Страница 1 из 1

Высшая сила - есть ли аналог в буддизме?

Сообщение #1Добавлено: 10.01.2019, 23:19
peyrol
Здравствуйте! Извините за очень глупый вопрос. Постепенно узнаю больше о буддизме, начинаю медитировать, почитывать Палийский канон.
И сейчас решил начать проходить программу, аналогичную "Анонимным алкоголикам", где необходимо признать Высшую силу такой, какой мы ее понимаем. Понятное дело, что большинство людей использует понятие христианского бога, но мне это понятие не нравилось и до того, как я начал интересоваться буддизмом. Потом как-то сместился в модное понятие "Вселенная" или "Мироздание", что наверное и есть та же "тоска по богу, который все за тебя решит".
Так вот, есть ли в буддизме хоть что-то похожее, какая-то сила, которая тебя поддержит всегда, к кому можно обратиться?

Сообщение #2Добавлено: 10.01.2019, 23:23
zRo
peyrol писал(а):Так вот, есть ли в буддизме хоть что-то похожее, какая-то сила, которая тебя поддержит всегда, к кому можно обратиться?

например:

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn11_3-dhajagga-sutta-sv.htm

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an6_10-mahanama-sutta-sv.htm

Сообщение #3Добавлено: 11.01.2019, 22:52
peyrol
zRo, спасибо, буду изучать!

Сообщение #4Добавлено: 11.01.2019, 23:09
sk220976
Нет.
Высшая - стоящая над миром, выше которой в мире нет. Сила - что то, что может менять вещи и мир против естественного течения.
С высшей мудростью я бы согласился, но высшей силы нет точно.
Будда всего лишь человек освободившийся от страдания. Дхарма - всего лишь учение, рецепт такого освобождения. Сангха - всего лишь попутчики на этом пути.
Нееет. Высшая сила это к аврамическим религиям. Даже в шиваизме, когда аскет кричит "я - бог" он не всесилен, а лишь един с миром.

Сообщение #5Добавлено: 12.01.2019, 11:54
peyrol
sk220976 писал(а):Нет.
С высшей мудростью я бы согласился, но высшей силы нет точно.

Вышая мудрость тоже подойдет :yes: Вот и мне тоже кажется из поверхностного изучения, что нет "волшебства", кому-то помолиться и за тебя это решат. А суть этих программ именно в том, чтобы признать свое бессилие и признать, что существует высшая сила, которая решит все за тебя. Поскольку эти программы из протестантства вышли, видимо, на буддизм это не натянуть :)
Пойдем другим путем!

Сообщение #6Добавлено: 12.01.2019, 21:26
Olivin
Пойдем другим путем!

Можно найти другого специалиста для решения проблемы. Но в любом случае, рассчитывать необходимо главным образом на себя. Без этого не поможет никакой специалист. И буддизм учит как раз именно этому.

Сообщение #7Добавлено: 13.01.2019, 00:25
d8cbn
:ujas:
peyrol писал(а):Так вот, есть ли в буддизме хоть что-то похожее, какая-то сила, которая тебя поддержит всегда, к кому можно обратиться?
Практически все защитные сутты и паритты обращены к Трем Драгоценностям.
Главные действующие в камалоке боги - Сакка, Мара и Брахма.
К первому не обращаются за помощью по указанным дхаджагга сутте причинам, он не достаточно силен и надежен.
Обширный культ второго был в Индии, вплоть до средневековья, но с буддизмом это ничего общего не имеет.
Значительный культ третьего есть сегодня в Тае, в нем участвуют миряне и монахи. Однако я видел цитатку из Типитаки прямо запрещающую монахам увлекаться обращением к Брахме, может быть найду ее позже, если очень будет нужно.
Строго каноничный вариант конечно же обращение к Будде, Дхамме и Сангхе за помощью, как наивысшим безупречным силам во всей буддийской вселенной

Сообщение #8Добавлено: 14.01.2019, 00:19
peyrol
Olivin писал(а):Можно найти другого специалиста для решения проблемы. Но в любом случае, рассчитывать необходимо главным образом на себя. Без этого не поможет никакой специалист. И буддизм учит как раз именно этому.

Да, конечно, вариантов можно найти много, просто мне было интересно, как совместить буддизм и программу. Рассчитывать на себя, безусловно, самое главное!

d8cbn писал(а):Строго каноничный вариант конечно же обращение к Будде, Дхамме и Сангхе за помощью, как наивысшим безупречным силам во всей буддийской вселенной
Спасибо за подробные разъяснения! То есть, к Будде можно обращаться, но не как к богу, а скорее, как к мудрому учителю? А к Дхамме как к ориентиру.

Сообщение #9Добавлено: 14.01.2019, 01:22
d8cbn
Как к Махапурисе - http://www.palikanon.com/english/pali_names/maha/mahapurisa.htm
С девятью особыми качествами - https://dhamma.ru/lib/authors/misc/attributes.html

Сообщение #10Добавлено: 15.01.2019, 16:23
Федор
Даже Будде после просветления помог выбрать правильный путь Брахма Сахампати. И был рядом на протяжении всей его жизни. И Будда никогда не пренебрегал его советами.
И Сакку Будда часто ставил в пример своим ученикам. (Читайте Самьютту).
Еще есть сутта "Приглашение Брахмы" (МН 49), где Будда признает великую силу и могущество Бака Брахмы, только цель буддийская другая и Путь лежит мимо небесных миров (что не мешало Будде относиться с огромным уважением к представителям этих миров, хоть он и указывал на их заблуждения).

«И это я знаю, Брахма. Если я буду держаться за землю, я буду рядом с тобой, в твоём владении, ведь ты повелеваешь и наказываешь. Если я буду держаться за воду… огонь… воздух… существ… богов… Паджапати… Брахму, я буду рядом с тобой, в твоём владении, ведь ты повелеваешь и наказываешь. Более того, я понимаю твой охват и твоё влияние так: «У Брахмы Баки есть столько-то власти, столько-то могущества, столько-то влияния».
«И, почтенный, докуда же, как ты понимаешь, простирается мой охват и моё влияние?»
[Благословенный ответил]:

«До куда свет луны и солнца достаёт,
Сияя, освещая светом всё вокруг –
Над тысячей таких систем таких миров
Владычество своё осуществляешь ты.».
/ МН 49

Сообщение #11Добавлено: 15.01.2019, 17:41
d8cbn
Тайский культ Брахмы - http://www.mahaprom.org/page_eng/eng_gallery.html

Сам Будда вел речь о мирской пользе культа богов:

"Пока они дорожат своими алтарями в городах и поселках, охраняют и почитают их, не дают прийти к упадку жертвам и обычаям, установленным ранее, — пока благочестивое покровительство, защита и охрана святых нерушимо держится среди них, так что святые из других стран могут приходить в их царство и проживать в довольстве, — до тех пор могут Ваджджияне не упадка ждать, но преуспевания" -
http://esoserver.narod.ru/Budd/mahaparinirv.htm

Это помимо пользы от использования божественных качеств в практике памятования.

Но во всех суттах сказано, что Будда превосходит великого Брахму, как минимум в сиддхах и знаниях.
Также идет речь о том, что дэвы, мары и брахмы не могут остановить старение, развитие болезни, кармический дурной плод и смерть - https://legacy.suttacentral.net/ru/an4.182
Будда некоторое из этого может.

Позиция же ортодоксальной тхеравады в вопросе предпочтимого поклонения была сформулирована еще Буддагхошей:

"И также на его [Будды] счастливость указывает то, что он [Будда] подходит для возложения надежд со стороны мирян, а на уничтожение недостатков указывает то, что он [Будда] подходит для возложения надежд со стороны оставивших мир. И когда те и другие полагаются на него [Будду], они обретают облегчение телесных и умственных страданий, а также помощь материальными дарами и дарами Дхаммы. Также они становятся способными обрести мирское и надмирское блаженство" - https://www.theravada.su/node/1471

Сообщение #12Добавлено: 15.01.2019, 18:08
Федор
О поклонении богам не идёт речь в Палийском Каноне. Будда сам был учителем не только людей, но и богов. Но об уважении очень даже идёт.

Сообщение #13Добавлено: 15.01.2019, 18:20
d8cbn
Идет, как о полезной мирской практике.

"Так, рассказывая о положении племени ваджей, Будда отмечал, что их процветание и могущество зависят от выполнения семи условий, в том числе от почитания культовых мест и приношений даров божествам"
- http://www.koob.ru/bongard_levin/

Богам и поклоняются во всех странах тхеравады.

Сообщение #14Добавлено: 15.01.2019, 20:17
d8cbn
"Далее, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием… ученик Благородных совершает пять жертвований: родственникам, гостям, предкам, царям, божествам. Таков третий случай, когда богатство тратится во благо, было правильно потрачено и использовано ради достойного дела" - http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an4_61-pattakamma-sutta-sv.htm

Шриланка - Ганеша, Лакшми, Катарагама и др.
Тай - Ганеша, Брахма, Раху, Васудхара, а также королевский культ Шивы и др.
Бирма - Вишну и др.
Лаос - Васудхара и др.