Страница 1 из 3

Способны ли животные на просветление?

Сообщение #1Добавлено: 21.03.2018, 08:21
geleznyi
Как вы думаете, способны ли животные (например коты) на просветление (познать Дзен)? Что думает об этом буддийская философия?

Сообщение #2Добавлено: 21.03.2018, 12:28
Satou
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn55_24-sarakani-sutta-sv.htm
Маханама, если бы эти великие саловые деревья могли бы различать хорошо сказанное от плохо сказанного, я бы провозгласил эти великие саловые деревья вступившими в поток… направляющимися к просветлению

Сообщение #3Добавлено: 21.03.2018, 12:42
masterjack
Саманамандикапутта сутта: Саманамандикапутта
МН 78

Если бы это было так, плотник, то тогда лежащий младенец является завершённым в благом, совершенным в благом, он непобедимый отшельник, достигший высшего достижения, по утверждению странника Уггахаманы. Ведь у лежащего младенца нет даже представления о теле, так как же он может совершить плохой телесный поступок, [делая что-либо] помимо просто лишь ёрзания? У лежащего младенца нет даже представления о речи, так как же он может произнести плохие слова, [произнося что-либо] помимо просто лишь хныканья? У лежащего младенца нет даже представления об устремлении, так как у него могут быть плохие устремления помимо просто лишь обиды? У лежащего младенца нет даже представления о средствах к жизни, так как он может зарабатывать себе на жизнь плохими способами добычи средств к жизни, помимо сосания груди своей матери? Если бы это было так, плотник, лежащий младенец является завершённым… по утверждению странника Уггахаманы.
Плотник, когда человек обладает четырьмя качествами, я описываю его не как завершённого в благом или же совершенного в благом или же как непобедимого отшельника, достигшего высшего достижения, но как того, кто находится на том же самом уровне, что и лежащий младенец. Какими четырьмя? Вот он не совершает плохих телесных поступков, не произносит плохих слов, не имеет плохих устремлений, не зарабатывает себе на жизнь плохими способами добывать средства к существованию. Когда человек обладает этими четырьмя качествами, я описываю его не как завершённого… но как того, кто находится на том же самом уровне, что и лежащий младенец.

Сообщение #4Добавлено: 21.03.2018, 15:44
Leshalf
Задавая такие вопросы очень важно правильно подбирать термины - Если под японским Дзеном вы подразумеваете палийское Джхана (медитативное поглощение) - то нет... Коментарии говорит что только Бодхисатва на некоторых ступенях своего созревания в Будду может переродится животным которое может достигать поглощений но это сверх редкий случай и часто такие животные могут разговаривать=)
Просветление же (по древним Пали текстам) как полное освобождение от всех загрязнений ума и становление Буддой для животных - невозможно

Сообщение #5Добавлено: 21.03.2018, 19:28
geleznyi
Пишу философский роман с элементами юмора "Кот, который познал Дзен". Главный герой - кот по кличке Будда, вовсе не буддист. Он носится по дому, бегает от собак и разбивает вазы. Будда - кот-неудачник, и ему постоянно не везет, да так что однажды он устраивает в доме пожар, но остается жив. После этого случая, кот осознает, что жизнь сплошные страдания и стал просветленным котом.

Сообщение #6Добавлено: 21.03.2018, 20:27
masterjack
не сколько верна фраза что жизнь сплошные страдания,
сколько то что наши поступки, исходящие от наших воззрений, которые опутаны сетью невежества
являются причиной наших и не только страданий.
если это роман с элементами юмора, то вы можете писать все что посчитаете нужным.
если серьезно отвечать на ваш вопрос-то выше вам пояснили.
насколько этичным называть кота-неудачника Буддой тоже останется на вашей совести :shy:

Сообщение #7Добавлено: 21.03.2018, 20:50
Nwad
У всех ЖС есть потенциал к просвятлению, ибо Ниббана лижит в основе Бытия, так же как и тишина лижит в основе звука, как берег лежит в основе волны, как дырка лижит в основе бублика...

Сообщение #8Добавлено: 21.03.2018, 21:03
masterjack
Nwad писал(а):У всех ЖС есть потенциал к просвятлению, ибо Ниббана лижит в основе Бытия
потенциал к просветлению зависит от определенных качеств ума-формы и то, что Ниббана лежит в основе бытия, в данном вопросе, не аргумент.
например, некие, назовем их существа, находятся в мирах отсутствия форм, где нет глаз и ушей, и соответсвенно нет возможности услышать или увидеть Дамму, и как результат обрести возможность обрести просветление в текущем "рождении".
тоже касается и животных. их сочетание имя-форма не даст обрести просветление тк нет соответсвующих качеств ума.
даже люди, которые как вид, обладают наилучшим сочетанием условий для обретения просветления, не все смогут этого сделать тк не имеют всех подходящих для этого условий.
о чем и говорится в Сутте "Неподходящий момент"

Сообщение #9Добавлено: 21.03.2018, 21:17
Nwad
masterjack писал(а):потенциал к просветлению зависит от определенных качеств ума-формы и то, что Ниббана лежит в основе бытия, в данном вопросе, не аргумент.
Этим я хотел сказать что потенциально любой ум способен к освобождению. Вы правы в том что для этого освобржления необходимы условия, и животные условия конечно не способствуют просвятлению, тем не меннее мой кот - имеет в своём уме (не раскрытый) Элемент Ниббаны и тем самым его бытие - свято, от слова свет...

Также как за каждым шумом лижит тишина, под каждой волной лижит берег, в каждом бублике есть дырка, точно также каждый ум наделён Элементом Ниббаны.

Сообщение #10Добавлено: 21.03.2018, 23:10
nnikk
geleznyi писал(а):Пишу философский роман с элементами юмора "Кот, который познал Дзен". Главный герой - кот по кличке Будда, вовсе не буддист. Он носится по дому, бегает от собак и разбивает вазы. Будда - кот-неудачник, и ему постоянно не везет, да так что однажды он устраивает в доме пожар, но остается жив. После этого случая, кот осознает, что жизнь сплошные страдания и стал просветленным котом.
Почему жизнь - это страдания ? Жизнь ровно такая какой ее воспринимает живущий ) это и рай и ад в одном месте - коту просто нужно сделать свой выбор ;)

Сообщение #11Добавлено: 23.03.2018, 03:33
geleznyi
Вдохновляюсь из многих источников, например "Кот и Рождество"https://www.youtube.com/watch?v=RQmB2lRZnNo А название не совсем оригинальное - есть серия книг "Кот, который..."https://www.livelib.ru/pubseries/110889-kot-kotoryj

Сообщение #12Добавлено: 23.03.2018, 09:24
MB
nnikk писал(а):Почему жизнь - это страдания ? Жизнь ровно такая какой ее воспринимает живущий ) это и рай и ад в одном месте - коту просто нужно сделать свой выбор ;)
Потому, что все в мире непостоянно, а следовательно не может быть признанно "я" или "моим". А это в свою очередь не может быть удовлетворительно.

Сообщение #13Добавлено: 24.03.2018, 00:11
NotSelf
nnikk писал(а):Почему жизнь - это страдания ? Жизнь ровно такая какой ее воспринимает живущий ) это и рай и ад в одном месте - коту просто нужно сделать свой выбор ;)
Добавлю к ответу MB

СН 56.11 Дхаммачакка паваттана сутта
это, монахи, Благородная Истина о страдании:

* рождение есть страдание,
* старение есть страдание,
* болезнь есть страдание,
* смерть есть страдание,
* соединение с неприятным есть страдание,
* разлучение с приятным есть страдание,
* не получение желаемого есть страдание,
* если кратко, то пять совокупностей, подверженных цеплянию, есть страдание.

Сообщение #14Добавлено: 25.03.2018, 04:31
geleznyi
Вот альтернативная концовка - Кот с хозяином отправляются в Токио, где кот теряется в большом мегаполисе. Кот будучи просветленным буддистом отправляется в храм кошки Готоку-дзи где его подбирают монахи и передают хозяину.

Сообщение #15Добавлено: 26.03.2018, 04:00
geleznyi
решил поменять канву сюжета и сделать ее ближе к "Кошке Далай-Ламы" У главного героя кота умирает хозяин и он оказывается один на улице. Кота подбирает монах буддист в дзенском монастыре и дает ему приют. Но только при одном условии кот не должен шуметь есть мясо и убивать животных. Кот стает буддистов тем самым став любимчиком настоятеля. Он внимательно слушает беседы настоятеля с учениками и берет из них уроки.

Сообщение #16Добавлено: 26.03.2018, 09:00
Dimitry
geleznyi писал(а):Кот стает буддистов тем самым став любимчиком настоятеля. Он внимательно слушает беседы настоятеля с учениками и берет из них уроки.
Уже написано:
В одном монастыре жил Учитель медитации со своими учениками. Также, в то время жил кот на территории монастыря. Каждый вечер, когда Учитель со своими учениками начинали вечернюю медитацию, кот бегал вокруг и создавал много шума, отвлекающего медитаторов. Поэтому Учитель распорядился, чтобы на время вечерней практики кота
привязывали на веревку. Много лет спустя, когда учитель умер, кота по-прежнему продолжали привязывать на время занятий медитацией.
Когда, наконец, кот умер, в монастырь принесли другого кота, и его также привязывали во время занятий медитацией. Многие века спустя, ученые потомки этого Учителя написали научные трактаты о религиозной важности привязывания кота во время практики медитации.

Сообщение #17Добавлено: 26.03.2018, 23:21
Дмитрий Карих
Dimitry писал(а):Многие века спустя, ученые потомки этого Учителя написали научные трактаты о религиозной важности привязывания кота во время практики медитации.
Великолепно :lol: !
Обратная сторона догматизма во всей красе. Сразу же возникла мысль: а сколько же таких "привязанных котов" сокрыто в каноне :upset: .

Сообщение #18Добавлено: 27.03.2018, 20:45
Dimitry
Дмитрий Карих писал(а):Сразу же возникла мысль: а сколько же таких "привязанных котов" сокрыто в каноне :upset: .
Важно "отвязать" своего кота!

Сообщение #19Добавлено: 28.03.2018, 19:07
Макушев Михаил
Dimitry писал(а):Уже написано:
В одном монастыре жил Учитель медитации со своими учениками. Также, в то время жил кот на территории монастыря. Каждый вечер, когда Учитель со своими учениками начинали вечернюю медитацию, кот бегал вокруг и создавал много шума, отвлекающего медитаторов. Поэтому Учитель распорядился, чтобы на время вечерней практики кота
привязывали на веревку. Много лет спустя, когда учитель умер, кота по-прежнему продолжали привязывать на время занятий медитацией.
Когда, наконец, кот умер, в монастырь принесли другого кота, и его также привязывали во время занятий медитацией. Многие века спустя, ученые потомки этого Учителя написали научные трактаты о религиозной важности привязывания кота во время практики медитации.
Помниться это перефраз истории об обезьянах и "здесь так принято". Хотя может и наоборот

Сообщение #20Добавлено: 29.03.2018, 08:25
absent.xp
masterjack писал(а):Саманамандикапутта сутта: Саманамандикапутта
МН 78

Если бы это было так, плотник, то тогда лежащий младенец является завершённым в благом, совершенным в благом, он непобедимый отшельник, достигший высшего достижения, по утверждению странника Уггахаманы. Ведь у лежащего младенца нет даже представления о теле, так как же он может совершить плохой телесный поступок, [делая что-либо] помимо просто лишь ёрзания? У лежащего младенца нет даже представления о речи, так как же он может произнести плохие слова, [произнося что-либо] помимо просто лишь хныканья? У лежащего младенца нет даже представления об устремлении, так как у него могут быть плохие устремления помимо просто лишь обиды? У лежащего младенца нет даже представления о средствах к жизни, так как он может зарабатывать себе на жизнь плохими способами добычи средств к жизни, помимо сосания груди своей матери? Если бы это было так, плотник, лежащий младенец является завершённым… по утверждению странника Уггахаманы.
Плотник, когда человек обладает четырьмя качествами, я описываю его не как завершённого в благом или же совершенного в благом или же как непобедимого отшельника, достигшего высшего достижения, но как того, кто находится на том же самом уровне, что и лежащий младенец. Какими четырьмя? Вот он не совершает плохих телесных поступков, не произносит плохих слов, не имеет плохих устремлений, не зарабатывает себе на жизнь плохими способами добывать средства к существованию. Когда человек обладает этими четырьмя качествами, я описываю его не как завершённого… но как того, кто находится на том же самом уровне, что и лежащий младенец.
"Если не станете как дети, то не войдете в Царство Небесное." - сказано Иисусом. Удивительное совпадение.