Страница 1 из 3

Саматха и випассана

Сообщение #1Добавлено: 05.08.2017, 18:42
onion
Я только начинаю медитировать. Как я понял, все материалы по медитации, что мне попадались были по саматхе, но в них этого не говорилось.
Медитативным практикам, направленным на временное преодоление загрязнённых состояний сознания путём систематического культивирования питательных состояний сознания, в частности, качеств внимательности, бдительности, усилия.
Я сидя наблюдаю за дыханием. После окончания во мне повышается осознанность и спокойствие, это я заметил.

Где взять более подробные инструкции по випассане?
Медитативным практикам, направленным на устранение загрязнённых состояний сознания путём искоренения привязанностей, которые лежат в их основе. При випассане медитирующие исследуют три характеристики обусловленного существования: непостоянство, страдательность, безличностность.

Сообщение #2Добавлено: 12.08.2017, 15:57
ura1
onion писал(а):Я сидя наблюдаю за дыханием. После окончания во мне повышается осознанность и спокойствие, это я заметил...
после окончания сидячей практики осознанность повышается? в моих наблюдениях это происходит в самом процессе наблюдения, с окончанием этого процесса можно вовлечься в любое "мироприятие"( мысль) и осознанность считай потеряна.

Сообщение #3Добавлено: 12.08.2017, 17:27
Maksim Furin
onion, советую ознакомиться с "ОДНОЙ ОСОЗНАННОСТИ НЕДОСТАТОЧНО" Вопросы и ответы с Ашином Теджания. И "спокойствие и прозрение" Кхантипало Бхикку.
Есть так же вот такая замечательная лекция Досточтимого Прамоте Памоджо.

Это даст понимание как випассана и самадхи идут бок о бок в процессе развития ума. Ну и на сколько я понимаю, то анапанасати универсальна в том плане, что её выполнение ведёт не только к джхановым поглощениям, но и к знаниям прозрения на основе стабильного, яркого и мощного ума. Мудрость прозрения возникает когда мы направляем такой ум, лёшенный пяти помех, исследовать феномены на наличие трёх характеристик. Когда развиваем видение и понимание того что всё что возникает обладает качествами аниччи, дукхи и анатты. Это приводит к разочарованию, бесстрастности и не цеплянию и посредством не цепляния обретается освобождение.

Сообщение #4Добавлено: 16.08.2017, 03:16
onion
Maksim Furin, спасибо.

ura1, в начале сидячей медитации я слабо сосредоточен. Постепенно сосредоточение повышается, но я постоянно отвлекаюсь и возвращабсь к дыханию. Мысли остаются, но отходят на задний план, где продолжают медленно двигаться. Через 10-15 минут, я понимаю, что всё. Открываю глаза, встаю. Мысли остаются на заднем плане, и я более ясно и чисто наблюдаю свои движения. Это длится около 2 минут. Дальше мысли возвращаются на передний план, и я снова захвачен ими.

Пока я недоволен степенью своей концентрации при медитации.

Сообщение #5Добавлено: 16.08.2017, 07:04
Sure
Людям не сидится в медитации потомучто не освоены предыдущие этапы это естественно ,медитация даже мучительна для них.
Имхо оставив чувственное и всякую прочую деятельность медитация постепенно превратиться в благое времяпровождение.
Когда сидишь в тишине мысли начинают слоняться туда сюда это так сильно напрягает что аж незнаешь куда деваться,а деватьса есть куда это в осознование положений тела ,ходьбы или дыхания,тогда и понимаешь это приятно а это не приятно.

Сообщение #6Добавлено: 16.08.2017, 14:58
ura1
onion писал(а):... но я постоянно отвлекаюсь и возвращаюсь к дыханию...
да это имеет место (внимание скачет как обезьяна) пока концентрация не станет устойчивой

onion писал(а):... Мысли остаются, но отходят на задний план...Открываю глаза, встаю. Мысли остаются на заднем плане...Дальше мысли возвращаются на передний план, и я снова захвачен ими.
про то что мысли уходят это могу подтвердить, а вот на какой план это вопрос

Сообщение #7Добавлено: 16.08.2017, 15:12
SV
Пока я недоволен степенью своей концентрации при медитации.

И ещё очень долго не будете довольны - возможно, ещё несколько жизней (при условии, конечно, что останетесь буддистом). Если думаете, что самадхи вот так за пару-тройку годиков достигается "сидениями" и "ретритами" - то тут вы сильно заблуждаетесь.

Сообщение #8Добавлено: 16.08.2017, 16:46
ura1
SV писал(а):И ещё очень долго не будете довольны - возможно, ещё несколько жизней (при условии, конечно, что останетесь буддистом). Если думаете, что самадхи вот так за пару-тройку годиков достигается "сидениями" и "ретритами" - то тут вы сильно заблуждаетесь.
время может быть сокращено до минимума при условии если находишься рядом с мастером Дхаммы и непременно проявляешь усердие

Сообщение #9Добавлено: 16.08.2017, 16:49
SV
время может быть сокращено до минимума при условии если находишься рядом с мастером Дхаммы и непременно проявляешь усердие

Ну, может, не десять жизней в этом случае понадобится, а восемь :smile:

Сообщение #10Добавлено: 17.08.2017, 14:19
SV
нет, если такой мастер будет, то это жизнь будет последней.
если мастером будет Архант.

Тут куда больше зависит не от мастера, а от ученика. А ученики нынче - спустя две с половиной тысячи лет деградации Дхаммы в мире - не фонтан :shy: Для достижения просветления одного упорства недостаточно. Нужны заслуги, наработанная камма. А этого у нынешних практикантов днём с огнём.

Сообщение #11Добавлено: 17.08.2017, 17:58
zRo
по суттам достигали самые те которые вообще не имели не заслуг, а наоборот полные деграданты.

а как вы думаете, как эти люди "попали" в сутты? как они оказались в то же самое время и в том же самом месте, что и Будда Готама?

подсказка:
все это ваша, камма и заслуги полное. вообщем понятно.

Сообщение #12Добавлено: 17.08.2017, 18:14
ura1
SV писал(а):тут куда больше зависит не от мастера, а от ученика.
Мастер, ученик и собственно процесс постижения составляют целое, впрочем как вошедший в поток, указания Мастера и путь постижения по которому продвигается ученик, если есть инструктор причём классный и способный ученик то все должно быть по срокам "в ажуре".

Сообщение #13Добавлено: 18.08.2017, 10:23
М_а_р_к
FJFJFJ писал(а):что это возможно, даже для тех кто находиться в упадке
Это возможно только в присутствии Будды. Ну и камма соответствующая накопилась за предыдущие жизни. Поэтому и достигали просветления после одной лекции.

Сообщение #14Добавлено: 18.08.2017, 10:25
М_а_р_к
FJFJFJ писал(а):все это ваша, камма и заслуги полное.
А вежливости Вас не учили, молодой человек?

Сообщение #15Добавлено: 08.10.2017, 21:48
Buddhist
Maksim Furin писал(а):Ну и на сколько я понимаю, то анапанасати универсальна в том плане, что её выполнение ведёт не только к джхановым поглощениям, но и к знаниям прозрения на основе стабильного, яркого и мощного ума.
Согласно суттам палийской Типитаки, анапанасати является девятой из десяти равнозначных предлагаемых ануссатий, заповеданных Буддой.

Все остальное, т.е. сочинения про некую исключительность анапанасати, еще дополнительные тридцать объектов медитации и тп., было самочинно выдумано позже.

Сообщение #16Добавлено: 18.02.2018, 23:02
Дмитрий Карих
SV писал(а):Ну, может, не десять жизней в этом случае понадобится, а восемь :smile:
Это если учесть, что эта первая жизнь в которой этот человек начал практиковать. А если это уже восьмая? :lol:

Сообщение #17Добавлено: 19.02.2018, 00:47
SV
Это если учесть, что эта первая жизнь в которой этот человек начал практиковать. А если это уже восьмая?

Те у кого (условно говоря) "восьмая" - уже давным давно просветлились, ещё во времена Будды. А сейчас так, отбросы остались одни :red:

Сообщение #18Добавлено: 19.02.2018, 09:31
Дмитрий Карих
Не верите Вы совсем в людей. Я всё таки склонен думать, что не может абсолютно все человечество быть полностью безнравственным. :no:

Сообщение #19Добавлено: 19.02.2018, 14:35
SV
Тут дело не только в безнравственности. Просто вообще качеств разных может не хватать. Может не хватать веры, может не хватать мудрости, может не хватать осознанности, может быть каммический блок или недостаток каммических заслуг. В конце-концов, далеко не каждому вообще нужен буддизм Будды. Вот и получается, что в принципе никого и нет.

Канонический отрывок, который хорошо объясняет в целом нынешнюю ситуацию:

«Учитель, в чём условие, в чём причина, почему прежде было меньше правил [монашеской] тренировки, но больше монахов становились утверждёнными в окончательном знании? В чём условие, в чём причина, почему сейчас больше правил тренировки, но меньше монахов становятся утверждёнными в окончательном знании?»

«Именно так оно, Бхаддали. Когда существа деградируют и подлинная Дхамма исчезает, то тогда имеется больше правил тренировки, но меньше монахов становятся утверждёнными в окончательном знании. Учитель не устанавливает правило тренировки для учеников до тех пор, пока определённые вещи, которые являются основанием для пятен [умственных загрязнений], не проявляются здесь, в Сангхе. Но когда здесь, в Сангхе, проявляются определённые вещи, которые являются основанием для пятен, то тогда Учитель устанавливает правило тренировки для учеников с целью удержания на расстоянии тех вещей, что являются основой для пятен.

Те вещи, которые являются основанием для пятен, не проявляются здесь, в Сангхе, до тех пор, пока Сангха не достигла величия. Но когда Сангха достигла величия, то тогда здесь, в Сангхе, проявляются определённые вещи, которые являются основанием для пятен, и тогда Учитель устанавливает правило тренировки для учеников с целью удержания на расстоянии тех вещей, что являются основой для пятен. Те вещи, которые являются основанием для пятен, не проявляются здесь, в Сангхе, до тех пор, пока Сангха не достигла высшей точки в [получении] мирских обретений… Те вещи, которые являются основанием для пятен, не проявляются здесь, в Сангхе, до тех пор, пока Сангха не достигла великой учёности… Те вещи, которые являются основанием для пятен, не проявляются здесь, в Сангхе, до тех пор, пока Сангха не достигла длительной славы… и тогда Учитель устанавливает правило тренировки для учеников с целью удержания на расстоянии тех вещей, что являются основой для пятен.

Было несколько монахов, Бхаддали, когда я учил изложению Дхаммы посредством метафоры о юном чистокровном жеребце. Помнишь ли ты это, Бхаддали?»

«Нет, Учитель».

«И как ты думаешь, по какой причине [ты не помнишь этого]»?

«Учитель, долгое время я был тем, кто не исполняет тренировку в Учении Учителя».

«Это не единственное условие или причина. Охватив твой ум своим умом, долгое время я знал о тебе следующее: «Когда я обучаю Дхамме, этот пустоголовый человек не принимает это во внимание, не уделяет этому внимания, не вовлекается в это всем своим умом, не слушает Дхамму, охотно склоняя к ней ухо».

Сообщение #20Добавлено: 19.02.2018, 14:55
Dz
Деградация людей, к слову, в Каноне сопряжена с сокращением сроков их жизни. Чего, как можно заметить, не наблюдается. Так что я бы не был бы так категоричен.