Метта-бхавана

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

  • 1

#81 SV » 21.03.2014, 17:00

Я имел в виду, что медитации, использующиеся для развития брахмавихар, могут заложить стратегический вектор развития,

А на мой взгляд - не очень помогут. Гораздо лучше поможет просто намерение быть добрым и так далее, и поддержание по жизни этого намерения, без искусственных 'психопрактик' на эту тему.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#82 Ярослав » 21.03.2014, 17:09

Detonator писал(а):Там по ссылке есть вот такое: http://theravada.ru/Teaching/Glossary/merit-sharing.htm
Т.е. получается заслуги можно разделить только с миром духов а не с другими живыми существами и людьми.
Интересный текст. То есть с живущими нельзя делиться, или невозможно. Вера в духов, это разве буддизм?
Тогда для кого будизм? Заслуги Просветленных для живущих, или не имеющие заслуг непросветленные для мертвецов?

Из текста по ссылке. Вера в духов, страх, стыд, желания (хоть и благие), очень странные явления для пути очищения ума, и освобождения от причин страданий.


SV писал(а):А на мой взгляд - не очень помогут. Гораздо лучше поможет просто намерение быть добрым и так далее, и поддержание по жизни этого намерения, без искусственных 'психопрактик' на эту тему.
Но намерение, даже поддерживаемое (оно где-то там, в уме, поддерживается, как памятование) ничего не значит без его реализации в жизни.
Можно целую вечность его поддерживать, так и не разу не реализовав.
Ярослав
Репутация: 22
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 04.02.2014
Традиция: Нет

  • 1

#83 SV » 21.03.2014, 18:02

Но намерение, даже поддерживаемое (оно где-то там, в уме, поддерживается, как памятование) ничего не значит без его реализации в жизни.
Можно целую вечность его поддерживать, так и не разу не реализовав.

Можно и не реализовать. Но если намерения не будет - то вообще никогда ничего в принципе реализовать невозможно :yes:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#84 Ярослав » 21.03.2014, 18:10

SV писал(а):Но если намерения не будет - то вообще никогда ничего в принципе реализовать невозможно :yes:
Для разумного все возможно. Намерение это план, план это ум, это действие определяемое наперед. Поскольку намерение перекочевало в ум, от него пользы столько же сколько и молока от известного животного, поскольку появившись в уме оно уже соткало цепь каммы.
Ярослав
Репутация: 22
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 04.02.2014
Традиция: Нет

  • 5

#85 Сергей О. » 22.03.2014, 19:06

О метта-бхаване Будда говорит во многих суттах. Я считаю, что это очень полезная практика. Практики памятования о дыхании не так этически и эмоционально прямо направлены: можно сидеть в недовольном или ожесточенном состоянии и наблюдать за своим дыханием (хотя, естественно, в таком состоянии ум будет более беспокойным), а метта-бхавана избавляет от ожесточенности, злобности, недоброжелательности...
Человек так или иначе все время направляет свой ум - осознанно или неосознанно, например повинуясь своим желаниям и вслед за удовольствиями. Направить ум на пожелание блага живым существам - это здоровое направление ума.
По-моему эта практика полезна для здоровья, она может снимать боль, но что важно, как я уже написал, она лечит душу от злых мыслей и чувств.
Если говорить о доброжелательности в жизни, то как раз "в жизни" можно проверять, насколько практика метта-бхаваны приносит результаты и, соответственно, можно думать о том, что правильно, что неправильно, что и как может быть поправить.

Mānasaṃ bhāvaye aparimāṇaṃ.
Mettañca sabbalokasmi,

Пребывай с безграничным умом
с любовью ко всему миру.
Сергей О. M
Откуда: Жуковский
Репутация: 278
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#86 Ярослав » 22.03.2014, 19:53

Сергей О. писал(а):Человек так или иначе все время направляет свой ум - осознанно или неосознанно, например повинуясь своим желаниям и вслед за удовольствиями. Направить ум на пожелание блага живым существам - это здоровое направление ума.
Но, направить желания на благо ЖС, направить мысль на благо ЖС, и направить Ум на благо ЖС это не одно и тоже.
Ярослав
Репутация: 22
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 04.02.2014
Традиция: Нет

#87 ae » 22.03.2014, 22:05

SV писал(а):
Я имел в виду, что медитации, использующиеся для развития брахмавихар, могут заложить стратегический вектор развития,

А на мой взгляд - не очень помогут. Гораздо лучше поможет просто намерение быть добрым и так далее, и поддержание по жизни этого намерения, без искусственных 'психопрактик' на эту тему.
Быть добрым и так далее с неприятелями, напр., - это своего рода духовный подвиг, не всякий на него способен и возможностей для срыва мне в таком подвижничестве видится больше, чем в постепенном преобразовании отношения, которое происходит при развитии брахмавихар. Ясно же, что не иметь неприязни удобнее, чем быть добрым с неприятелями.
ae
Репутация: 279
Сообщения: 432
Зарегистрирован: 05.01.2014
Традиция: Нет

#88 Акхандха » 22.03.2014, 22:20

Ярослав писал(а):Интересный текст. То есть с живущими нельзя делиться, или невозможно. Вера в духов, это разве буддизм?
Почему это нельзя? Можно, есть такая формулировка:
"Пусть все живые существа разделят эту заслугу, которую мы обрели таким образом, для обретения всех видов счастья".
Будда не только верил в духов, он общался с ними и помогал им избавляться от невежества и страданий.
Духи это такие же страдающие существа, только невидимые обычному глазу. Ничего удивительного, что Благословенный желал помочь избавиться от страданий и им.

Тогда для кого будизм? Заслуги Просветленных для живущих, или не имеющие заслуг непросветленные для мертвецов?
Для всех. Потому что никого отдельного не существует.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#89 Ярослав » 23.03.2014, 09:30

Настенька писал(а):
Ярослав писал(а):Интересный текст. То есть с живущими нельзя делиться, или невозможно. Вера в духов, это разве буддизм?
Почему это нельзя? Можно, есть такая формулировка:
Никто никого не может спасти. Каждый спасает себя сам. Никто никому не делает добрых дел, каждый делает только для самого себя. Это Камма. Результат действия возвращается к его делателю. Для тех в отношении кого делаются добрые дела, это пример для подражания. Если они примут его и будут так жить (делая доброе) то и им воздастся тоже. Все что ни делается человеком, воздаяние возвращается только ему самому. Делая доброе или дурное, каждый подает пример (хороший или плохой), который будет сделан (возможно. зависит от выбора индивидуума. сильный и разумный дурного не сделает) в отношении его самого.

"Пусть все живые существа разделят эту заслугу, которую мы обрели таким образом, .
Возьмем для примера 4БИ. Главный элемент Пути это избавление от причин страданий. Избавление,освобождение. Это самая главная заслуга от применения наставлений Будды. Поделиться ей невозможно. Хотя прецеденты все же есть, надо стать Буддой по сути, наяву, по факту.

для обретения всех видов счастья"
Пока есть счастье будет и не-счастье. То что обретается всегда теряется. Есть то что есть (вечно), и есть иллюзия (обман, заблуждение). Все же есть в живом существе нечто вечное, нерушимое, Шакьямуни это обнаружил, и указал к этому Путь. Но чтобы не жить по скотски по отношению к другим, наставлял быть добрыми и любящими. Потому что камма все равно даст пинка в пятую точку.

Будда не только верил в духов,
Думаю он верил в другое. В то, что если бы те кто обратятся к его учению, то они избавят себя от причин страданий, от невежества, от заблуждений, и обретут воздаяние в виде Нирваны, познают истину Бытия, и помогут другим в избавлении от причин страданий, без участия пафоса и тщеславия книжных знаний.

он общался с ними и помогал им избавляться от невежества и страданий.
Чтобы избавиться от страданий следует родиться человеком. Вспомните (прочтите) в скольких предыдущих формах рождалось человеческое существо с именем Шакьямуни? Человеческая форма это последняя. Только имея её можно обрести спасение, избавиться от невежества и страданий.
Ярослав
Репутация: 22
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 04.02.2014
Традиция: Нет

#90 Кхеминда » 30.03.2014, 10:43

SV писал(а):Вопрос очень хороший. Я, честно сказать, так до конца и не понял как практиковать её как метод. То есть, с одной стороны, в суттах достижение "освобождения ума доброжелательностью" соответствует джхановому состоянию (хотя им в точности не является). То есть это запредел. Но вот если джхану понятно как достичь методологически и по сути (т.е. очистить ум, развить успокоение, осознанность, сосредоточение, восторг, счастье и т.д., кроме того, в суттах даётся анапанасати как технический (психопрактический) метод), то вот как методологически развивать метту в суттах не говорится. Упоминается, что нужно благожелательно думать (метта сутта в Снп, или сутта о доброжелательности к змеям в АН), но тут не совсем понятен сам метод - неужели простое размышление о том, что ты доброжелательно о ком-то думаешь, приведёт тебя к джханоподобному состоянию :upset:
Хорошо бы была бы таблица где указано лесенка из джхан и арупа джхан и где между ними расположены различные виды освобождения ума, сиддхи, ниродха Саммапати, Ниббана и все остальное. А то непонятно вот практикуешь метту например и куда приведет непонятно, допустим кто нибудь достигнет безмерного освобождения ума, но ему нужно знать на какой ступени он находится, и какие этапы ему осталось пройти, что осталось практиковать.
Кхеминда

#91 qwerty » 20.10.2014, 06:56

Jons писал(а):У меня особо-то нет здесь коллег, т.к. я не буддист (и не выдаю себя за буддиста)

Я имел ввиду коллеги по воззрению. Не каждый выдающий себя за буддиста, является им.

Jons писал(а):Но само христианство исторически не следовало этой заповеди, она носит лишь декларативный характер, не более того. Оттуда ведь ветерок подул, вроде так

Нравственность это общепринятые нормы поведения. Возлюби ближнего своего, как самого себя; не делай другому того, чего не желаешь себе и т.п. - должны бы стать нормой. А ветерок, Вы ошиблись, подул из поучений Будды - возлюби ближнего своего, как самого себя - это практика первой брахмавихары.
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

#92 Jons » 20.10.2014, 15:53

И буддийская нравственность отличается от общечеловеческой, т.к. она зиждется на твердой вере в карму. Но даже Будда нелестно высказывался о своих конкурентах называя Маккхали Госалу жутким "Крокодилом" - наверно это было весьма обидно :lol:
Jons
Репутация: 1817
Сообщения: 2064
Зарегистрирован: 07.09.2014
Традиция: Нет

#93 masterjack » 20.10.2014, 16:18

у меня нет твердой веры в карму.
я не беру на веру то чего не знаю.
но у меня есть предположение и убеждение
что это скорее всего есть чем нет.
и это не мешает мне следовать идеям Будды.
им можно следовать без всяких рассуждений о карме душе или проч.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#94 qwerty » 21.10.2014, 19:17

Топпер писал(а):
qwerty писал(а): Вы ошиблись, подул из поучений Будды - возлюби ближнего своего, как самого себя - это практика первой брахмавихары.
Это всё же из христианства.
Метта не предполагает возлюбить ближнего, как самого себя. Метта предполагает пожелание, чтобы все (и ближний в частности) были счастливы.

Попробую обосновать что это всё же из поучений Будды.

"Метта не предполагает возлюбить ближнего, как самого себя."
"(9) Вот ученик Благородных пребывает, наполняя первую сторону [света] умом, наполненным доброжелательностью, как и вторую сторону, третью сторону и четвёртую сторону. Так, вверх, вниз, вокруг и везде во всей полноте, как к другим, так и к самому себе, он наполняет всю вселенную умом, наделённым доброжелательностью – обильным, обширным, неизмеримым, не имеющим враждебности и недоброжелательности." - АН9.18 Метта сутта.
Возникает вопрос - соответствие слов любовь и доброжелательность. Если убрать составляющую отношений пар, то в слове любовь останется пожелание добра. Вспомнилась тема с БФ- что такое любовь: большинство ответов - желание добра объекту любви. Далее - Как самого себя. Практика метта- бхаваны может начинаться как с себя, так и с других. Из сутты - как к другим, так и к самому себе,

"Метта предполагает пожелание, чтобы все (и ближний в частности) были счастливы."
Ближний не оначает родственника, знакомого. Это обозначает некий круг размером в соответствии с суттой МН127 "пребывает настроенным на область размером с подножье одного дерева, распространяя [в этой области ум] как возвышенный. Это называется возвышенным освобождением ума2. Вот монах пребывает настроенным на область размером с подножия двух деревьев или трёх деревьев, распространяя [в этой области ум] как возвышенный. Это также называется возвышенным освобождением ума. Вот монах пребывает настроенным на область размером с одну деревню, распространяя [в этой области ум] как возвышенный… пребывает настроенным на область размером с две или три деревни… пребывает настроенным на область размером с одно большое царство… пребывает настроенным на область размером с два или три больших царства… пребывает настроенным на область размером с землю, ограниченную океаном, распространяя [в этой области ум]" И всё-таки я считаю это не пожеланием, а желанием(разница чувствуется). А размер круга(близости) зависит от чистоты практикующего.

В итоге всё сходится.
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

#95 Язычник » 21.10.2014, 20:46

Всё же христианское <возлюби> ближе к пяти оковам буддизма. Доброжелательность это уже сверх способность. Я так вижу.
Хочу домой в ниббану
Язычник
Откуда: Кубань
Репутация: 48
Сообщения: 219
Зарегистрирован: 17.10.2014
Традиция: Дзэн

  • 1

#96 Andrew Bernstein » 22.10.2014, 01:16

Тут надо по другому смотреть. Христианское "любить" - это буддийские "метта", "сорадование" и "сострадание" вместе взятые, а не по отдельности. Если посмотреть на эти три действия разом, то получим то, что христиане называют "любовью к ближнему".
Andrew Bernstein
Откуда: Удалён
Репутация: 378
Сообщения: 436
Зарегистрирован: 09.03.2014
Традиция: Тхеравада

#97 qwerty » 22.10.2014, 08:49

Язычник писал(а):Всё же христианское <возлюби> ближе к пяти оковам буддизма. Доброжелательность это уже сверх способность. Я так вижу.

Доброжелательность тоже окова, она ведёт к перерождению среди богов. Все брахмавихары(доброжелательность, сорадование, сострадание, невозмутимость), а брахмавихара переводится как местоположение богов, ведут только к лучшему перерождению, но не к окончательному освобождению. Это как бы ступенька к нирване. Хорошо хотя бы эту ступень осилить.

Andrew Bernstein писал(а):Тут надо по другому смотреть. Христианское "любить" - это буддийские "метта", "сорадование" и "сострадание" вместе взятые, а не по отдельности. Если посмотреть на эти три действия разом, то получим то, что христиане называют "любовью к ближнему".

Тоже вариант, возможно верный.
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

#98 Язычник » 22.10.2014, 11:41

Возможно верный только какое то христианство запутанное получается три в одном. Надо читать комментарии к библии :pop:
Хочу домой в ниббану
Язычник
Откуда: Кубань
Репутация: 48
Сообщения: 219
Зарегистрирован: 17.10.2014
Традиция: Дзэн

  • 3

#99 Jons » 22.10.2014, 13:08

В данном случае лучше читать комментарии к ПК и книги махатхер.
Jons
Репутация: 1817
Сообщения: 2064
Зарегистрирован: 07.09.2014
Традиция: Нет

#100 qwerty » 23.10.2014, 12:10

Продолжу свои изыскания и обоснования.

Топпер писал(а):Любовь - это штука активная все-таки. А метта - скорее пассивна. Метта, доброжелательность, это именно пожелание счастья всем живым существам.

Метта энергозатратна. Надо сначала наполнить ум доброжелательностью, а затем, этим заполненным умом(по очереди), наполнить стороны света.

qwerty писал(а):ученик Благородных пребывает, наполняя первую сторону [света] умом, наполненным доброжелательностью, как и вторую сторону, третью сторону и четвёртую сторону.

Топпер писал(а):Невозможно любить всех, как самого себя. .... А вот пожелание счастья всем существам - это возможно.

Практика метты доступна начиная со вступившего в поток, понявшего отсутствие "Я" как у себя, так и у других. Поэтому нет никаких себя и других. В описании практики из сутты нет себя и других, а есть стороны света и область с заведомым размером. Краткое упоминание: "... как к другим, так и к самому себе ..." даёт только направление практики, не более. Почему стороны света и область с заведомым размером? Потому-что нет я и других, а есть наборы скандх. Поэтому в сутте не упоминаются я и другие: "... он наполняет всю вселенную умом, наделённым доброжелательностью – обильным, обширным, неизмеримым ..."

Топпер писал(а):Такое пожелание счастья, это в первую очередь внутреннее духовное упражнение. Внутренний настрой. Противоядие против злости жестокости.

Я не считаю практики брахмавихары духовными упражнениями, настроями и противоядиями. Они такие как есть, и ведут к перерождению среди богов. Также это не пожелание, а желание(пожелание - это что-то преходящее, сиюминутное, а желание - оформившееся чувство).
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

Пред.След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 79 гостей

cron