Топпер писал(а):По мере сил Будда и для тех, кто не хочет в Ниббану, поучения давал. Не зря же про три уровня счастья говориться.
Чтобы захотеть от чего-то освободиться для начала надо увидеть свою несвободу, узнать пользу и возможность свободы и захотеть ее достичь. В нашем случае - это как минимум ощутить и понять дукху и пожелать избавиться от нее как-либо иначе, нежели известными способами - дурманящие вещества, развлечения и увлечения, ритуалы и верования, погружение в чувственное. Тем более Нирвана - захотеть Нирваны без понимания 1 БИ и дукхи во всей своей тотальности в принципе невозможно, потому что незачем - есть вещи понятней и достижимей.
Вот и приходится Будде начинать с объяснений
"...о щедрости, о нравственности, о небесных мирах, опасности, тщетности и порочности чувственных наслаждений и преимуществах отречения". И не просто так для общей информации и наставлений, а чтобы ум человека стал
"готовым, гибким, лишённым помех, вдохновлённым и уверенным", т. е. чтобы уменьшить привязанности к чувственным удовольствиям, уменьшению злонамеренности, беспокойств и сожалений, проявлению вдохновения и стремления к изучению нового и достижимого вместо привычного (лень) и невозможного (апатия).
И вот только тогда о Нирване: "Будда изложил ему высочайшее учение, свойственное [только] Буддам - то есть о страдании, причине (страданий), прекращении и Пути".
Контекст всех поступков и слов Будды всегда один и только один - достижение полного и окончательного Освобождение.
Иное дает любому и каждому возможность и полное право придавать отдельным суттам или даже словам из них самостоятельный смысл и значение. Например, прямо сейчас можно ту же Винайю отрыть и надергать оттуда столько всего якобы прощенного Буддой хотя бы раз и значит на этом основании разрешенного... Или вот платные курсы по медитации для всего на свете, статуэтки Будды в барах - а что, для радости и счастья ведь, - или даже новое течение буддизма создать. И все будут ссылаться на Будду, цитаты приводить.
А Будда тогда кто такой был, если говорил сейчас одному одно, завтра другому - иное?