Напряжение в голове во время медитации

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 Krasnopёrov » 11.05.2018, 18:47

Я медитирую по 20 минут утром и вечером уже полтора месяца. Я начал медитировать чтобы избавиться от невроза, улучшить концентрацию,память и осознанность. Меня мучили постоянные головные боли напряжения, напряженность лица (особенно челюсти). Невролог выписал антидепрессанты, но я не стал их пить, потому что хочу избавиться от причины, а не подавлять симптомы. Вот спустя месяц медитации головные боли немного уменьшились, я стал немного проще относится к своим мыслям, но все так же витаю в мыслях почти весь день, но чаще это осознаю, и направляю внимание на настоящий момент по аналогии с медитацией. Во время практики у меня стало чаще получатся расслабить глаза, брови и челюсть. Голова во время медитации болела всегда с самого начала, но я считал, что это из-за напряженности мышц лица. Но сейчас когда у меня получается в целом расслабить лицо, головные боли во время медитации все равно появляются. Напряжение идет как-будто изнутри, как-будто у меня напряжен сам мозг, голова становится тяжелой, боль иногда переходит на мышцы шеи. Такие ощущения возникают почти сразу, как сажусь медитировать. Причем такое возникает только при сидячей медитации. Когда я медитирую лежа, этого не происходит, но мне не удается сохранять ясность сознания, и на протяжении почти всей медитации нахожусь в состоянии полусна, поэтому медитирую сидя.
Никаких приятных ощущений во время медитации за полтора месяца практики я не разу не испытывал. Читаю комментарии людей, которые медитировали и испытывали приятные ощущении и результат сразу после первой медитации, и думаю, что может быть мне она не подходит, я просто не способен, может бросить заниматься этим. Во время медитации мой ум блуждает очень сильно, я могу сидеть 5 минут и даже не осознавать, что о чем-то думаю и не наблюдаю за дыханием. Сохранять постоянную концентрацию на дыхании и не отвлекаться у меня выходит максимум секунд 5, в сумме за медитацию я наблюдаю дыхание, как мне кажется, не больше минуты.
Я знаю о медитации не очень много, может быть все мои трудности это нормально, многие с этим сталкиваются, и кто-нибудь сможет дать мне совет, может это смотивирует меня не бросать.
Krasnopёrov M
Репутация: 2
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 11.05.2018
Традиция: Нет

  • 3

#2 Киттисаро » 11.05.2018, 19:25

Я бы порекомендовал посоветоваться в данном случае с врачом по поводу целесообразности медитаций вообще, чтобы не навредить себе. По результатам собеседования уже принимать решение, продолжать или нет.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 3849
Сообщения: 1478
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#3 Krasnopёrov » 11.05.2018, 19:35

Киттисаро писал(а):Я бы порекомендовал посоветоваться в данном случае с врачом по поводу целесообразности медитаций вообще, чтобы не навредить себе. По результатам собеседования уже принимать решение, продолжать или нет.
И с каким врачом об этом говорить? Не думаю, что они знают что-то о медитациях. По крайней мере невролог к которому я ходил, не знал
Krasnopёrov M
Репутация: 2
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 11.05.2018
Традиция: Нет

  • 3

#4 Киттисаро » 11.05.2018, 19:52

Krasnopёrov писал(а):И с каким врачом об этом говорить? Не думаю, что они знают что-то о медитациях. По крайней мере невролог к которому я ходил, не знал
Как минимум принимать то, что прописал невролог. При наличии проблем с психикой, лучше проконсультироваться с психиатром. Если таковых нет, выполняя рекомендации невролога, изучайте по-тихоньку медитацию. Конкретно по вашей проблеме я ничего не скажу, но для правильного подхода к медитации я обычно рекомендую ознакомление с данным трудом - http://www.theravada.ru/Teaching/Books/Mindfulnes ... ndfulness-bliss-beyond0-sv.htm
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 3849
Сообщения: 1478
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Krasnopёrov » 11.05.2018, 20:06

Спасибо, ознакомлюсь
Krasnopёrov M
Репутация: 2
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 11.05.2018
Традиция: Нет

  • 1

#6 Sure » 12.05.2018, 11:47

Концентрируясь вы сужаете свое сознание и не замечаете зажимы в своем теле
не концентрация а однонаправленность нужна.
Ощущайте все тело вместе с дыханием.
Sure
Репутация: 151
Сообщения: 312
Зарегистрирован: 16.10.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#7 Maksim Furin » 12.05.2018, 12:38

Krasnopёrov, скорее всего вы перенапрягаетесь и выходит действительно что сужение сознания, от сюда давление в голове и как будто бы движение вокруг лба(есть такое?). Попробуйте медитацию при ходьбе. Ходите минут тридцать, и не старайтесь по началу отследить весь процесс ходьбы. Сначала тренируйтесь просто знать какая нога движется и будьте осознаны к тому знаете ли вы это (осознавать осознание ходьбы) или ваше внимание ушло от объекта. В общем просто будьте бдительны к тому что происходит, но не пригвождайте с силой внимание к объекту а как бы исследуйте причины по которым оно от него отходит. Зарождение интерес и широту/ панорамность сознавания. Когда сидите - не берите объект с наскока, приходите к нему естественно и постепенно. Вот с этими рекомендациями ознакомьтесь, так же советую прочитать две маленькие книжечки Ашина Теджания и больше уделять времени на развитие осознанности тела в повседневности и медитации осознанности при ходьбе. Если будет правильное отношение и поймёте какое усилие требуется то уйдет перенапряжение и практика сидячей медитации улучшиться в разы. Карунадаса в "осознанном дыхании и теории дхамм" так же говорит о том что развитие памятования о теле должно предшествовать практике безметежности и прозрения.

Те, кто теряют памятование тела – теряют Ниббану.
Те, кто не теряют памятование тела – не теряют Ниббану.

Основной смысл этого заключается в том, что если вы укрепились в памятовании тела, тогда можно успешно осуществлять практику безмятежности и прозрения, поскольку имеется твердый контроль над своим умом и таким образом имеется уверенность в том, что в этой жизни не потеряете Ниббану. Но если, подобно сумасшедшему, не контролировать свой ум, и, следовательно, продолжать жить без практики памятования тела, то тогда вы не сможете приступить к практике безмятежности и прозрения, и поэтому потеряете Ниббану.

Ну и конечно же помните о необходимости тренировки в нравственности - без этого никуда. И попробуйте сменить объект и вместо дыхания практикуете некоторое время метту. От развития доброжелательности голова точно не будет беспокоить.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 912
Сообщения: 759
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

#8 Krasnopёrov » 13.05.2018, 20:03

Maksim Furin писал(а):Krasnopёrov, скорее всего вы перенапрягаетесь и выходит действительно что сужение сознания, от сюда давление в голове и как будто бы движение вокруг лба(есть такое?). Попробуйте медитацию при ходьбе. Ходите минут тридцать, и не старайтесь по началу отследить весь процесс ходьбы. Сначала тренируйтесь просто знать какая нога движется и будьте осознаны к тому знаете ли вы это (осознавать осознание ходьбы) или ваше внимание ушло от объекта. В общем просто будьте бдительны к тому что происходит, но не пригвождайте с силой внимание к объекту а как бы исследуйте причины по которым оно от него отходит. Зарождение интерес и широту/ панорамность сознавания. Когда сидите - не берите объект с наскока, приходите к нему естественно и постепенно. Вот с этими рекомендациями ознакомьтесь, так же советую прочитать две маленькие книжечки Ашина Теджания и больше уделять времени на развитие осознанности тела в повседневности и медитации осознанности при ходьбе. Если будет правильное отношение и поймёте какое усилие требуется то уйдет перенапряжение и практика сидячей медитации улучшиться в разы. Карунадаса в "осознанном дыхании и теории дхамм" так же говорит о том что развитие памятования о теле должно предшествовать практике безметежности и прозрения.



Ну и конечно же помните о необходимости тренировки в нравственности - без этого никуда. И попробуйте сменить объект и вместо дыхания практикуете некоторое время метту. От развития доброжелательности голова точно не будет беспокоить.


Что значит тренировка в нравственности? И насчет метты. Я слышал об этом, но я вообще не могу представить как наблюдать эмоции, у меня не получается их улавливать, я могу их испытывать, но как наблюдать не знаю. Да и цель практики для меня это усиление осознанности и внимательности в жизни, а метта вроде бы дает что-то другое. Насчет сужения сознания не особо понимаю, у меня не вокруг лба, а вообще вся голова становится тяжелой и неповоротливой. Во-время ходячей медитации,кстати, да, такого не происходит, но у меня так пол скрипит дома, что мне сложно. В любом случае спасибо за рекомендации, я прочитаю то,что вы посоветовали
Krasnopёrov M
Репутация: 2
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 11.05.2018
Традиция: Нет

#9 Krasnopёrov » 13.05.2018, 20:12

Кстати, ещё странно то, что когда я медитирую лежа(без сонливости), голова тоже не болит. Выходит, что это проблема только сидячей медитации. Во время неё так же глаза сложнее расслабить. Вроде бы физически я здоров, разве что держать спину ровно больше 15 минут не выходит
Krasnopёrov M
Репутация: 2
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 11.05.2018
Традиция: Нет

#10 Krasnopёrov » 13.05.2018, 20:29

И ещё насчет ходячей медитации. В этих книгах есть подробнее об этом? Просто везде на сайтах, где я читал, пишут, что нужно наблюдать за ощущениями в стопах. Про осознавание осознания я не читал
Krasnopёrov M
Репутация: 2
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 11.05.2018
Традиция: Нет

  • 3

#11 Maksim Furin » 13.05.2018, 21:35

Krasnopёrov писал(а):Что значит тренировка в нравственности?
Это значит нужно соблюдать 5 предписаний для мирян на постоянной основе (не убивать живых существ, не брать того что не дано, не лгать, не принимать опьяняющих веществ и не вступать в незаконные половые связи)+ двигаться в сторону правильной речи вообще, то есть речи которая не грубая, которая не бессмысленная (абы о чём трепаться), которая полезная и сказанная ко времени + соблюдать упосатхи что бы хоть на время принимать 8 предписаний. + правильные средства к жизни (те средства которые не нарушают нравственные предписания) + правильные мышление (культивируем мысли об отречении о не причинении вреда, доброжелательные мысли)

Krasnopёrov писал(а):И насчет метты. Я слышал об этом, но я вообще не могу представить как наблюдать эмоции, у меня не получается их улавливать, я могу их испытывать, но как наблюдать не знаю. Да и цель практики для меня это усиление осознанности и внимательности в жизни, а метта вроде бы дает что-то другое.
Наблюдать эмоции это не метта. Метта - это развитие доброжелательности. Посмотрите вот эту тему, в ней собрано достаточно много материалов что бы разобраться в том что это за медитация и как её делать. Не помню что за учитель это сказал, но когда его спросили: "Что стоит практиковать в первую очередь? Медитацию осознанности, или метту?" То он ответил что не видит между ними разницы. И это в принципе верно. Для метта медитации необходимо установление сати, собственно как и вообще по жизни установление сати необходимо Буддисту как воздух. Сама же медитация доброжелательности может привести к самадхи доступа и медитативным поглощениям, а это уже огого как круто. По сути Метта - это очень хороший медитативный объект, с которым можно успешно развивать факторы пробуждения, равно как и с дыханием. Я бы вообще рекомендовал начинать с метты любую формальную практику да и стараться на протяжении дня развивать её - стоящее занятие.
Насчет сужения сознания не особо понимаю
Вот тут посмотрите.
у меня не вокруг лба, а вообще вся голова становится тяжелой и неповоротливой.
Ну да, тяжёлая голова вся становиться. У меня просто ещё вокруг лба, или около него словно движения какие-то чувствовались. Словно воздух или ветерок.
но у меня так пол скрипит дома, что мне сложно.
Ну во первых проблема не в скрипящем полу а в качестве ума, которое заставляет его обращать внимание на скрип а не на процесс ходьбы.
Во вторых если есть возможность занимайтесь ходьбой на улице, найдите какую то одинокую тропинку вдали от шума и людских глаз, что бы проходящие пешеходы вас не смущали и вы могли всецело сосредоточиться на том что вы делаете - и вперёд. Если же это составляет трудность, то купите беруши, я в них частенько даже подле леса хожу :yes:

ещё странно то, что когда я медитирую лежа(без сонливости), голова тоже не болит. Выходит, что это проблема только сидячей медитации. Во время неё так же глаза сложнее расслабить. Вроде бы физически я здоров, разве что держать спину ровно больше 15 минут не выходит
Ну так найдите для себя оптимальную позу, которая вам подходит и не усердствуйте в том что вам не идёт. Лёжа в позе льва медитируете? Очень хорошая поза. Главное поверхность потвёрже и подушечку поплотнее, ну и конечно время подбирайте соответствующее, не перед сном уже после захода солнца и сразу же после пробуждения. Всякому инструменту - время и целесообразность. А как вы сидя медитируете? Под пятую точку подушку подкладываете? Если у вас не идеальный лотос, то помните что необходимо дабы колени обязательно касались пола, для этого подкладывайте что-то под ягодицы дабы поднять себя. Вот так например. Ноги не выворачиваете, не пережимаете? Доступ воздуха достаточный? Помните что асана - это удобная поза, в которой вы можете долгое время находиться. Попробуйте медитировать сидя на стуле.

И ещё насчет ходячей медитации. В этих книгах есть подробнее об этом? Просто везде на сайтах, где я читал, пишут, что нужно наблюдать за ощущениями в стопах. Про осознавание осознания я не читал.
Ашин Теджания говорит про медитацию при ходьбе, так что найдёте, он в целом очень хорошо рассказывает про развитие осознанности. На счёт осознавания ощущений в стопах - то можно и так. Но на самом деле не важно где находится ваше внимание, вы просто должны знать что происходит. Вы можете знать какая нога сейчас перемещается? А сейчас? Вот пребывайте в этом знании непрерывно, но без насилия и чрезмерного напряжения, и постепенно вы сможете углубить это знание, включив детали, например будете знать что правая нога понимается и опускается, теперь левая... потом сможете без усилия и с наслаждением пребывать в непрерывном наблюдении того как нога отрывается, перемещается, опускается, переносится вес, отрывается следующая нога...и т.д. Не проговаривайте это в уме по возможности, просто знайте. В общем Ашин Теджания много хороших советов про осознанность вам даст. О самой же медитации при ходьбу почитайте по возможности у разных учителей, что бы понять кто как учит, и поэксперементируйте. Зародите интерес к исследованию ума. Как сделать так что бы он был с объектом? Почему он отвлекается? Это дхаммавичая, исследование. Вместе с правильной постановкой сати вы всё сами поймёте на собственном опыте.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 912
Сообщения: 759
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 2

#12 Krasnopёrov » 14.05.2018, 08:05

Спасибо большое за развернутый ответ и за рекомендации. :yes: Много нового узнал. Это интереснее, чем я думал
Krasnopёrov M
Репутация: 2
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 11.05.2018
Традиция: Нет

#13 Satou » 15.05.2018, 13:32

Как то болела голова (что частенько бывает) и я подумал, что надо попробовать медитацию наблюдения за болью. Начал концентрироваться на источнике боли и тут она начала перемещаться, в итоге оказалось, что источником боли были мышцы спины и шеи, которые были очень сильно напряжены, после длительного разминания боль начала проходить
З.Ы. можно попробовать медитировать полулёжа, когда боли уже нет, а полного расслабления как лёжа ещё нет и нет сонливости
Satou M
Репутация: 1118
Сообщения: 1375
Зарегистрирован: 30.08.2014
Традиция: Нет

  • 3

#14 Топпер » 16.05.2018, 10:10

Krasnopёrov писал(а):Напряжение идет как-будто изнутри, как-будто у меня напряжен сам мозг, голова становится тяжелой, боль иногда переходит на мышцы шеи. Такие ощущения возникают почти сразу, как сажусь медитировать. Причем такое возникает только при сидячей медитации.
Сместите точку фокусировки внимания с головы в живот. Должно помочь.
Никаких приятных ощущений во время медитации за полтора месяца практики я не разу не испытывал. Читаю комментарии людей, которые медитировали и испытывали приятные ощущении и результат сразу после первой медитации, и думаю, что может быть мне она не подходит, я просто не способен, может бросить заниматься этим.
Приятные ощущения через пять минут после начала занятий медитацией - это, как правило экзальтация просто у людей.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 131
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#15 Вел » 20.05.2018, 15:28

Из Гампопы "Драгоценные четки мудрости": "Не держи объект медитации в голове - заработаешь головную боль, не держи в горле - заработаешь нарушение дыхания, не держи в груди - заработаешь нарушения в работе сердца. держи мягко объект перед собой, как кошка, стерегущая мышь".
Вел
Репутация: 3
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 20.05.2018
Традиция: Нет


Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 9 гостей