Улатек писал(а):Анатта/ аниччха/дуккха не требуют вообще никакой веры. Их либо знаешь, либо нет.
Т.е. вы переусердствовали в ненужном для буддизма направлении.
Вам уже сказали про то, что есть такая личность как идущий за счёт веры, и он как раз таки верит в то, что все феномены непостоянны и неудовлетворительны. Какие ещё могут быть у вас аргументы после такого? Или вы физически неспособны признать что промахнулись в своём суждении и таки да, в это можно верить?
Вот она, эта саньюта.
СН 25: Окканти Саньютта - ВступлениеВ Саваттхи: [Благословенный сказал]: «Монахи,
* Форма непостоянна, переменчива, подвержена изменениям.
* Чувство непостоянно, переменчиво, подвержено изменениям.
* Восприятие непостоянно, переменчиво, подвержено изменениям.
* Формации [ума] непостоянны, переменчивы, подвержены изменениям.
* Ум непостоянен, изменчив, подвержен изменениям.
!!!!Тот, кто верит в эти учения и настраивается на них, зовётся «идущим-за-счёт-веры». Он вступил на твёрдый путь правильности, вступил в мир высших людей, вышел из мира заурядных людей. Он неспособен совершить какой-либо поступок, из-за которого он мог бы переродиться в аду, в мире животных или в мире страдающих духов. Он не может умереть, не реализовав плода вступления в поток. !!!!
Тот, кто, обдумав до достаточной степени посредством мудрости, согласился с этими учениями, зовётся «идущим-за-счёт-Дхаммы». Он вступил на твёрдый путь правильности, вступил в мир высших людей, вышел из мира заурядных людей. Он неспособен совершить какой-либо поступок, из-за которого он мог бы переродиться в аду, в мире животных или в мире страдающих духов. Он не может умереть, не реализовав плода вступления в поток.
Тот, кто знает и видит эти учения так, зовётся «вступившим в поток», он непреклонен, никогда более не сможет оказаться в нижних мирах, направляется к просветлению».
Это не говороря уже о том, что:
1. «Монахи, (1) нет вхождения в неблагое, покуда надёжно утверждена вера [в практике развития] благих качеств. Но когда вера исчезла, и человека охватило отсутствие веры, то тогда имеется вхождение в неблагое.
2. И каким образом человек, всплыв на поверхность, остаётся на ней? Бывает так, что человек всплывает на поверхность, [то есть, видит]: «Вера в отношении умелых качеств полезна, чувство стыда полезно, боязнь совершить проступок полезна, усердие полезно, мудрость в отношении умелых качеств полезна». И его вера не исчезает, а остаётся и развивается. Его чувство стыда, боязнь совершить проступок, усердие, мудрость не исчезают, а остаются и развиваются. Вот каким образом человек, всплыв на поверхность, остаётся на ней.
3. Мудрое внимание, монахи, также имеет питание. Оно не без питания. И что является питанием мудрого внимания? «Вера» – так следует ответить.
4. [Благословенный]:
«Вера – великое сокровище людей.
Коль Дхамму хорошо практиковать – она приносит счастье.
Истина – самый сладкий вкус.
Кто живёт мудростью, тот живёт лучше всех, как говорят».
и т.д и т.п
Так что я не думаю что можно переусердствовать в накоплении такого богатства как вера. Главное не забывать поддерживать баланс других качеств ученика. Таких как сила мудрости, стыда, боязни совершить проступок и усердия. Ибо гипертрофия веры - это одна крайность, её отсутствие - другая. И даже если большинство из нас соглашается с тем что все обусловленные феномены обладают тремя характеристиками не сколько веря в это а из-за рассмотрения мудростью, то это не значит что мы не обладаем верой в другие, не менее важные положения учения и в слова Татхагаты в целом. И да, от того что мы соглашаемся с тем что все феномены таковы, это ещё далеко не значит что мы знаем что все феномены таковы, ибо знание для нас это не отвлечённая экстраполяция, а прямое наблюдение этих характеристик в каждом возникающем феномене. Так что я например не "знаю" что всё есть анатта, дуккха и аничча. Я соглашаюсь что это так после обдумывания.