Федор писал(а):Если Бог заранее знает о человеческом выборе, значит этот выбор предопределен и свободы здесь никакой нет, тем более полной. Бог вне времени - значит прошлое, настоящее и будущее существуют одномоментно. И это так. Но где здесь место свободе выбора?
Не смогу сейчас тут ничего сказать по существу, потому что самого Дамаскина не читал - помню этот момент в пересказе Фомы Аквинского, который как раз говорил про его нелогичность. Возможно в рассуждениях самого Иоанна логика присутствовала (всё-таки это последний "классический" восточный "отец церкви"). Но тут важно то что для христианских теологов принципиальным моментом было распределение ответственности за попадание человека в рай или в ад.
С точки зрения восточной церкви, свобода воли полная: всё зависит только от тебя самого. Бог вообще не при делах.
Классическая католическая позиция (Фома Аквинский): бог предопределил всех людей к спасению, но некоторые, по злонравию своему, могут сопротивляться господней воле и потому отправляются в ад (одинарное предопределение).
Лютеранство: первородный грех делает человека неспособным самостоятельно выбирать добро и потому человек должен отправится в ад. Но человек может прибечь к помощи божией, полностью отдав себя в его власть и тогда бог спасает его (доктрина "оправдания верой").
Кальвинизм: первородный грех настолько тяжек, что человек полностью погружен во зло и потому должен отправится в ад. Но бог по своей незреченной милости всё-таки выбирает некоторое количество людей и отправляет их а рай. Не за их заслуги (никакие зсслуги не могут искупить первородный грех). но просто, потому что ему вот так захотелось. Такие люди носят на себе печать избранничества, которое проявляется, например, в успешности в нынешней жизни (материальный достаток) и праведной жизни.