктов ничуть не больше, чем у человека.
Скорее наоборот :) у человека все те же инстинкты, что и у животных. Только животное не может выбирать следовать ли им или нет, а человек может. Человек может заставить не есть еду, не лапать симпатичную девушку в метро, а животное нет. Правда есть высокоразвитые животные, с которыми сложнее - у них появляется выбор, то есть, можно сказать, осознанность. Многие животные совершают поступки не потому, что они этого хотят, а потому что запрограммированы на это.
Про кошку: хищник бросается не на всё, у него есть некоторые описания добычи. Это было очень чётко показано на лягушках.
Елена Котельникова писал(а):Т.е. инстинктивное действие всегда намеренное, в отличие от рефлекторного.
Нет, рефлекс и инстинкт близкие вещи, то и другое не намеренное. Когда человек бросается на помощь маленькому ребёнку, он даже не задумывается об этом, это инстинктивное действие, так же как отдёргивание руки от горячего (это рефлекс). Помощь рнебёнку тоже можно назвать рефлексом.
SV писал(а):Ну и в людях точно также всё включается - в точности тот же самый механизм: увидел объект, сработали омрачения, и понеслось
Да, у людей так же, но мы можем выбирать реагировать или нет. Увидев вкусное пирожное или другую вкусняшку многие захотят взять и съесть, но есть промежуток между одним и другим действием, в который мы можем подумать и остановить себя. У животных, грубо говоря, этого промежутка нет. Видимо в этом и отличие человека, но у разных людей этот промежуток разной величины, кто-то от прочих животных мало отличается.
Если попытаться перенести это на буддийскую почву, то, мне кажется, то, что совершается безвольно, инстинктивно, не приносит большой каммы, что положительной, что отрицательной. Только при наличии волевого участия, когда не рефлекторное действие, можно накапливать камму.
Про слона сложно сказать, насколько он может делать выбор, они довольно умные животные, но тут скорее инстинкты: если больно или ещё как-то плохо, то скорее всего это внешнее воздействие и нужно от него избавиться - убить, разрушить и прочее.