Страница 1 из 2

Является ли лень неблагим качеством?

Сообщение #1Добавлено: 20.09.2018, 19:39
Vita_Vita
Я не пойму, лень является неблагим или благим качеством? И вообще что такое лень с точки зрения буддизма?

Сообщение #2Добавлено: 20.09.2018, 22:47
zRo
конечно неблагим - помехой на пути
http://www.theravada.ru/Teaching/Glossary/hindrances.htm

Сообщение #3Добавлено: 20.09.2018, 22:51
masterjack
да. неблагое качество.
тот кто считает, что буддизм-это пофигизм и ничего неделание, тот сильно ошибается.
во времена Будды были нигандхи (если я правильно написал) которые считали что чтобы очистится
нужно просто ничего не делать, тогда не будет возникать неблагой кармы, а старая неблагая исчерпается и будет все хорошо. Будда критиковал такой подход.
так как изменение ума и склонение его в нужную сторону достаточно активный процесс, требующий усилий. и вспомним что Будда упоминал о скоротечности всего и неотложности приложения усилий.
потому для лени в тру-практике места нет.
но люди же.

Сообщение #4Добавлено: 20.09.2018, 23:31
NotSelf
[Благословенный сказал]: «Монахи, я не вижу ни одной другой вещи помимо (1) лени, которая была бы настолько [существенной] причиной того, что невозникшие неблагие качества возникают, а возникшие благие качества уменьшаются. У того, кто ленив, невозникшие неблагие качества возникают, а возникшие благие качества уменьшаются».

[Благословенный сказал]: «Монахи, я не вижу ни одной другой вещи помимо (1) прилежания, которая была бы настолько [существенной] причиной того, что невозникшие благие качества возникают, а возникшие неблагие качества уменьшаются. У того, кто прилежен, невозникшие благие качества возникают, а возникшие неблагие качества уменьшаются».

Vita_Vita писал(а):И вообще что такое лень с точки зрения буддизма?
Тоже самое, что и с обычной точки зрения.

Сообщение #5Добавлено: 20.09.2018, 23:33
ambient
добавлю к тому что выше

Того, кто живет в созерцании удовольствий, необузданного в своих чувствах, неумеренного в еде, ленивого, нерешительного, — именно его сокрушает Мара, как вихрь — бессильное дерево.

7.Дхаммапада

Сообщение #6Добавлено: 21.09.2018, 00:13
Vita_Vita
masterjack писал(а):да. неблагое качество.
тот кто считает, что буддизм-это пофигизм и ничего неделание, тот сильно ошибается.
во времена Будды были нигандхи (если я правильно написал) которые считали что чтобы очистится
нужно просто ничего не делать, тогда не будет возникать неблагой кармы, а старая неблагая исчерпается и будет все хорошо. Будда критиковал такой подход.
так как изменение ума и склонение его в нужную сторону достаточно активный процесс, требующий усилий. и вспомним что Будда упоминал о скоротечности всего и неотложности приложения усилий.
потому для лени в тру-практике места нет.
но люди же.
В корне лени лежит невежество. Но что такое невежество? Словари говорят, что "Неве́жество — недостаток знаний, необразованность, неразвитость, отсталость. Согласно словарю Ушакова — отсутствие познаний, некультурность, отсталость; в другом, разговорном значении — невоспитанность, невежливость. У Ожегова — отсутствие знаний, некультурность; невежливое поведение".
Но из всех этих определений мы не находим того, что характеризует ленивого человека. Он вполне может осознавать и понимать, к примеру, что необходимо убрать пыль в квартире. Но ему проще подумать "Пыль лежит на шкафу, на столе. Она мне ничем не мешает. Пусть себе и дальше лежит.". Тут даже прослеживаются философские нотки, то есть лентяй может быть и философом. И одно другому не перечит. Выходит, если философ лентяй, то он невежествен? Его поступки не благие? Если он позволяет и дальше лежать пыли на своем столе или шкафу, то он невежественен?

Сообщение #7Добавлено: 21.09.2018, 01:32
Antaradhana
Vita_Vita писал(а):В корне лени лежит невежество. Но что такое невежество? Словари говорят, что "Неве́жество — недостаток знаний, необразованность, неразвитость, отсталость. Согласно словарю Ушакова — отсутствие познаний, некультурность, отсталость; в другом, разговорном значении — невоспитанность, невежливость. У Ожегова — отсутствие знаний, некультурность; невежливое поведение".
Но из всех этих определений мы не находим того, что характеризует ленивого человека. Он вполне может осознавать и понимать, к примеру, что необходимо убрать пыль в квартире. Но ему проще подумать "Пыль лежит на шкафу, на столе. Она мне ничем не мешает. Пусть себе и дальше лежит.". Тут даже прослеживаются философские нотки, то есть лентяй может быть и философом. И одно другому не перечит. Выходит, если философ лентяй, то он невежествен? Его поступки не благие? Если он позволяет и дальше лежать пыли на своем столе или шкафу, то он невежественен?

Какие-то у вас подмены. Лентяй, который оправдывает свою лень умопостроениями, которые можно назвать "философскими", только лишь в простонародном (неверном) понимании философии. Одно лишь умение складывать слова в логичную цепочку, (хотя чаще в нелогичную) - еще не делает человека философом, в правильном смысле этого слова.

В вашем примере с пылью, можно легко увидеть маячащие уши невежества. Не знание того, что чистота и гигиена - залог здоровья, а пыль является аллергеном и средой обитания для множества болезнетворных организмов, либо же игнорирование этого знания и наплевательское отношение к чистоте и гигиене - является невежеством и глупостью.

Что касается практики Дхаммы, то тут "гигиена" еще важнее. Так как гигиена ума, в перспективе - куда важнее, чем гигиена тела. Лень тут является препятствием, так как человек наплевательски относится к тому, что он встретил Дхамму, и у него появился редчайший, уникальный шанс прекратить страдания. Не прилагая усилий, он не борется (смиряется) с жаждой, невежеством и злобой, которые ведут к скитаниям в сансаре и страданиям на невообразимо долгие времена.

Сообщение #8Добавлено: 21.09.2018, 06:56
masterjack
В основе лени ещё и чувственные удовольствия лежат т.к. человеку приятнее полежать в своей зоне комфорта, чем напрягаться выходя из нее.
Напомню так же о словах Будды, который был предрасположен к практике лучше чем мы и все равно предпринимал усилия такие, что стискивал зубы от напряжения и пот выступал на теле.

Сообщение #9Добавлено: 21.09.2018, 16:01
SV
В корне лени лежит невежество. Но что такое невежество? Словари говорят... недостаток знаний

В буддийском словаре невежество означает "недостаток знаний" в отношении четырёх благородных истин. Если проще, человек недостаточно глубоко понимает что такое страдание (и каков его масштаб по жизни), в чём его причины, как оно прекращается. Если человек хорошо понимает эту тему, держит её в голове, то вместо лени у него будет стремление, усилия, старания на буддийском поприще. Вот почему в корне лени, как говорят, лежит невежество. Впрочем, невежество вообще в корне всего лежит, в том числе существования живого существа как такового. Оно ведь основополагающее, фундамент всей сансары.

Сообщение #10Добавлено: 21.09.2018, 16:14
Топпер
Vita_Vita писал(а):Я не пойму, лень является неблагим или благим качеством? И вообще что такое лень с точки зрения буддизма?
Да. Относится к группе неблагих четасик.

Сообщение #11Добавлено: 21.09.2018, 17:58
Eastert
Лень это сохранение энергии, живое существо не может жить без лени, иначе будет энергия неконтролированно расходоваться. Волки тоже могут поесть и часами лежать на одном месте, потому что они потомки тех, чей организм контролировал энергию с помощью так называемой "лени" и поэтому они превзошли тех, кто не прошел из-за этого естественный отбор.
Но для сегодняшнего человека, который знает, что, утром он проснется и точно поест, лень уже является не благим качеством, которому потакать не стоит.

Сообщение #12Добавлено: 22.09.2018, 19:15
Vita_Vita
Antaradhana писал(а):Какие-то у вас подмены. Лентяй, который оправдывает свою лень умопостроениями, которые можно назвать "философскими", только лишь в простонародном (неверном) понимании философии. Одно лишь умение складывать слова в логичную цепочку, (хотя чаще в нелогичную) - еще не делает человека философом, в правильном смысле этого слова.

В вашем примере с пылью, можно легко увидеть маячащие уши невежества. Не знание того, что чистота и гигиена - залог здоровья, а пыль является аллергеном и средой обитания для множества болезнетворных организмов, либо же игнорирование этого знания и наплевательское отношение к чистоте и гигиене - является невежеством и глупостью.

Что касается практики Дхаммы, то тут "гигиена" еще важнее. Так как гигиена ума, в перспективе - куда важнее, чем гигиена тела. Лень тут является препятствием, так как человек наплевательски относится к тому, что он встретил Дхамму, и у него появился редчайший, уникальный шанс прекратить страдания. Не прилагая усилий, он не борется (смиряется) с жаждой, невежеством и злобой, которые ведут к скитаниям в сансаре и страданиям на невообразимо долгие времена.
Хм, есть люди не чувствительные к аллергии на пыль, как и на цветы, шерсть и пр.
По поводу невежества Будда еще говорил так: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts ... a-samuppada-sutta-sv.htm#link1
То есть если сидеть и медитировать, то лень не станет неблагим качеством, и никакой невежественности тут нет. Напротив, с ленью уходят все желания, не проявляется сознание
* С прекращением сознания [происходит] прекращение имени-и-формы.
* С прекращением имени-и-формы [происходит] прекращение шести сфер чувств.
* С прекращением шести сфер чувств [происходит] прекращение контакта.
* С прекращением контакта [происходит] прекращение чувства.
* С прекращением чувства [происходит] прекращение жажды.
* С прекращением жажды [происходит] прекращение цепляния.
* С прекращением цепляния [происходит] прекращение существования.
* С прекращением существования [происходит] прекращение рождения.
* С прекращением рождения, старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, недовольство и отчаяние прекращаются.

Сообщение #13Добавлено: 22.09.2018, 22:34
zRo
Vita_Vita писал(а):То есть если сидеть и медитировать, то лень не станет неблагим качеством, и никакой невежественности тут нет. Напротив, с ленью уходят все желания, не проявляется сознание

вы серьезно?) лень - это неблагое качество, это пятно загрязнения ума, вы чтобы в медитацию войти должны его преодолеть как минимум.
и где вы нашли "лень" в цепи взаимозависимого возникновения? ее там нет, сознание появляется имея в качестве причины волевые формирователи

Сообщение #14Добавлено: 22.09.2018, 23:01
ambient
да он(а) трактует неправильно)))совсем совсем неправильно)

Сообщение #15Добавлено: 22.09.2018, 23:02
ambient
если бы лень являлась помощником в медитации)то я наверно бы месяцами из медитации не выходил_))))))) :lol:

Сообщение #16Добавлено: 22.09.2018, 23:18
Vita_Vita
ambient писал(а):если бы лень являлась помощником в медитации)то я наверно бы месяцами из медитации не выходил_))))))) :lol:
Так медитируйте. Кто ж запрещает-то?
Я сама люблю порой вместо того, чтоб убираться в комнате, помедитировать, это очень помогает не думать о проблемах земной жизни. Порой даже лень поесть, чему я несказанно рада. Моя лень даже привела к тому, что я изрядно похудела :thanks:

Сообщение #17Добавлено: 22.09.2018, 23:42
ambient
Vita_Vita писал(а):Так медитируйте. Кто ж запрещает-то?
Я сама люблю порой вместо того, чтоб убираться в комнате, помедитировать, это очень помогает не думать о проблемах земной жизни. Порой даже лень поесть, чему я несказанно рада. Моя лень даже привела к тому, что я изрядно похудела :thanks:

а как вы медитируете?ибо в медитации усердие одно из главных качеств)с усердия все и начинается , нельзя медитировать с леностью
если же ваша медитация заключается в полежать с закрытыми глазами ,расслабиться,то это и не медитация вовсе)))я так сам в давние времена медитировал)а потом спать ложился)))пользы только от этого никакой)просто расслабление

Сообщение #18Добавлено: 27.09.2018, 00:16
Vita_Vita
ambient писал(а):а как вы медитируете?ибо в медитации усердие одно из главных качеств)с усердия все и начинается , нельзя медитировать с леностью
если же ваша медитация заключается в полежать с закрытыми глазами ,расслабиться,то это и не медитация вовсе)))я так сам в давние времена медитировал)а потом спать ложился)))пользы только от этого никакой)просто расслабление
Практикую дыхательную медитацию (Анапанасати). А вы?

Сообщение #19Добавлено: 27.09.2018, 02:08
ambient
Vita_Vita писал(а):Практикую дыхательную медитацию (Анапанасати). А вы?

а я практически не медитирую,развиваю нравственность и благие качества, мудрость и воззрения,памятования о Трех Драгоценностях применяю ежедневно,памятование о непостоянстве,поскольку считаю себя Буддистом то практикую и для блага других,чтобы нравственность и поведение Соответствовали тому что я исповедую.чтобы окружающие видели сколько благостно это Учение,не на словах а на деле,так сказать личный пример

а Медитировать буду потом,если оно наступит))но когда те качества что описаны сверху развиты то и медитация будет проходить замечательно)
раннее практиковал анапанасати(ну и щас но очень мало), чтобы прийти в осознанность или не дать неблагим состояниям ума почвы,и любящую доброту,ее на мой взгляд следует практиковать еще раньше анапанасати(новичкам),а лучше конечно в комплексе)

Сообщение #20Добавлено: 02.10.2018, 22:26
Dimitry
Vita_Vita писал(а):Я не пойму, лень является неблагим или благим качеством? И вообще что такое лень с точки зрения буддизма?
Vita_Vita писал(а):Я не пойму, лень является неблагим или благим качеством? И вообще что такое лень с точки зрения буддизма?
Есть навязываемый рекламой образ жизни: купи то, сходи туда и проч. Естественно, чтобы удовлетворить навязываемые стандарты жизни, надо много работать (чтобы много потреблять и приносить много прибыли производителям). Если жить в простоте, не покупать много товаров, то это может быть истолковано как лень. Однако это не всегда именно лень, а расстановка приоритетов.

А вот образ Обломова является именно классическим описанием лени, которая ведет к не благой жизни и поступкам.

Штольц поглядел на лежащего Обломова, Обломов поглядел на него. Штольц покачал головой, а Обломов вздохнул.
- Тебе, кажется, и жить-то лень? - спросил Штольц.
- А что, ведь и то правда: лень, Андрей.
Гончаров И. А. "Обломов".