Мудрое внимание

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 Алексей Ермаков » 12.07.2017, 11:38

Здравствуйте. Вопрос по тому, как развивать мудрое внимание.
В Ахара авиджа сутте говорится, что питанием мудрого внимания является вера.
Получается ли, что если вера достаточно сильна, то и уделять внимание будешь Дхамме автоматически?
Просто большинство времени у меня нет осознанности и бдительности (или они очень слабы). И прикладывать усилия не сильно хочется, потому что кажется скучным одно лишь памятование: "я иду", "я сижу", и т.д.. В той же сутте и говорится, что питанием осознанности и бдительности является мудрое внимание.
Собственно: каким образом следует развивать мудрое внимание? Т.е., о чём думать чтобы внимание было приносящим результат?
Алексей Ермаков
Репутация: 33
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 13.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 4

#2 SV » 12.07.2017, 12:15

Просто большинство времени у меня нет осознанности и бдительности (или они очень слабы). И прикладывать усилия не сильно хочется, потому что кажется скучным одно лишь памятование: "я иду", "я сижу", и т.д..

Мудрое внимание - это вовсе не "я сижу" и так далее. Йонисо Манасикара - это, скорее, правильное рассмотрение вещей, под правильным (а не неправильным) углом. Т.е., например, в одной из сутт есть такое - когда человек Немудро направляет Внимание - то он думает так: "Мой глаз - это Я" (и т.д.). Комментарии поясняют Йонисо Манасикару как рассмотрение с учётом 3 характеристик сансары - безличностности, страдательности, изменчивости. Например, вы смотрите на своё тело и осознаёте постоянно, что оно меняется, стареет, и умрёт скоро (ну точнее когда-нибудь). Вот такое рассмотрение и есть Мудрое Внимание. А "я сижу" "я иду" - это просто внимание, голое, как психически нейтральный фактор. К "Йонисо" оно имеет посредственное отношение. Наверное, более точно можно было бы выразиться, что Йонисо Манасикара - это такое внимание, которое актуализирует правильные воззрения, правильное понимание, правильную осознанность. Само по себе "я сижу" ничего не актуализирует.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 12476
Сообщения: 5103
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 masterjack » 12.07.2017, 12:36

Алексей Ермаков писал(а):В Ахара авиджа сутте говорится, что питанием мудрого внимания является вера.
Алексей Ермаков писал(а):И прикладывать усилия не сильно хочется, потому что кажется скучным одно лишь памятование: "я иду", "я сижу", и т.д..
вот например если приложить внимание к вашим словам, то видно что у вас озвучены два противоположных аспекта: нужна вера и я не хочу.
Будда действительно не один раз указывает на наличие УСЕРДИЯ и приклдаывания многих усилий, особенно поначалу. сам он рассказывал о таких усилиях, что сильно сжимал зубы и пот выступал на его теле. и это мы говорим об очень предрасположенном к просветлению существе, которое 9 лет искало и прикладывало усилия к тому чтобы понять и увидеть суть происходящего.
для меня феномен УСИЛИЯ в последние недели стал иметь важный акцент.
потому что именно УСИЛИЕ на большей стадии пути надо и характеризует или дает возможность каких результатов. Естественно это усилия в нужном направлении в котором указывал Будда.
и чтобы это направление понять нам нужна вера.
и да. очень много усилий придется прикладывать. ибо очень скучно, нудно, неинтересно, глупо,
а хочется погулять, и проч. и проч. и замечание таких вещей тоже есть часть мудрого внимания.
вы видите как ваш ум не хочет такой практики, уводит от такой практики, а значит требуется усилие.
через нехочу.
имхо.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M В сети
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4221
Сообщения: 3728
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 ura1 » 12.07.2017, 16:55

Алексей Ермаков писал(а):Здравствуйте. Вопрос по тому, как развивать мудрое внимание....
Собственно: каким образом следует развивать мудрое внимание? Т.е., о чём думать чтобы внимание было приносящим результат?
есть в людской среде "расхожая" фраза - "дорого внимание", от этого нужно и "плясать" дальше; если мне понятно это то что я вижу? вижу разницу между тем когда мне уделяют внимание и когда нет, без этого разговор примет интеллектуальный характер, как вы смотрите на это?
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 82
Сообщения: 700
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

#5 Алексей Ермаков » 12.07.2017, 20:46

Как быть с рефлексивной деятельностью? Она явно препятствует развитию мудрости, да и сосредоточения.

ura1:
Вот у меня иногда возникает предпочтение или желание определённого рода общения. И первое что возникает и вдохновляет меня (при желании высказаться по поводу Дхаммы), это чтобы человек понял и вдщохновился, и чтобы я принёс ему благо. Вот такая тенденция. Была раньше сильно выражена, а сейчас спокойнее.
Это прелюдия.

А так, я думаю многим людям приятно, когда им уделяют внимание. Но вот уделять его надо так, чтобы человеку было комфортно, и вообще возникновение желания относительно человека делает ему неприятно, а желание относительно себя упоминается в суттах: "исполняешь ли ты какую-либо власть в отношении этой самой материальной формы, как например: «Пусть моя форма будет такой. Пусть моя форма не будет такой?".
Интеллектуальные беседы лично у меня получаются лучше, чем личные. Вот бы пообщатся с учителем..

Касательно меня:
мне нравится когда мне уделяют внимание, причём в подходящее время. Но со временем встаёт вопрос о непонимании Дхаммы, проблемах в скрытых склонностях, желании расслабиться или желании к пассивности, в конечном итоге - неспособности видеть вещи, и, например и для начала, исправлять свои воззрения.
Вообще у меня был психоз. Пью таблетки. И выпиваю.

Я давно в поисках пути практики, подходящего мне.
Прочитал совсем недавно сутту: http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an10_54-samatha-sutta-sv.htm, и взял на рассмотрение вот что: сформировать желание (или не желание, тогда устремление?), направить свои способности (потом) к обретению видения направлений движения собственного ума. Это как цель, должно быть мотивом. Постоянно к этому возвращатся когда отвлёкся, и делать следующее:

- Задаться вопросом: "Загрязнён ли мой ум?". В сутте говорится о том, что рассматривает своё лицо человек, любящий красоту (является ли это условием?), и когда он видит, что грязи нет, он испытывает радость.
Как начать испытывать радость не от чувств или мечтаний, а от чистоты и незагрязнённости ума (чистоты хоть в небольшой степени, но достаточной чтоб осознать разницу)? Просто говорится что радость от оставления чувственного удовольствия (я понимаю это в единственном числе - т.к. для меня наслаждение является одним и тем же, независимо от объекта) и пяти помех способствует сосредоточению. И эта радость должна длиться какое-то время.
Скрытый текст
Сноска: я кстати не знаю методов отсоединения от того, за что цепляюсь (и где бывает возникает, видимо, жажда), кроме как рефлективная отстранённость.
И кстати, вот пример исправления воззрения: я продолжительное время считал (предполагал не осознавая), что сознание является одним, а классы сознания - это просто его местонахождение. Но совсем недавно я понял (и об этом говорится в суттах), что сознание возникает зависимо (от объекта и органа), и также исчезает. Но старое воззрение не искоренено, просто я посчитал эту идею отражающей мой мир.
Кроме того как я смогу различить загрязнение или отсутствие его, если не увижу ум? Глазом мудрости? Как натренировать мудрость, вот вопрос. Тут проблема в различении, когда всё нейтрально, то ничего и не видно.

- Далее. Если в какой-то степени предыдущий шаг удался (т.е. памятование о помехах, их выявление и удаление), то тогда, надо внутренне успокаиваться, поддерживая полученое состояние.

Просто понимание у меня слабое. А получается что это понимание (понимание я также понимаю как воззрения) развивается как? Мудрым вниманием? А также, наверно, размышлением над аспектами Дхаммы.

masterjack:
Согласен.

SV:
А что, выделяются отдельно правильные воззрения и правильное понимание? Это разные вещи?
Алексей Ермаков
Репутация: 33
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 13.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#6 Алексей Ермаков » 13.07.2017, 05:35

Алексей Ермаков
Репутация: 33
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 13.08.2016
Традиция: Тхеравада

#7 masterjack » 13.07.2017, 09:33

Алексей Ермаков писал(а):Как быть с рефлексивной деятельностью? Она явно препятствует развитию мудрости, да и сосредоточения.
развивать конечно же.
без рефлексии люди живут в состоянии аффекта.
другое дело, что ум может пускаться в разного рода фантазирование или умствование.
нужно учиться управлять умом, направлять ум.
и эти скучные я сижу, я стою, я иду - это не что иное как точка приложения ума, которую если ум оставляет,
то вы сможете это заметить.
не один раз приводились примеры стражников на стенах крепостей.
стражник тоже стоит, ходит или сидит.
но основная его работа не пропустить врага. он стоит, ходит и сидит с бдительностью.
с алертностью.
так и в примерах сижу-стою-иду-или-чортичемещезанимаюсь
вы выбираете точку к которой прикладываете свой ум и стараетесь различать моменты отвлекания ума и возвращать его обратно.
это тренировка. не болььше не меньше.
бодибилдеры делают очень нудные монотонные и однообразные упражнения в спортзале.
но эти упражнения нудные для нас и "веселые" для них.
они понимают что и зачем они делают.
в "нашем" случае это тренировка ума. и ее приходится совершать так.
нудно сидеть и отслеживать колебания ума, возвращая его в выбранное ранее место.

ну и важность рефлексии отмечал Будда в беседе с Рахулой.
рассказывая что как глядят в зеркало чтобы увидеть свои загрязнения тела, так и рефлексируют чтобы увидеть свои загрязнения ума: тут был совершен неблагой поступок, тут была неблагая речь и тд.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M В сети
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4221
Сообщения: 3728
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#8 ura1 » 13.07.2017, 13:41

Алексей Ермаков писал(а):Как быть с рефлексивной деятельностью? Она явно препятствует развитию мудрости, да и сосредоточения.
привычки это то что делается несознательно ( на автомате), для начала надо привычку обнаружить
Алексей Ермаков писал(а):Просто понимание у меня слабое. А получается что это понимание (понимание я также понимаю как воззрения) развивается как? Мудрым вниманием? А также, наверно, размышлением над аспектами Дхаммы.
оставлять свои слабости это значит становиться сильнее, можно конечно меня принудить оставить слабости, но это не решает проблему, это дело добровольное.
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 82
Сообщения: 700
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

#9 seniaooo » 13.07.2017, 14:48

masterjack писал(а):...ну и важность рефлексии отмечал Будда в беседе с Рахулой
Скрытый текст
Рахула, любые жрецы и отшельники в прошлом, которые очищали свои телесные поступки, свои словесные поступки, свои умственные поступки – все они делали так посредством частого рассмотрения подобным образом. Любые жрецы и отшельники в будущем, которые будут очищать свои телесные поступки, свои словесные поступки, свои умственные поступки – все они будут делать так посредством частого рассмотрения подобным образом. Любые жрецы и отшельники в настоящем, которые очищают свои телесные поступки, свои словесные поступки, свои умственные поступки – все они делают так посредством частого рассмотрения подобным образом. Поэтому, Рахула, вот как вы должны тренироваться: «Мы будем очищать наши телесные поступки, наши словесные поступки, наши умственные поступки посредством частого рассмотрения подобным образом».
рассмотрение или наблюдение за своими проявлениями (мысль, поступок, речь) даст знание последствий, в результате чего возможно не допускать неблагое поведение, без этого никак
seniaooo
Аватара
Репутация: 91
Сообщения: 386
Зарегистрирован: 22.01.2015
Традиция: Нет

#10 SV » 14.07.2017, 14:25

SV:
А что, выделяются отдельно правильные воззрения и правильное понимание? Это разные вещи?

понимание в общем смысле, конечно же. Т.е. правильное понимание явно входит в правильные воззрения. Куда, например, входит мудрость, а также просто вера.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 12476
Сообщения: 5103
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 4 гостя