Дхарма — у термина, видимо, емкая, большая смысловая нагрузка, которая в себя включает не только свод знаний.
И речь так же может идти о тех или иных практических навыках.
ura1 писал(а):Дхамма искусство быть "добрым" человеком не смотря на окружение; как то так на русском.
Для чего стоят кавычки, признаться, я не понял. Поэтому понял сказанное буквально, без кавычек. Так, по крайней мере, будет непротиворечиво. Так вот, я с Вами и согласен и не согласен одновременно. Пока дам мое определение. А далее Вам станет понятно, почему я с Вами не соглашаюсь.
Дхамма, по моему мнению, это умение или способность делать что-то хорошее, когда (при условии) ничего хорошего сделать, казалось бы, уже нельзя или даже невозможно. Еще, вероятно, это условие для Дхаммы обязательно. Обязательное потому, потому как действие, совершенное при всех для него благоприятных условиях: ни заслуги, ни ценности в себе особых не несет. На такой счет в народном фольклоре бытует даже выражение, что "смог бы и глупый".
Например, 10 разных садовников посадили каждый на своем участке редкое для этих мест растение. Все их участки территориально находятся в одном садовом товариществе и общеизвестно, что местная почва совершенно непригодна для этого редкого растения. Так поэтому, что иные из-за этого даже не берутся возделывать. У 9-ти садовников, как и ожидалось, редкое растение умерло. А 1 из 10 сделал что-то, что растение у него осталось живо и растет. Хотя и казалось бы...
Из этой небольшой притчи следует, что:
- не ошибается тот, кто ничего не делает.
Однако за совершенные тяжкие ошибки следует платить. И 9-ть садовников будут жестоко наказаны, так как благодаря им погибли очень дорогие и ценные ростки. Иные, кто не имел дерзновения к возделыванию, выглядят как вполне приличные и добрые люди. Как раз независимо от их окружения. И только один, как мне кажется, приблизился к постижению Дхармы. Так как имеет соответствующие добрые достижения.
Возвращаясь же к Вашим словам, добавлю, что для того, чтобы быть добрым человеком, для этого большого ума и таланта не нужно. Например, достаточно просто бездействовать или воздерживаться. И таковой уже будете хорошим человеком. Кстати, что в декалоге иудаизма, что в 5-ти Буддийских заповедях – речь идет как раз о воздержании. О бездействии.
(Если только не считать, что заповеди были даны исключительно только для злодеев и для беззаконников. Или предполагать, что каждый благочестивый человек в обязательном порядке проходит путь от беззакония до благочестия. И что как-то по-другому быть просто не может.)
Пять священных заповедей (Пять заповедей дословно согласно Палийскому канону):
1. Я принимаю правило учения воздерживаться от убийства живых существ.
2. Я принимаю правило учения воздерживаться от взятия того, что мне не было дано.
3. Я принимаю правило учения воздерживаться от прелюбодеяния
4. Я принимаю правило учения воздерживаться от неправдивых слов.
5. Я принимаю правило учения воздерживаться от напитков и средств, вызывающих помутнение сознания
И иудаизм (Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии):
1) Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4) Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5)
6) Не убивай.
7) Не прелюбодействуй.
8) Не кради.
9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10) Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Суть в каждой из этих строк - не делай. То есть: бездействие. Разумеется, это уже большой труд для ошибочного и/или грешного человека, суть которого в том состоит, что он ко всем перечисленным действиям только и способен. Например, как сделать так, чтобы камень в воде не утонул, если он только что и делает, что стремится ко дну. Достижение его плавучести будет действительно великим результатом. Хотя "не тонуть" – бездействие. Однако труднодостижимое для камня.
Но вот как быть с тем не камнем, что по своей природе уже не тонет, а спокойно держится на плаву? К примеру, кусок дерева или любой другой предмет, что легче воды и вода его из себя вытесняет. В чем заслуга такого предмета, что он без труда на плаву удерживается?
Вот, например, рассудите, пожалуйста:
- человек прожил правильную жизнь.
Женился по благословению своих родителей на девушке, которую они для него определили. До брака у мужчины и у его невесты никаких посторонних половых связей не было. До глубокой старости прожил с женой в законном браке, налево от нее никуда не ходил. И даже мыслей таких не было. Вот как, по вашему мнению, этот мужчина исполнил заповедь "не прелюбодействуй"? Или не исполнил? Или эта заповедь была не для него?
Что больше: доброе или злое?