Совместимы ли Буддизм и развлечения?

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 Dina.Sheyk » 05.11.2018, 22:54

Здравствуйте. Как вам хорошо известно, на время Упосатхи рекомендуется воздерживаться от любых видов развлечений, таких как: танцы, прослушивание музыки, посещение увеселительных мероприятий и т.д. Но что касается обычно непостных дней? Не вносит ли определенный диссонанс в сознание человека сочетание буддийских практик с современной музыкой, кино и масс-медиа? Может ли человек без ущерба для своего духовного развития вначале почитать сутты, а затем глянуть пару серий любимого сериала или поваляться на диване с легким детективом? Или в течение часа предаваться медитации, а после потрясти телесами под новых хит? Но если определенная фильтрация необходима в повседневной жизни, то насколько тщательной она должна быть? От чего стоит отказаться в первую очередь? И, вопрос для тех, кто сумел исключить из своей жизни эти маленькие удовольствия, какие положительные результаты Вы могли бы отметить? Заранее спасибо всем, кто ответит.
Dina.Sheyk
Аватара
Репутация: 1
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 02.11.2018
Традиция: Тхеравада

#2 Nwad » 06.11.2018, 05:47

Всё зависит от вашей практики и над чем вы работаете, что именно вам нужно развивать. Есть три аспекта практики (Восьмиричного пути): сила самадхи и паннья - нравственность, сосредоточение и мудрость. И нельзя перечеркнуть один этап с успехом перейдя к следующему.

Охрана чувств способствует углублению покоя ума, что ведэт к болле глубокой концентрации (самадхи) для рассмотрения феноменов под микроскопом, и как побочный эффект, она иммет "сверх мирское" удовольствие как один из оспектов, которое, по словам Будды, не стоит бояться, и даже наоборот. Если практик достиг такого уровня концентрации, то для него чувственные удовольствия ( глаз, ухо, нос, рот, тело, ум) подобны теплу ишодящему от заженной спичке во время шторма, в то время как ему доступен тёплый карибский пляж. Натуральным образом такого рода практик будет держать свои чувства под охраной дабы не "засораыть" свой ум и не мешать уму успокаиваться до уровня самадхи.

Зная что многие буддисты не мидитируют вообще, считая что их уровень силы (нравственности) еще не достаточно силён или рзавит, подходя к практике с мудростью, можно сказать что охрана чувств не обязательна для их практики. Но рано или поздно им придётся начать охрану чувств чтобы иметь возможность рассматривать объекты под микроскопом изучая их непостоянство, страдательость и без-самостность.
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#3 Джеки » 06.11.2018, 08:49

Интересно, может ли кто-то определенно признать, что этап нравственности он успешно реализовал, и может переходить к сосредоточению? Если нет, то смысл практики буддизма всегда будет сводиться к сообщению пяти обетов. Остальным можно даже не интересоваться.
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 113
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

  • 2

#4 masterjack » 06.11.2018, 10:11

В идеале жизнь без всего этого.
Но это уже другой ум.
И потому пока есть старый ум и необходимость жить в миру, то подобное будет.
И вы уже сами смотрите с чего начинать.
Я бы предложил начать с тех вещей которые могут принести неблагие последствия: переедание, выпивание крепкого алкоголя, посещение увеселения заведений по ночам, прелюбодеяние, и тп
Потом менее опасные, но явно сверх меры: шопоголизм, постоянное сидение в инете, и тд.
Потом уже потихоньку выносить остальное

По себе могу сказать, что избавление от всего этого лично мне помогает. Но я как бы с детства ощущал стремление к покою и тишине. Но почитать книжку в тишине, киношка или музыка это тоже развлечения.
И это надо будет отбрассывать.
Так что работы много.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4845
Сообщения: 4232
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 DitafonTiz » 06.11.2018, 13:27

Dina.Sheyk писал(а):Здравствуйте. Как вам хорошо известно, на время Упосатхи рекомендуется воздерживаться от любых видов развлечений, таких как: танцы, прослушивание музыки, посещение увеселительных мероприятий и т.д. Но что касается обычно непостных дней? Не вносит ли определенный диссонанс в сознание человека сочетание буддийских практик с современной музыкой, кино и масс-медиа? Может ли человек без ущерба для своего духовного развития вначале почитать сутты, а затем глянуть пару серий любимого сериала или поваляться на диване с легким детективом? Или в течение часа предаваться медитации, а после потрясти телесами под новых хит? Но если определенная фильтрация необходима в повседневной жизни, то насколько тщательной она должна быть? От чего стоит отказаться в первую очередь? И, вопрос для тех, кто сумел исключить из своей жизни эти маленькие удовольствия, какие положительные результаты Вы могли бы отметить? Заранее спасибо всем, кто ответит.
Если вы сможете действовать сообразно благой нравственности в повседневной жизни, склонять ум к изучению учения как основу обретения воззрений и мудрости, и при всем при этом соблюдать упосатху, ваш ум несомненно будет становится сильнее и будет способен различать и оставлять многие вещи . Практика Дхаммы постепенна и неуклонна, а взять и затворится вот так вот от всего вы не сможете, если не будете видеть в чем же здесь утешение. Но по мере развития и утешение будет все более явлственно и существенно. Ученик благородных при прочих равных становится счастливее от исполнения практик и углубления видения.
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 449
Сообщения: 1004
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#6 Satou » 06.11.2018, 13:37

Dina.Sheyk писал(а):И, вопрос для тех, кто сумел исключить из своей жизни эти маленькие удовольствия
Тут вроде уже была подобная тема про музыку и некоторые участники писали, что специально не избавлялись, а оно как то само отваливалось в процессе практики, просто перестав приносить удовольствие или что то в этом роде
З.Ы. по моим наблюдениям люди часто включают фоном телевизор или музыку, я не очень понимаю для чего они это делают, но когда был в гостях и выключал телевизор который никто не смотрел, очень возмущались
Satou M
Репутация: 1149
Сообщения: 1423
Зарегистрирован: 30.08.2014
Традиция: Нет

#7 миг37 » 06.11.2018, 14:20

по моим наблюдениям люди часто включают фоном телевизор или музыку, я не очень понимаю для чего они это делают, но когда был в гостях и выключал телевизор который никто не смотрел, очень возмущались

Как-то раз находясь поздней осенью в лесу, один атеист мне сказал: здесь такая тишина, что на уши давит, ему аж плохо стало. Большинству ЖС необходимо постоянно видеть и слышать полное, насыщенное ощущение сансары. Убедительно объяснить им преимущество тишины и покоя нереально. Они в сансаре, как рыба в воде.
миг37 M
Откуда: центральное черноземье
Репутация: 10
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 07.10.2018
Традиция: Нет

  • 7

#8 SV » 06.11.2018, 15:32

Интересно, может ли кто-то определенно признать, что этап нравственности он успешно реализовал, и может переходить к сосредоточению? Если нет, то смысл практики буддизма всегда будет сводиться к сообщению пяти обетов. Остальным можно даже не интересоваться.

Вы неправильно понимаете поэтапность Пути. Когда практикуется нравственность как этап пути - это не означает, что вы ничего вообще не знаете о Дхамме, ничего не изучаете по Дхамме, никак не обдумываете Дхамму, а только "долбите 5 обетов". Правильная практика - это постоянное поддержание громадного комплекса всего, с основным упором на какой-то из элементов.

Не вносит ли определенный диссонанс в сознание человека сочетание буддийских практик с современной музыкой, кино и масс-медиа? Может ли человек без ущерба для своего духовного развития вначале почитать сутты, а затем глянуть пару серий любимого сериала или поваляться на диване с легким детективом?

Попробуйте - и увидите всё сами .) Так или иначе, даже если вам скажут "делай так" - в итоге всё равно у каждого человека должен быть свой вариант. То, что может один, не может другой. То, что может этот другой, не может первый. Ум сложная штука, он у всех разный, у всех по-разному загрязнён - поэтому в практике можно выделить "для всех" только общие вещи, а по факту у каждого человека должен выработаться свой максимально эффективный для него лично подход.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 13595
Сообщения: 5622
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#9 Nwad » 06.11.2018, 15:55

Джеки писал(а):Интересно, может ли кто-то определенно признать, что этап нравственности он успешно реализовал, и может переходить к сосредоточению? Если нет, то смысл практики буддизма всегда будет сводиться к сообщению пяти обетов. Остальным можно даже не интересоваться.
На самом деле в развитии силы нет ничего религиозного во что надо верить (по мимо закона каммы). Как мне видится этап силы развит тогда когда ваши поступки в повседневной жизни дают вам "спать спокойно".

Я вижу два аспекта по которому вы можете знать на верняка:
- вам не стыдно за свои поступки : тоесть ваш ум находится в спокойном состоянии без сравнений и стыда за содеяное. Это а случае если у вас уже есть капля мудрости чтобы чувствовать стыд за поступки с явно плохой мотивацией сдать кому то больно.

- Если же у человека нету стыда в принципе, то проблема с концентрацией будет заключаться в том что когда человек убивает, лжёт, ворует то его Эго весит очень много и имеет большую власть над умом. Он присваивает себе, прячет, мне, моё, я... В то время как самадхи это состояние в котором феномены наблюдаются как непостояные, как причина страданий, и как безсамостные. Для этого нужно сделать шаг назад, не влипать в происходящее, и чтобы это сделать ум должен иметь качество отпускания, не-присваивания, щедрости, само-критики, мудрости и тд И как вы понимаете тот кто убивает, ворует, лжёт, сплетнячеет желая уменьшить свои страдания за счёт увеличения страдания других - таких качеств в его уме нету, и он не способен технически к глубокой концентрации через покой.

Другими словами будьте хорошим честным человеком и медитируйте (отчищайте ум). Если всё ок и вы подошли к вопросу ответственно, то всё получится.

Это всё сугубо мой личный взгляд на вещь, если кто хочет поправить - поправьте.
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#10 Nwad » 06.11.2018, 16:14

SV писал(а):Попробуйте - и увидите всё сами .) Так или иначе, даже если вам скажут "делай так" - в итоге всё равно у каждого человека должен быть свой вариант. То, что может один, не может другой. То, что может этот другой, не может первый. Ум сложная штука, он у всех разный, у всех по-разному загрязнён - поэтому в практике можно выделить "для всех" только общие вещи, а по факту у каждого человека должен выработаться свой максимально эффективный для него лично подход.

+ 100!

Добавлю в тему:
У каждого свой ум, свои узлы, и нет никого кто бы подобрал вам практику лучше чем вы сами. Пробуйте и смотрите при каких условиях ваша практика растёт и придерживайтесь её.
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 2

#11 Ericsson » 06.11.2018, 21:38

У меня нет никаких проблем с развлечениями. Благодаря практике Дхаммы моя жизнь стала счастливой, есть результат в виде благополучия и счастья на долгое время. Теперь для меня многое из обычных видов активности стало чем-то вроде развлечения. Например, работа это теперь развлечение в немалой степени, решение бытовых вопросов тоже, тем более общение с людьми, и практика Дхаммы приносит радость и удовольствие. Так что и здесь развлечение, можно сказать так. Ещё есть книги, музыка, кино, лекции. Это тоже общение с умными, интересными людьми, если разобраться. Почитать книгу это значит пообщаться с писателем. Послушать песню это пообщаться с музыкантом. И так далее.

В обычной, стандартной ситуации сегодня многие люди оказываются в зависимости от развлечений. Это потому что у них проблема нехватки смысла в жизни. Если всё в повседневной жизни бессмысленно, то необходимо себя усыпить, развлечения играют роль гипноза, дают возможность как-то жить в этой нездоровой ситуации. Если практикуешь Дхамму успешно и правильно, то наоборот - жизнь наполнена смыслом, и тогда доступно счастье, как общий фон жизни, понятное дело, в этом случае уже не надо никаких самогипнозов.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1427
Сообщения: 2010
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#12 Nwad » 06.11.2018, 22:03

А у меня наоборот например, я получаю больше счатья и света в жизни от дисциплины, уединения, охраны чувтв... чем от стимуляции. Когда сожусь медитировать живя как все, то в голове мусорка, сидиш и наблюдаеш когда же этот понос закончится. А когда держиш 7,8,9 обетов + рано встаёш то стоит сделать пару дыханий сразу тело и ум окунаются в чистоту и ясный покой :) Как по мне то счастье от дисциплины и охраны чувств куда выше и думаю любой кто действительно попробывал уединение (тела и ума), ценит его больше чем чувственное. Но опять же, это говорит о том что у каждого своя практика, своё понятие о счастье и тд.
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#13 Ericsson » 06.11.2018, 22:50

Nwad, по моему у меня и у Вас нет отличий, вернее отличия разве что в деталях, а в главном всё одинаково. Если Дхамма органично и успешно интегрирована в жизнь, то в результате будет счастье. А́ сколько у кого обетов и кто что практикует, доходя до уровня охраны дверей чувств или не доходя - это не принципиально по моему. И пока у меня сильная и живая связь с Дхаммой, я тоже в каком-то плане ощущаю уединение, есть защита от сумасшествия "обычной жизни", и дисциплина как бы тоже есть, 5 обетов это тоже считается, и чистота и ясный покой тоже есть и в достаточном объеме.

Для достижения счастья специальные усилия не нужны. Хватит того, что тело и ум работают в нормальном, естественном для них режиме. Это у каждого человека по своему, но свой естественный режим у каждого есть и практика с самого начала помогает (я уверен что помогает) найти этот баланс. И тогда это как дыхание, не нужны специальные усилия чтобы дышать, и так же легко благодаря практике выбирается уровень необходимой дисциплины и самоконтроля.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1427
Сообщения: 2010
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#14 Топпер » 07.11.2018, 00:01

Dina.Sheyk писал(а):Здравствуйте. Как вам хорошо известно, на время Упосатхи рекомендуется воздерживаться от любых видов развлечений, таких как: танцы, прослушивание музыки, посещение увеселительных мероприятий и т.д. Но что касается обычно непостных дней? Не вносит ли определенный диссонанс в сознание человека сочетание буддийских практик с современной музыкой, кино и масс-медиа? Может ли человек без ущерба для своего духовного развития вначале почитать сутты, а затем глянуть пару серий любимого сериала или поваляться на диване с легким детективом? Или в течение часа предаваться медитации, а после потрясти телесами под новых хит? Но если определенная фильтрация необходима в повседневной жизни, то насколько тщательной она должна быть? От чего стоит отказаться в первую очередь? И, вопрос для тех, кто сумел исключить из своей жизни эти маленькие удовольствия, какие положительные результаты Вы могли бы отметить? Заранее спасибо всем, кто ответит.
Прежде всего не относитесь ко всему этому с серьёзностью шестилетнего ребёнка
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 495
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#15 Nwad » 07.11.2018, 05:38

Ericsson писал(а):И пока у меня сильная и живая связь с Дхаммой, я тоже в каком-то плане ощущаю уединение, есть защита от сумасшествия "обычной жизни",
Как сказал Будда в одной из сутт : Лучшее из уединений это уединение от жажды, злобы и невежества :) :agree:

Топпер писал(а):Прежде всего не относитесь ко всему этому с серьёзностью шестилетнего ребёнка
+100

Относясь к жизни серьёзно мы наделяем её тяжестью и дуккхой, в то время как мы все умрём, и все кого мы знаем тоже умрут... И это наделяет жизнь качеством "не серьёзности", в том плане что всё иллюзорно, построенно, сформированно, непостоянно, не достойно внимания, не может служить опорой. Что может быть серьёзного в том что не длится? Только то что вечно понастоящему серьёзно, но в том что вечно нет жажды, нет злобы, нет невежества, они не могут быть в том что стабильно..
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#16 Джеки » 07.11.2018, 15:36

Я вижу два аспекта по которому вы можете знать на верняка:
- вам не стыдно за свои поступки : тоесть ваш ум находится в спокойном состоянии без сравнений и стыда за содеяное.
Думаю, что это очень субъективный и поверхностный критерий. Если я переложу его на себя, то получится "абсолютная нравственность", что вряд ли так.
Верю в Природу Будды в каждом.
Джеки M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 113
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 11.03.2017
Традиция: Ваджраяна

#17 Nwad » 07.11.2018, 16:27

Джеки писал(а):Думаю, что это очень субъективный и поверхностный критерий.
Ну, возможно. Это были мои наблюдения, ибо если сделаю что то что мог бы сделать лучше или обидел кого, схитрил их за одной из 5 помех, то потом мне стыдно, и я не могу жить спокойно пока на душе висит косяк, пока не извенюсь или не исправлю, сплю плохо... Поэтому практически обязан жить нравственно. Что меня устраивает ;)
Nwad
Аватара
Репутация: 231
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#18 Dina.Sheyk » 08.11.2018, 13:38

Спасибо за ваши ответы и за то, что помогли разобраться в этом вопросе. Наверно, вам он действительно показался слишком детским. Но для меня как для человека, выросшего в христианской среде, это тема крайне болезненна. Ни для кого не секрет, что в Христианстве приветствуется фанатичное следование сводам правил. Поэтому сама концепция, что я могу самостоятельно контролировать свою духовную жизнь для меня необычайно нова. Как и то, что мне нет необходимости давать положительную или отрицательную оценку различным жизненным явлениям. Что мои увеличения чем-либо сегодня – это просто временный этап жизни, который пройдет через несколько месяцев, а может лет. И форсировать этот процесс ненужно, поскольку в этом случае духовные практики перестанут приносить радость и превратятся в тяжелую повинность.
Dina.Sheyk
Аватара
Репутация: 1
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 02.11.2018
Традиция: Тхеравада

#19 Dina.Sheyk » 08.11.2018, 15:23

Наверное, поэтому восточные учителя считают, что Буддизм не для западного человека. Мы уверены, что страдания – это хорошо, а удовольствие – это плохо. Нам с детства внушают, что духовность должна быть выстрадана. В этом смысле очень показательны истории из жизни некоторых святых, которые просили Бога ниспослать им тяжелую болезнь, чтобы осознать всю глубину страдания и оградиться от удовольствий. Поэтому для меня принятие Буддизма как Истинного Пути – это в первую очередь ломка мировоззрения. И дается мне это очень сложно. Но не потому, что я безнравственный человек, привыкший к удовольствиям, а потому что я никак не могу увидеть в страданиях зло. Поэтому мой вопрос не столько об удовольствиях, сколько о том, какую жертву нужно принести, чтобы достичь успехов в практике. Но теперь я осознаю, насколько это глупо. Никто от меня жертв не ждет. И не стоит испытывать мучительное чувство вины за свое несовершенство.
Dina.Sheyk
Аватара
Репутация: 1
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 02.11.2018
Традиция: Тхеравада

  • 2

#20 Топпер » 08.11.2018, 15:26

Dina.Sheyk писал(а):. Ни для кого не секрет, что в Христианстве приветствуется фанатичное следование сводам правил.
В реальном - в том, которое есть "на самом деле", а не в книжном, святоотеческом, существующем в основном в умах неофитов и определённой части интеллигенции, не приветствуется.
И форсировать этот процесс ненужно, поскольку в этом случае духовные практики перестанут приносить радость и превратятся в тяжелую повинность.
Это примерно как с диетой и похудением: чтобы сохранять форму обжираться не нужно. Но и становится фанатиком какой-либо диеты тоже не стоит. Процесс лучше всегда, когда постепенный. Когда мы чуть-чуть насильно себя напрягаем (ибо совсем без напряжения движения вперёд не будет). Но затем работаем головой через выработку тех или иных положительных привычек и мотиваций. Когда они появятся - этап "маленького насилия" становится естественным и приносящим уже не тягость, а радость.
Потом можно ещё один шажок сделать. Опять же не большой, чтобы не превратить всё в дуккху. Потом опять мотивировать себя и т.д.

Даже к пяти обетам можно готовить себя постепенно, если не хватает духу принять их сразу. (я вот в девяностые годы два года ходил в дацан, прежде чем принял Прибежище т.к. не мог побороть любовь к пиву)
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 495
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 8 гостей