Метта-бхавана

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#61 Detonator » 20.03.2014, 21:22

Eugeny писал(а):Я так понимаю, что нужно вызвать у себя чувство благожелательности и любящей доброты внутри, и на нем сосредотачивать внимание тем самым все больше развивая его, а визуализировать ничего не надо. А повторять умственно, лишь когда это чувство уходит, что бы настроиться на него снова.

Визуализировать не надо, только если совсем ничего не получается.
В Махаяне есть практика посвящения своих благих заслуг всем живым существам - вот это наиболее близкая обертка над тем что происходит внутри при этом. Не что ты хочешь получить, а что готов отдать.

> чувство благожелательности и любящей доброты внутри

У "чувства" есть причина, как "дым" от огня, вот внимание надо туда искать и направлять где причина.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#62 Ярослав » 20.03.2014, 22:13

Eugeny писал(а):Просто так невозможно быть добрым.
Ему нужно специально внутри вызывать доброжелательность и взращивать и поддерживать её.
Думаю что наоборот. Удавить червя ненависти и злобы, и добрые дела потекут сами.

Человек изначально омрачен.
Думаю что не об этом следует помнить и не об этом памятовать. А о том, что человек в своей изначальной природе Будда.
Закон же один, как и всегда. И действенен. Думаешь о хорошем - получишь хорошее, думаешь о плохом - получишь плохое. Камма.
Ярослав
Репутация: 22
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 04.02.2014
Традиция: Нет

  • 1

#63 Кхеминда » 21.03.2014, 02:58

Detonator писал(а):В Махаяне есть практика посвящения своих благих заслуг всем живым существам - вот это наиболее близкая обертка над тем что происходит внутри при этом. Не что ты хочешь получить, а что готов отдать.
В Тхераваде тоже есть посвящение заслуг всем ЖС.
Кхеминда

  • 1

#64 Limemill » 21.03.2014, 08:55

Позволю себе не согласиться с SV -- как мне кажется, ежедневный "аутотренинг" в виде брахм-вихар прокладывает определенные нейронные связи в мозгу, которые облегчают возникновение аналогичных состояний и в быту. Происходит разработка "колеи". Говоря языком современных психологов, создаются точки доступа и ресурсная база, к которой гораздо проще обращаться уже в реальной ситуации, когда опыт нужного психического состояния уже много раз отрепетирован "на кошках". Возможно, кто-то с достаточным sati может рассеивать злобу и переходить в состояния дружелюбия с полпинка и без тренировки, сразу в реальной ситуации, но мне лично гораздо проще делать это, когда еще стоит перед глазами "слепок" нужного состояния. А в идеале, наверно, действительно необходимо дойти до такого состояния, когда проявления метты в жизни из спорадических станут постоянными и максимально глубокими. Кстати, крайне редко, но все же иногда встречаются люди, с рождения обладающие таким даром абсолютной незлобливости. Наверное, плоды прошлой каммы. )
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

#65 Ярослав » 21.03.2014, 09:09

Eugeny писал(а):В Тхераваде тоже есть посвящение заслуг всем ЖС.
Каких заслуг? Что это за заслуги?
Ярослав
Репутация: 22
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 04.02.2014
Традиция: Нет

#66 Кхеминда » 21.03.2014, 09:41

Ярослав писал(а):Каких заслуг? Что это за заслуги?
http://theravada.ru/Teaching/Glossary/merits.htm
Кхеминда

#67 Ярослав » 21.03.2014, 11:08

Eugeny писал(а):
Ярослав писал(а):Каких заслуг? Что это за заслуги?
http://theravada.ru/Teaching/Glossary/merits.htm
Ангуттара Никая 8.36 повествует о трёх сферах накопления благих заслуг:

Тут ясно написано, что это сферы, т.е. области , или образно говоря методы накопления заслуг.

1. Даяние (дана маян пуннья-кирия-ваттху)
2. Нравственность (сила маян пуннья-кирия-ваттху)
3. Медитация (бхавана маян пуннья-кирия-ваттху)
4. Почтительность (апачити)
5. Услужение (веййявачча)


Любое действие приносит плоды, заслуги.
Совершение благих дел, то есть накопление заслуг – очень распространённая практика во всех буддийских странах

Что это за плоды, чтобы ими можно было поделиться? - 6. Разделение заслуг (паттануппадана)
и порадоваться ими с другими? - 7. Сорадование заслугам других (аббханумодана)

Но сначала, думаю, необходимо 8. выслушать наставления Дхаммы (савана), 8. Разъяснение Дхаммы, 10. Исправление [неправильных] воззрений (которые изменят деяния своей жизни), из которых будут следовать 1,2,3,4,5 пункты, от действие которых обретаются заслуги (плоды), которыми можно поделиться.

Разве можно разделить плоды (заслуги)? Каким образом, плод (заслугу) своей жизни, к примеру Нирвану, становление Бодхисаттвой, Архатом, можно разделить со вторыми, третьими лицами? Порадоваться можно. Но как разделить эти заслуги с другими?

Нонсенс?

Думаю правильнее было бы так.
1. Слушание Дхаммы (савана)
2. Нравственность (сила маян пуннья-кирия-ваттху)
3. Почтительность (апачити)
4. Услужение (веййявачча)
5. Медитация (бхавана маян пуннья-кирия-ваттху).
6. Вивека ()различение проблем)
7. Исправление [неправильных] воззрений (диттхиджукамма), и своей жизни.

Эти 7 пунктов, если их делать постоянно, выведут человека на чистую воду, от этого происходит обретение заслуг.

С которыми можно произвести действия (непонятным образом)
8. Даяние (дана маян пуннья-кирия-ваттху)
9. Разделение заслуг (паттануппадана)


а далее
10. Сорадование заслугам других (аббханумодана)
11. Разъяснение Дхаммы (десана)

для жаждущих освобождения.
Последний раз редактировалось Ярослав 21.03.2014, 11:43, всего редактировалось 1 раз.
Ярослав
Репутация: 22
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 04.02.2014
Традиция: Нет

#68 Кхеминда » 21.03.2014, 11:34

Ярослав писал(а):Ангуттара Никая 8.36 повествует о трёх сферах накопления благих заслуг:

Тут ясно написано, что это сферы, т.е. области , или образно говоря методы накопления заслуг.

1. Даяние (дана маян пуннья-кирия-ваттху)
2. Нравственность (сила маян пуннья-кирия-ваттху)
3. Медитация (бхавана маян пуннья-кирия-ваттху)
4. Почтительность (апачити)
5. Услужение (веййявачча)

Любое действие приносит плоды, заслуги.
Совершение благих дел, то есть накопление заслуг – очень распространённая практика во всех буддийских странах

Что это за плоды, чтобы ими можно было поделиться? - 6. Разделение заслуг (паттануппадана)
и порадоваться ими с другими? - 7. Сорадование заслугам других (аббханумодана)

Но сначала, думаю, необходимо 8. выслушать наставления Дхаммы (савана), 8. Разъяснение Дхаммы, 10. Исправление [неправильных] воззрений (которые изменят деяния своей жизни), из которых будут следовать 1,2,3,4,5 пункты, от действие которых обретаются заслуги (плоды), которыми можно поделиться.

Разве можно разделить плоды (заслуги)? Каким образом, плод (заслугу) своей жизни, к примеру Нирвану, становление Бодхисаттвой, Архатом, можно разделить со вторыми, третьими лицами? Порадоваться можно. Но как разделить эти заслуги с другими?

Нонсенс?

http://theravada.ru/Teaching/Glossary/merit-sharing.htm
http://www.theravada.su/translations/File/170
Кхеминда

#69 Ярослав » 21.03.2014, 11:45

Eugeny писал(а):http://theravada.ru/Teaching/Glossary/merit-sharing.htm
http://www.theravada.su/translations/File/170
Мне труден для понимания один ньюанс. Я разговариваю с живым человеком следующим по пути, или с толковым словарем?

Заслуга, это то что заслужил, это результат от действий, это вознаграждение, воздаяние если хотите, это плод деяний, это то что уничтожает камму, приближая путника к Нирване. Каким образом этим можно поделиться?
Ярослав
Репутация: 22
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 04.02.2014
Традиция: Нет

  • 2

#70 SV » 21.03.2014, 12:03

Позволю себе не согласиться с SV -- как мне кажется, ежедневный "аутотренинг" в виде брахм-вихар прокладывает определенные нейронные связи в мозгу, которые облегчают возникновение аналогичных состояний и в быту. Происходит разработка "колеи". Говоря языком современных психологов, создаются точки доступа и ресурсная база, к которой гораздо проще обращаться уже в реальной ситуации, когда опыт нужного психического состояния уже много раз отрепетирован "на кошках". Возможно, кто-то с достаточным sati может рассеивать злобу и переходить в состояния дружелюбия с полпинка и без тренировки, сразу в реальной ситуации, но мне лично гораздо проще делать это, когда еще стоит перед глазами "слепок" нужного состояния. А в идеале, наверно, действительно необходимо дойти до такого состояния, когда проявления метты в жизни из спорадических станут постоянными и максимально глубокими. Кстати, крайне редко, но все же иногда встречаются люди, с рождения обладающие таким даром абсолютной незлобливости. Наверное, плоды прошлой каммы. )

В теории вроде бы так должно получиться. А вот по факту я видел (и знаю) людей, которые из-за этого эмоционально жутко неустойчивы. Типа всех "активно любят" и бла бла бла, пышут доброжелательностью, а потом в какой-то ситуации срываются и чуть не матом кроют. Получается, что вся доброжелательность - напускная, и нейронные связи в мозге - именно что этой самой напускной фальшивой метты. Да, можно натаскать свой мозг на такую "маску". Только толку от этого... скорее даже вред.

При этом, я не исключаю, что можно развивать доброжелательность правильно. Но по мне, тут есть огромный риск скатиться вот в эту фальшь, особенно если делать это постоянно, в виде некоего психотренинга и упражнения.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#71 Mira » 21.03.2014, 12:22

Оба правы и Лайммил и Сергей, имхо. Тренировка создает прецедент состояния, которое можно будет вызывать в будущем. Другое дело - вызывать его постоянно без разбора и анализа ситуации. Это еще называется неконгруэнтность. Например, Вам жутко не нравится хамство какого-то человека, но вы это чувство непринятия пытаетесь не замечать, и стараетесь этого человека "любить". В этом случае уходит много психических сил на подавление, плюс силы тратятся на поддержание состояния "любви". Как результа: взрыв по пустяку и разрядка, т.к. нервная система уже не в состоянии поддерживать существующие связи.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#72 Limemill » 21.03.2014, 13:06

SV писал(а):
Позволю себе не согласиться с SV -- как мне кажется, ежедневный "аутотренинг" в виде брахм-вихар прокладывает определенные нейронные связи в мозгу, которые облегчают возникновение аналогичных состояний и в быту. Происходит разработка "колеи". Говоря языком современных психологов, создаются точки доступа и ресурсная база, к которой гораздо проще обращаться уже в реальной ситуации, когда опыт нужного психического состояния уже много раз отрепетирован "на кошках". Возможно, кто-то с достаточным sati может рассеивать злобу и переходить в состояния дружелюбия с полпинка и без тренировки, сразу в реальной ситуации, но мне лично гораздо проще делать это, когда еще стоит перед глазами "слепок" нужного состояния. А в идеале, наверно, действительно необходимо дойти до такого состояния, когда проявления метты в жизни из спорадических станут постоянными и максимально глубокими. Кстати, крайне редко, но все же иногда встречаются люди, с рождения обладающие таким даром абсолютной незлобливости. Наверное, плоды прошлой каммы. )

В теории вроде бы так должно получиться. А вот по факту я видел (и знаю) людей, которые из-за этого эмоционально жутко неустойчивы. Типа всех "активно любят" и бла бла бла, пышут доброжелательностью, а потом в какой-то ситуации срываются и чуть не матом кроют. Получается, что вся доброжелательность - напускная, и нейронные связи в мозге - именно что этой самой напускной фальшивой метты. Да, можно натаскать свой мозг на такую "маску". Только толку от этого... скорее даже вред.

При этом, я не исключаю, что можно развивать доброжелательность правильно. Но по мне, тут есть огромный риск скатиться вот в эту фальшь, особенно если делать это постоянно, в виде некоего психотренинга и упражнения.
В принципе, эмоциональный маятник никто не отменял. Мы все страдаем социально приемлемой формой биполярного расстройства -- после периодов экзальтации практически всегда бывает откачка в минидепрессию и наоборот -- неизбежным результатом крупной ссоры является глубокое успокоение (тоже временное, конечно). Давно уже замечал, что те, кто не загоняет свои негативные эмоции в подспудье, а дает им своевременный выход, гораздо уравновешенней в целом -- негатив проявляют дозировано, без срывов. Вопрос в том, что темперамент во многом зависит даже не от воспитания, а от генетики, и не очень понятно, как в целом стать уравновешенней. Возможно, посредством размышлений? И, возможно, все-таки метта -- это не любовь, а просто доброжелательное отношение, и вот его-то и можно развивать без боязни сорваться в пике?
Последний раз редактировалось Limemill 21.03.2014, 13:14, всего редактировалось 1 раз.
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#73 SV » 21.03.2014, 13:09

Вопрос в том, как именно вы его развиваете. Если искусственно натаскиваете - это вполне может быть этой самой поверхностной маской, которая в два счёта треснет по швам в любой благоприятное ситуации.

В этом отношении гораздо более плодотворно практиковать другие вещи, как, например, 5 методов МН 20, обсуждаемых в соседней теме. Результат, по мне, гораздо эффективнее.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#74 Limemill » 21.03.2014, 13:13

Mira писал(а):Оба правы и Лайммил и Сергей, имхо. Тренировка создает прецедент состояния, которое можно будет вызывать в будущем. Другое дело - вызывать его постоянно без разбора и анализа ситуации. Это еще называется неконгруэнтность. Например, Вам жутко не нравится хамство какого-то человека, но вы это чувство непринятия пытаетесь не замечать, и стараетесь этого человека "любить". В этом случае уходит много психических сил на подавление, плюс силы тратятся на поддержание состояния "любви". Как результа: взрыв по пустяку и разрядка, т.к. нервная система уже не в состоянии поддерживать существующие связи.
В принципе да, если сразу поймешь, что человек тебе не нравится и решишь, что любить тебе его необязательно, отношение к нему в тот же миг становится гораздо ровнее, так как не приходится активно давить неприязнь и из кожи вон лезть, чтобы соблюсти все приличия, и наступает психологическая разрядка. Вопрос тогда такой: как вообще можно развивать положительные качества на постоянной основе де-факто, учитывая, что подавить, "рассеять" получается только относительно невзрывоопасные мысли и состояния, а попытки проделать то же с неподъемной психологической ношей чреваты срывом резьбы ?
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

#75 Limemill » 21.03.2014, 13:21

SV писал(а):Вопрос в том, как именно вы его развиваете. Если искусственно натаскиваете - это вполне может быть этой самой поверхностной маской, которая в два счёта треснет по швам в любой благоприятное ситуации.

В этом отношении гораздо более плодотворно практиковать другие вещи, как, например, 5 методов МН 20, обсуждаемых в соседней теме. Результат, по мне, гораздо эффективнее.
Я думаю, что брахмавихары имеют большое значение именно благодаря задействованию памятования -- мы напоминаем себе о том, что живые существа заслуживают доброжелательного отношения, сострадания, сорадования с одной стороны и что не надо отдаваться эмоциям -- как положительным, так и отрицательным -- с другой стороны. Это, так сказать, фоновые или стратегические ресурсные состояния. А 5 методов -- это скорее тактический инструментарий для тех случаев, когда эмоциональное состояние все-таки выходит из равновесия и вернуть его обратно не получается.
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#76 SV » 21.03.2014, 14:12

Если речь о стратегии, а не о тактике, то да, конечно, брахмавихары нужно развивать. То есть по жизни стараться быть более добрым, сострадательным и так далее. Но здесь обсуждается именно тактика. И я говорю именно с позиции тактики. И вот, например, тактика в МН 20, осуществляемая постоянно, даёт превосходные результаты - как краткосрочные. так и долгосрочные.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#77 Detonator » 21.03.2014, 15:27

Limemill писал(а):мы напоминаем себе о том, что живые существа заслуживают доброжелательного отношения, сострадания, сорадования с одной стороны и что не надо отдаваться эмоциям -- как положительным, так и отрицательным -- с другой стороны.

Это надо не напоминать себе, а увидить - лишь один раз. Вот тем что развивается при випасане. После этого смешно будет смотреть как кто то там злится или по другому отдается воле эмоций. Если видишь причины этого - воспринимаешь как игру в которую тот человек заигрался, хочешь - подыграй ему, хочешь - отвернись.
Последний раз редактировалось Detonator 21.03.2014, 15:47, всего редактировалось 2 раз(а).
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#78 Detonator » 21.03.2014, 15:31

Ярослав писал(а):Каким образом этим можно поделиться?

Хороший вопрос, я ответ не знаю. Почему то когда проявляешь заботу, это приводит людей к лени и большему требованию от тебя. В итоге получается что вместо помощи навешиваешь на людей привязанности. А вот той самой свободой которая и позволяет так легко решать проблемы и помогать - х.з. как поделиться.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#79 Limemill » 21.03.2014, 15:37

SV писал(а):Если речь о стратегии, а не о тактике, то да, конечно, брахмавихары нужно развивать. То есть по жизни стараться быть более добрым, сострадательным и так далее. Но здесь обсуждается именно тактика. И я говорю именно с позиции тактики. И вот, например, тактика в МН 20, осуществляемая постоянно, даёт превосходные результаты - как краткосрочные. так и долгосрочные.
Я имел в виду, что медитации, использующиеся для развития брахмавихар, могут заложить стратегический вектор развития, а пять обсуждаемых методов использоваться тактически при возникновении соответствующих ситуаций (поскольку они применяются именно как противоядие в конкретных жизненных ситуациях, то речь именно о краткосрочном, "ситуационном" применении -- мне не кажется, что их более или менее частое применение может привести к снижению частоты возникновения неблагих состояний как таковых, но вот навыки успешной борьбы с такими состояниями по мере практики должны прокачиваться).
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

#80 Detonator » 21.03.2014, 16:09

Ярослав писал(а):Что это за плоды, чтобы ими можно было поделиться? - 6. Разделение заслуг (паттануппадана)
и порадоваться ими с другими? - 7. Сорадование заслугам других (аббханумодана)

Там по ссылке есть вот такое:
http://theravada.ru/Teaching/Glossary/merit-sharing.htm
Т.е. получается заслуги можно разделить только с миром духов а не с другими живыми существами и людьми.

Ярослав писал(а):Думаю правильнее было бы так.
1. Слушание Дхаммы (савана)
2. Нравственность (сила маян пуннья-кирия-ваттху)
3. Почтительность (апачити)
4. Услужение (веййявачча)
5. Медитация (бхавана маян пуннья-кирия-ваттху).
6. Вивека ()различение проблем)
7. Исправление [неправильных] воззрений (диттхиджукамма), и своей жизни.

Эти 7 пунктов, если их делать постоянно, выведут человека на чистую воду, от этого происходит обретение заслуг.

С которыми можно произвести действия (непонятным образом)
8. Даяние (дана маян пуннья-кирия-ваттху)
9. Разделение заслуг (паттануппадана)


а далее
10. Сорадование заслугам других (аббханумодана)
11. Разъяснение Дхаммы (десана)

для жаждущих освобождения.

По сути верно.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

Пред.След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 25 гостей

cron