Вот что пишет Шри Дхаммананда Маха Тхера-Во что верят буддисты: Сразу после Просветления Будда становится живым воплощением мудрости,
сострадания, счастья и свободы. Изначально, в буддийской традиции был всего один
Будда - исторический Будда Сакьямуни. Однако, в течение жизни, он проводил
различие между собой как Просветлённым, исторической личностью с одной стороны, и
собой как воплощением Истины – с другой. Просветлённая личность называлась
Рупакая (тело, обладающее видимой формой) или Нирманакая (тело проявления). То
есть, это было физическое тело Будды, родившегося как Сиддхатха Готама среди
людей, достигшего Просветления, проповедовавшего Дхамму и совершившего
Махапариниббану. "Тела Проявления" или физические тела Будд многообразны и
различаются между собой. С другой стороны, принцип Просветления, воплощенный в
Будде, называется Дхаммакая или Тело Истины. Это тело является сущностью Будды
и не зависит от человека, который обретает её [сущность]. Здесь Дхамма означает
Абсолютную Истину и не относится к учениям, которые были переданы в устной форме
и затем записаны. Учение Будды также исходит из этой "сущности" или Истины.
Поэтому настоящий, сущностный Будда – это Истина или принцип Просветления. Эта
мысль чётко зафиксирована в палийских текстах Буддизма Тхеравады. Будда сказал
Васеттхе, что Татхагата (Будда) является Дхаммакаей, "телом Истины" или
воплощением Истины. Также он является Дхаммабхутой, "ставший Истиной", то есть
"тем, кто стал Истиной". В другой раз Будда сказал Ваккали: "Тот, кто видит Дхамму
(Истину), тот видит Татхагату, тот, кто видит Татхагату, видит Дхамму" (Ваккали сутта,
СН 22.87). Это значит, что Будда тождественен Истине, и все Будды едины и
одинаковы в том смысле, что Дхаммакая у них не отличается, поскольку Истина одна.
Во время жизни Будды Готамы, в нём были объединены Нирманакая и Дхаммакая.
Однако, после Париниббаны, разница стала более резко выраженной, особенно в
философии Махаяны. "Тело Проявления" умерло, и останки были помещены в ступы,
но "тело Дхаммы" существует вечно.
Позже, в философии Махаяны была разработана теория Самбхогакаи, "тела
наслаждения". Самбхогакаей можно считать тело или аспект, благодаря которому
Будда наслаждался Дхаммой, проповедью Истины, наставлением учеников, идущих к
осознанию Истины, и компанией праведных, благородных людей. Это бескорыстное и
непорочное духовное наслаждение не имеет ничего общего с чувственным
удовольствием. В текстах Тхеравады нет чёткого упоминания "тела наслаждения",
хотя саму идею об этом теле можно принять без противоречий и в контексте этих
писаний. В Махаяне утверждается, что "тело наслаждения" Будды не похоже на
безличный, абстрактный принцип Дхаммакаи. Считается, что это историческая
личность, которая не является человеческим существом.
Хотя термины Самбхогакая и Дхаммакая, имеющиеся в поздних палийских трудах,
пришли из махаянских и полумахаянских источников, последователи других
31[буддийских] традиций не выражают по отношении к ним никакого неприятия. В
Висуддхи Магга досточтимый Буддхагоса писал о телах Будды:
"Будда обладает прекрасной Рупакаей, наделённой восьмьюдесятью
малыми и тридцатью двумя большими знаками великого человека. Он
также обладает Дхаммакаей, которая очищена во всех отношениях,
окружена ореолом нравственности, сосредоточения и мудрости, полна
величия и добродетели, несравненная и полностью просветлённая".
Хотя восприятие Буддхагосы было реалистичным, он не смог устоять под влиянием
религиозных предубеждений, по которым Будде придавалась сверхчеловеческая сила.
В труде Аттхасаллини, он пишет, что на время трёхмесячного отсутствия Будды в
материальном мире, когда он учил Абидхамме свою мать на небесах Тусита, он создал
несколько точных копий самого себя - Ниммита-Будд. Этих Ниммита-будд нельзя
было отличить от Будды по голосу, словам и даже лучам света, которые исходили из их
тел. Обычные люди не могли отличить такого "сотворённого Будду" - на это были
способны только боги из высших миров. Из приведённого описания можно понять, что
ранние последователи Тхеравады считали Рупакаю и Самбхогакаю частью
человеческого существа Будды, а его Дхаммакаю - собранием всей Дхаммы, то есть
совместно и учений и правил дисциплины.