Первый ретрит и принятие прибежища

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

  • 3

#1 Михаил Добровольский » 07.07.2014, 04:23

Здравствуйте!
Вопросы совсем от новичка, новичковее не придумаешь :shy: :
1) Еду на ретрит в монастырь в августе (пятидневный). Собственно опыт медитации небольшой, осознание того что хочу не просто заниматься медитацией, а именно стать в полной мере буддистом, пришло всего лишь несколько месяцев назад (сначала использовал просто как психотерапевтическую технику). На ретрите хочу принять прибежище и пять обетов. С первыми тремя вроде понятно: убиваю я вроде не часто :deg: жене не изменяю (понимаю что толкования тут конечно обширные, но... в целом всё понятно), не краду. А вот с последними двумя сложнее. То есть, во-первых, что именно означает "воздерживаться от неправдивых слов"? Просто не врать в открытую? Потому что, как мне показалось, обет трактуется шире... Во-вторых, вот вообще никогда-никогда ни капельки пить нельзя, или в каких-то случаях чисто технически можно? Например, в гостях, чтобы не обидеть хозяев? В последнем случае спрашиваю не для того чтобы разрешить себе бухать: я понимаю, что никого в этом случае не обману кроме самого себя. Просто алкоголь и правда в западном обществе настолько неотъемлемая часть повседневной реальности, что иногда проще сделать два маленьких глотка, чем объяснять что ты этого делать не можешь, тем более по каким-то там религиозным причинам ("да ладно, да ты чо, мусульманин что ли?").

2) Чисто технически, с вашей точки зрения, к ретриту готовиться как-то надо? Например заранее чуть поменьше есть, побольше практиковать ту же медитацию и т.д.?

Заранее спасибо!
Михаил Добровольский
Аватара
Репутация: 566
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 25.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 5

#2 Михаил Добровольский » 07.07.2014, 04:37

Спасибо больше за ответы, бханте!

С алкоголем значит попрощаемся совсем. не беда.

Это под Лондоном монастырь, называется Амаравати: http://www.amaravati.org/ То есть вроде бы тайская лесная традиция.
Михаил Добровольский
Аватара
Репутация: 566
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 25.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 Михаил Добровольский » 07.07.2014, 04:49

Спасибо ещё раз!
Михаил Добровольский
Аватара
Репутация: 566
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 25.06.2014
Традиция: Тхеравада

#4 Dimitry » 07.07.2014, 09:31

Daddy_pig писал(а): То есть, во-первых, что именно означает "воздерживаться от неправдивых слов"? Просто не врать в открытую? Потому что, как мне показалось, обет трактуется шире...
Здравствуйте!
И надо помнить, что есть еще и "язык" жестов.

Во-вторых, вот вообще никогда-никогда ни капельки пить нельзя, или в каких-то случаях чисто технически можно? Например, в гостях, чтобы не обидеть хозяев? В последнем случае спрашиваю не для того чтобы разрешить себе бухать: я понимаю, что никого в этом случае не обману кроме самого себя. Просто алкоголь и правда в западном обществе настолько неотъемлемая часть повседневной реальности, что иногда проще сделать два маленьких глотка, чем объяснять что ты этого делать не можешь, тем более по каким-то там религиозным причинам ("да ладно, да ты чо, мусульманин что ли?").
В гости можно приезжать на автомобиле и отказываться пить, мотивируя тем, что "за рулем". если не хотите вдаваться в беседы о религии.
! Impurezas no pasarán!
Dimitry M
Аватара
Откуда: Петербург
Репутация: 2553
Сообщения: 1782
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 Акхандха » 07.07.2014, 09:32

Daddy_pig писал(а):С алкоголем значит попрощаемся совсем. не беда.
Молодец! :agree: Желаю удачи!
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#6 Кхантибало » 07.07.2014, 10:29

Daddy_pig писал(а):Здравствуйте!
Вопросы совсем от новичка, новичковее не придумаешь
По первому вопросу рекомендую вот этот материал
http://www.theravada.su/translations/Project/6

Хотя я и не во всём согласен с автором.

По поводу алкоголя хочу сказать следующее. В нашей культуре употребления крепкого алкоголя является неотъемлемой частью культуры. На непьющего человека смотрят косо, да и вообще установление нормальных социальных связей без совместного распития спиртного практически невозможно.
Готовьтесь к отчуждению со стороны общества по этой причине...
Кхантибало M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 307
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 04.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 masterjack » 07.07.2014, 10:48

так тут дело во многих аспектах такое
решил стать буддистом - готовься к отчуждению :fu:
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#8 Mira » 07.07.2014, 12:18

Кхантибало писал(а):На непьющего человека смотрят косо, да и вообще установление нормальных социальных связей без совместного распития спиртного практически невозможно.
Готовьтесь к отчуждению со стороны общества по этой причине...

На непьющего, способного нормально коммуницировать, смотрят нормально. При условии, что круг общения отличается определенным уровнем культуры (не с алкоголиками же мы общаемся).

Если возникают подобные предложения, то я просто говорю, что я буддист и мне нельзя. Никаких проблем с пониманием не возникает. Если человек употребляет спиртное, это автоматически не делает его недалеким. Просто круг общения необходимо тщательно выбирать. (У меня муж не буддист, ему сложнее объяснить другим отказ от алкоголя. :smile:
Но тем не менее, фразы " Не пью, потому что не хочу" вполне достаточно для окружающих).

А если родственники склоняют, то уж точно на поводу идти не надо. Вы же им выпивать не мешаете, пусть и они вам не мешают поступать так, как считаете нужным.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#9 Соня » 07.07.2014, 12:55

Mira писал(а):" Не пью, потому что не хочу

А у меня на работе после каждого карпоратива или приглашения совместно коллективом посидеть, все дружно решают, что я жду ребенка, а нежеланием просто прикрываюсь для отвода глаз (ну и надо заметить,что внешность у меня н модельная и исключить чисто по внешнему виду сложно).

Последние 2 года замечаю, что культ пития проходит. И например на НГ корпоративе пили в русском понимании (активнео и крепкий треть гостей), делали вид, что пью (пару бакалов вина или шампанского за весь вечер) еще треть гостей, и активно пили соки, морсы и миниралку оставшиеся треть. Что очень кстати радует.

Удачи в начинаниях.
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1004
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

#10 Михаил Добровольский » 07.07.2014, 13:01

Акхандха писал(а):
Daddy_pig писал(а):С алкоголем значит попрощаемся совсем. не беда.
Молодец! :agree: Желаю удачи!

Соня писал(а):Удачи в начинаниях.

Спасибо! :)

Кхантибало писал(а):По поводу алкоголя хочу сказать следующее. В нашей культуре употребления крепкого алкоголя является неотъемлемой частью культуры. На непьющего человека смотрят косо, да и вообще установление нормальных социальных связей без совместного распития спиртного практически невозможно.
Готовьтесь к отчуждению со стороны общества по этой причине...

А это не только в нашей. Я сейчас временно в UK: годичный магистерский курс в университете Бристоля. Собственно благодаря университету и стал буддистом (пошел на занятия медитацией в университетское chaplaincy). Тут пьют немного (одну две пинты за присест), но все и всегда :) Паб - чуть ли не главное место социальной коммуникации, в том числе для преподавателей и студентов.

Mira писал(а):На непьющего способного нормально коммуницировать смотрят нормально. При условии, что круг общения отличается определенным уровнем культуры (не с алкоголиками же мы общаемся).

Тот же британский пример: есть такой популярный телесериал "Пип-шоу" (грустная и талантливо снятая социальная сатира про средний класс). Накануне приятели главного героя собираются в местном пабе. В том числе какой-то сосед (который до этого в сюжете практически не фигурирует). И вот кто-то произносит тост, все сдвигают бокалы и... начинают приставать к этому соседу: а ты чего мол, где твоя пинта, mate? То отвечает: я не пью, я буддист. Народ возражений не принимает и насильно вручает ему в руки стакан. Сосед с перекошенным от напряжения лицом берёт стакан который через некоторое время лопается у него в руке... Понятно, что ситуация крайне утрированная: и принуждение для местного менталитета крайне нехарактерно и образ "буддиста-соседа" немного искусственный (тут для сценаристов наверно что буддист, что кришнаит, что сайентолог - одинаково безумный ньюэйджевец). Но сам факт того, что даже вот и британцам такое в голову приходит меня позабавил...

Кхантибало писал(а):По первому вопросу рекомендую вот этот материал
http://www.theravada.su/translations/Project/6

Спасибо, ознакомлюсь.
Михаил Добровольский
Аватара
Репутация: 566
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 25.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#11 Михаил Добровольский » 07.07.2014, 14:53

SeD писал(а):Для начала надо изучить теорию, сделать акцент на таких вещах, как развитие дружелюбия, нравственности, щедрости и правильного понимания.
Без этой базовой подготовки сама по себе голая медитация ничего не даст.

Спасибо за советы: это ценно. Я-то сам, как мне кажется, до понимания этого уже дошел, но очень хорошо, что мои собственные ощущения совпадают с ощущениями "старших товарищей" - значит на верном пути :)
Медитация - первое что вообще привело в буддизм. И, насколько я понимаю, зачастую последнее для многих. Я ходил на занятия с ноября по июнь и понимал, что отношение у большинства занимающихся именно как к психотехнике (большинство ходило ещё и на йогу, трансцедентальную медитацию и т.д.). Видимо это довольно типический подход для Запада. Я сам сначала воспринимал точно так же, но потом отношение очень постепенно стало меняться. Стал осознавать, что самое важное лично для меня - идея страдания как основы существования и необходимость сострадания: нет плохих или хороших людей, но есть просто страдающие живые существа, в том числе страдающие от того, что они совершаю неблагие деяния. Потом пришло понимание необходимости самограничения, потом идея необходимости принятия прибежища... Собственно пять обетов не хотел сначала принимать потому что думал: а смогу ли я вообще их выполнить-то и так ли уж сильно мне это надо? На последнем занятии разговаривал с дядькой индийцем (он вообще-то джайн, но, в силу того что других джайнов поблизости нету ходит к буддистам как наиболее "идеологически близким") и он меня спрашивал: а вот предложат тебе принять 5 обетов - а смогёшь? И я думал крепко... Но вот сейчас решил, что надо как минимум попытаться.

Что же касается прибежища... Я когда-то давно был православным. По младенчеству даже хотел стать священником, посты держал, иисусову молитву творил, церковь в Москве восстанавливал. Но потом как-то всё прошло. Так что я очень хорошо понимаю о чём вы. Сейчас я уже гораздо серьёзнее к таким вещам отношусь. Многие годы был ехидным скептиком-нигилистом. Крайне отрицательно относился к религии вообще и ньюэйджевским "квази-религиям" в первую очередь. Так что осознание себя буддистом для меня очень важная внутренняя штука, это уже само по себе некоторое усилие и преодоление. Что же касается формального обряда... Сначала тоже думал: да какая вообще нафиг разница? Это же даже не магическое мероприятие как в христианстве, это же в общем то что прежде всего внутри тебя... Но потом решил, что я хочу именно почувствовать единение с общиной верующих, важно это стало...
Михаил Добровольский
Аватара
Репутация: 566
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 25.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#12 Елена Котельникова » 07.07.2014, 15:31

Daddy_pig, от формального обряда польза на самом деле есть. Ответственности больше когда что то заявляешь при других людях, особенно, если берешь на себя обязательства публично. Стимулируют хири и отаппа (стыд и боязнь совершить проступок) - крайне полезные качества.
Вот приведу пример с алкоголем. Я когда то до официального принятия прибежища и обетов какое то время принимала их сама про себя. В те времена я совсем не чуралась алкоголя, да и компания всегда подбиралась соответствующая. И вот, значит, утром я таким не формальным образом обеты принимала, а к вечеру ситуация складывалась такая, что не выпить никак нельзя (якобы). Просто так нарушать обет не хотелось, и я его, этот обет сама с себя снимала. :facepalm: Чувствовала я при этом припогано, пиво с вином чуть не поперек горла вставали... В общем пары-тройки таких раз хватило, чтобы с любым алкоголем завязать окочательно, не зависимо от ситуации. И это всё при обетах, о снятии-принятии которых никто не догадывался. Если б это всё происходило после официального обряда, даже боюсь представить как бы я себя ощущала. Наверное бы совсем себя уважать перестала...
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#13 Акхандха » 07.07.2014, 15:36

Елена Котельникова писал(а):а к вечеру ситуация складывалась такая, что не выпить никак нельзя (якобы). Просто так нарушать обет не хотелось, и я его, этот обет сама с себя снимала.
а как можно снять с себя только какой-то 1 обет? как это технически делается?
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#14 Михаил Добровольский » 07.07.2014, 15:45

Елена Котельникова писал(а):от формального обряда польза на самом деле есть. Ответственности больше когда что то заявляешь при других людях, особенно, если берешь на себя обязательства публично. Стимулируют хири и отаппа (стыд и боязнь совершить проступок) - крайне полезные качества.

Вот мне тоже так кажется. Пока "духом молод" и самоцисциплина страдает вот такое вот внешнее принуждение может быть крайне полезно.

Акхандха писал(а):а как можно снять с себя только какой-то 1 обет? как это технически делается?

Ой, поверьте, это очень просто! :lol:
Михаил Добровольский
Аватара
Репутация: 566
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 25.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#15 Соня » 07.07.2014, 15:50

Акхандха писал(а):
Елена Котельникова писал(а):а к вечеру ситуация складывалась такая, что не выпить никак нельзя (якобы). Просто так нарушать обет не хотелось, и я его, этот обет сама с себя снимала.
а как можно снять с себя только какой-то 1 обет? как это технически делается?

Как я понимаю Елена говорит не о обетах (не о стандартной формуле принятия обетов), а о обещании самой себе "все больше не буду пить курить материться и т.д. и т.п.". Это как пробный заход без официального принятия обетов, а уж если официально взял так и ответственность за нарушения тоже берешь и надо при нарушении обновлять обеты и поштучно они уже не снимаються :lol: .
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1004
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#16 Елена Котельникова » 07.07.2014, 15:51

Акхандха писал(а):
Елена Котельникова писал(а):а к вечеру ситуация складывалась такая, что не выпить никак нельзя (якобы). Просто так нарушать обет не хотелось, и я его, этот обет сама с себя снимала.
а как можно снять с себя только какой-то 1 обет? как это технически делается?
По хорошему - никак. Это всё равно нарушение. Но сказать про себя фразу типа "я снимаю с себя обет не пить", можно :deg: Пока никакого ритуала не было и никто не в курсе такая вот самодеятельность получается. Польза с неё в том, что осознанность увеличивается, незаметно для себя не "нагрешишь" и удовольствия от этого не получишь ;)
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#17 SV » 07.07.2014, 16:59

Обеты не должны быть обетами - они должны быть правилами тренировки, т.е. принципами, которые вы желаете стараться соблюдать в своей повседневной жизни. Нарушил обет / Принял заново - это глупая схема, она ничего же не даёт. Правильная схема - это когда вы желаете и искренне хотите вести себя определённым образом, и стараетесь это делать, даже если не всегда получается. Вот такая схема работает и действительно приносит результат.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#18 Михаил Добровольский » 07.07.2014, 17:12

SV писал(а):Правильная схема - это когда вы желаете и искренне хотите вести себя определённым образом, и стараетесь это делать, даже если не всегда получается. Вот такая схема работает и действительно приносит результат.

Ну есть же инерция социально-приемлемого поведения: Надо быть хорошим, потому что иначе "Будда наругает". Вроде бы звучит дико, мы тут все взрослые, в основном довольно образованные люди, а вещи-то эти в качестве автоматических реакций присутствуют. Умом-то понимаешь, что никто тебе в общем ничего не запрещает: хоть людей убивай или твоя камма - твои проблемы. Но одно дело умом понять а другое ощутить, осознать. Тут уж ничего не попишешь, это медленная работа, нудная и скучная видимо...
Михаил Добровольский
Аватара
Репутация: 566
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 25.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 4

#19 Елена Котельникова » 07.07.2014, 17:51

SV писал(а):Обеты не должны быть обетами - они должны быть правилами тренировки, т.е. принципами, которые вы желаете стараться соблюдать в своей повседневной жизни. Нарушил обет / Принял заново - это глупая схема, она ничего же не даёт. Правильная схема - это когда вы желаете и искренне хотите вести себя определённым образом, и стараетесь это делать, даже если не всегда получается. Вот такая схема работает и действительно приносит результат.
Тут, наверное, имеет значение с какой отправной точки человек вообще начал практиковать. Вы скорее более высокие стартовые условия описываете, т.е. человека с хорошей каммой, заслугами и более чистым умом. У него сразу будет цель уменьшить омрачения, для него эти обеты - уже естественные принципы поведения, пусть и с временными небольшими срывами. Но такая ситуация далеко не у всех. Часто человек просто до какой то степени видит общую неудовлетворительность бытия (своего и вообще), встречает Дхамму, верит, что этот путь в итоге избавит от страданий и начинает действовать. И раз надо развивать нравственность, то значит надо. Несмотря на склонность к неблагому повдению, дурные привычки и довольно грязный ум. И он чуть ли не насильно ограничивает себя обетами, и бывает часто срывается, и опять ограничивает. И эта глупая схема и есть его тренировка. А то, о чем Вы пишите приходит позже.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#20 Mira » 07.07.2014, 18:02

На счет обетов - это все-таки обязательства. Если ты их на себя взял - то "обязан" выполнять ( а то бы смысл был брать). У меня до принятия прибежища были проблемы с "не врать", сильна была привычка выкручиваться. Так вот, после принятия прибежища контроль за речью ощутимо возрос, и с привычкой справиться удалось.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 42 гостей