qwerty писал(а):Продолжу свои изыскания и обоснования.Топпер писал(а):Любовь - это штука активная все-таки. А метта - скорее пассивна. Метта, доброжелательность, это именно пожелание счастья всем живым существам.
Метта энергозатратна. Надо сначала наполнить ум доброжелательностью, а затем, этим заполненным умом(по очереди), наполнить стороны света.qwerty писал(а):ученик Благородных пребывает, наполняя первую сторону [света] умом, наполненным доброжелательностью, как и вторую сторону, третью сторону и четвёртую сторону.Топпер писал(а):Невозможно любить всех, как самого себя. .... А вот пожелание счастья всем существам - это возможно.
Практика метты доступна начиная со вступившего в поток, понявшего отсутствие "Я" как у себя, так и у других. Поэтому нет никаких себя и других. В описании практики из сутты нет себя и других, а есть стороны света и область с заведомым размером. Краткое упоминание: "... как к другим, так и к самому себе ..." даёт только направление практики, не более. Почему стороны света и область с заведомым размером? Потому-что нет я и других, а есть наборы скандх. Поэтому в сутте не упоминаются я и другие: "... он наполняет всю вселенную умом, наделённым доброжелательностью – обильным, обширным, неизмеримым ..."Топпер писал(а):Такое пожелание счастья, это в первую очередь внутреннее духовное упражнение. Внутренний настрой. Противоядие против злости жестокости.
Я не считаю практики брахмавихары духовными упражнениями, настроями и противоядиями. Они такие как есть, и ведут к перерождению среди богов. Также это не пожелание, а желание(пожелание - это что-то преходящее, сиюминутное, а желание - оформившееся чувство).
Если говорить о различии метты и любви, то, прежде всего, метта предполагает равностное отношение ко всем живым существам, любовь - чувство, направленное к конкретному существу. В первом случае - это одновременно и развитие внутреннего состояния доброжелательности и не эгоистичного чувства по отношению ко всем. Это качество развивает внутреннюю гармонию, равновесие и духовную радость, которая распространяется на весь мир. Таким образом, человек, обладающий меттой вносит частицу гармонии в мир.
Во втором случае любовь, напротив, порождает дисгармонию, беспокойство, зависимость, страдание. В любом случае - жертвенная ли это любовь или эгоистичная.
Вот и выбирайте - что лучше.