Страница 1 из 1

Какие упражнения может практиковать новичок мирянин?

Сообщение #1Добавлено: 12.04.2019, 22:38
Vadim
Самые простые. Хотелось бы применять их в повседневной жизни.

Сообщение #2Добавлено: 12.04.2019, 23:06
Vladislav
Буддизм это не йога - тут нет "упражнений".

Каждый новичок может практиковать благородный восьмеричный путь, читать канон (представлен на theravada.ru) и практиковать Буддийскую медитацию.

Впрочем, все отлично уже расписано тут для новчиков: http://theravada.ru/Life/Vopros/buddhism_s_chego_nachat.htm

Сообщение #3Добавлено: 12.04.2019, 23:40
SV
Самые простые. Хотелось бы применять их в повседневной жизни.

Есть одна интересная сутта, где Будда рассказывает, как до просветления делил для себя все мысли на плохие и хорошие. Вот точно такой подход можно успешно реализовать в повседневности - делить для себя всё внутренне-происходящее на плохое и хорошее (или, как любит говорить Тханиссаро Бхиккху - на "умелое" и "неумелое"). И пусть это касается всего - поступков, слов, мыслей. Вот вам на пяток лет вперёд отличное упражнение -)

Сообщение #4Добавлено: 13.04.2019, 10:28
Nwad
SV писал(а):на "умелое" и "неумелое"
Здравствуыйте Сергей, как Вы думаете, правильно ли я понимаю:

- благое это ведущее к покою (не-страданию) своему и чужому?
- неблагое это ведущее к беспокойству (страданию) своему и чужому?

Благодарствую !

Vladislav писал(а):Буддизм это не йога - тут нет "упражнений".
Правильное Усилие можно отнести к упражнениям ума в повседневной жизни. имхо

Сообщение #5Добавлено: 13.04.2019, 12:34
Newin
Vadim писал(а):Самые простые. Хотелось бы применять их в повседневной жизни.
Развивать такие качества, как нравственность (соблюдая пять обетов), веру в Три Драгоценности.
В СН 55.7 Будда говорит, что полное развитие этих качеств может обеспечить достижение вступления в поток.

Сообщение #6Добавлено: 14.04.2019, 08:26
sequeller
Если вы просите именно "упражнений", то - анапанасати (медитация на дыхание) каждый день по утрам, можно начать с 10 минут. Для закрепления регулярности и развития навыка метты можно на телефоне использовать социальный медитационный таймер Insight Timer, не тамошние guided meditations, а просто таймер - он собирает статистику, сколько вы сидели (побуждает не пропускать сессии), показывает, кто медитировал с вами в это время рядом и позволяет им всем сказать спасибо.

Сообщение #7Добавлено: 14.04.2019, 10:37
Newin
sequeller писал(а):он собирает статистику, сколько вы сидели (побуждает не пропускать сессии), показывает, кто медитировал с вами в это время рядом и позволяет им всем сказать спасибо.
Зачем это все? Эти таймеры и помощники медитатора вряд ли имеют отношение собственно к буддизму. Будда нигде не упоминал, сколько нужно отсидеть для "закрепления навыков" :lol: . Более того, медитация не является обязательным условием даже для вступления в поток - а это все же очень серъезное достижение. Я не утверждаю, что медитировать не нужно или бесполезно, но медитация - всего лишь один из инструментов, и даже не самый главный. Развитие нравственности и веры в 3Д - это основа, без которой вряд ли можно расчитывать на какие-то успехи, но никак не медитация.

Сообщение #8Добавлено: 14.04.2019, 10:46
Dof
Самое просто - не убивайте никаких мух, комаров, тараканов. Также даже про себя не оскорбляйте никого - ни одушевленные объекты, ни не одушевленные.

Сообщение #9Добавлено: 14.04.2019, 14:10
Tilakkhana
Вот, наверное, самое краткое и самое действенное наставление в Типитаке, данное Буддой аскету Бахие: "В видимом (должно быть) просто видимое, в слышимом просто слышимое, в чувствуемом (т.е. в обоняемом, вкушаемом, осязаемом) просто чувствуемое, в мыслимом (познаваемом) просто познаваемое". (Udana I.10)

Это значит, что восприятию и мышлению задаются внутренние границы, без всяких "ассоциаций", "эмоций", "личного отношения" и т.д. То есть в увиденном, услышанном и воспринятом сознанием глаза, сознанием уха, etc. должна быть только увиденная форма, услышанный звук, etc. – не допуская воздействия вожделения, ненависти и заблуждения на сознание глаза, сознание уха. etc. в отношении формы, звука, etc.

Это высший пилотаж. Но, как говорится, будем стремиться к невозможному. Старый Бахия не упустил случая, постиг наставление Татхагаты и достиг освобождения – стал арахантом.

Сообщение #10Добавлено: 14.04.2019, 14:18
zRo
Tilakkhana писал(а):Вот, наверное, самое краткое и самое действенное наставление в Типитаке, данное Буддой аскету Бахие: .

тут вообще-то новичок задает вопрос :yes:

Самые простые.

Сообщение #11Добавлено: 14.04.2019, 14:23
Tilakkhana
Тогда самое простое от Спинозы: Не смеяться, не плакать, но понимать.

Сообщение #12Добавлено: 14.04.2019, 15:11
Nwad
Newin писал(а):Я не утверждаю, что медитировать не нужно или бесполезно, но медитация - всего лишь один из инструментов, и даже не самый главный.
Вас прочитаешь и кажется что это просто деталь какая-то ... Будда учил достижению мудрости через успокоения (медитацию). Вы (и многие русские практики) так говорят мол успокоения это не обязательно вообще... Купайтесь мол в чувственных удовольствих, зачем вам успокоения ума? Это деталь ... подумаешь...

Во 1 первых : вступление в поток происходит когда всё 8 факторов пути (В том числе и успокоения ума) имеют место быть как условие.
Во 2 вторых: без успокоения ума нельзя познать освобождающую мудрость.

Джханы не обязательны, успокоения ума обязательно. Как вы сабираетесть практиковать сатипаттхану если ваш ум не сидит на месте?

Мне не очень нравится тенденция русских практиков в отказе от успокоения ума. Нравственность это инструмент для медитации, медитация (успокоение ума) это инструмент для мудрости, мудрость это инструмент освобождения от оков. Я не знаю как люди собираются освободиться вне рамках Б8П выбирая в нём как на рвнке : мол это обязательно, это не важно, это я не умею, на это у меня нет времени тд...

Иногда кажется что людям просто стыдно садится в лотос перед семьёй и детьми и медитировать... Или вы думаете что вам смска придёт скажет : "господин, вы достигли необходимого уровня нравственности чтобы начать медитацию "? Нет, не получите... Медитируя регулярно и развивая медитацию ваш ум будет натурально склоняются к нравственности и охране органов чувств... Если вам не нравится успокаивать ум, то значит ваш ум беспокоен, а если ваш ум беспокоен то значит вы не правильно практикуете, во всяком случае делаете то что поддерживает ваш ум в беспокойстве.

Вам конечно решать что делать, дело хозяйское, но вне Б8П нету освобождения, вне успокоения ума нету освобождения...

Сообщение #13Добавлено: 14.04.2019, 16:18
sequeller
Newin писал(а):Зачем это все? Эти таймеры и помощники медитатора вряд ли имеют отношение собственно к буддизму. Будда нигде не упоминал, сколько нужно отсидеть для "закрепления навыков"
Таймер может помочь новичку в достижении и укреплении регулярности медитации, он, конечно же, не обязателен, но может быть полезен.

Сообщение #14Добавлено: 14.04.2019, 20:43
Newin
Nwad, вы как-то исказили (или поняли превратно) мои слова. Посмотрите название темы - я написал свой ответ в этом контексте. Между прочим, Будда делал тоже самое, я ничего не добавил от себя. Посмотрите сутту, на которую я ссылался - миряне задали вопрос Будде, как им практиковать, сохраняя свой образ жизни, но при этом родится снова в благом уделе. Будда дает им ответ именно в контексте той ситуации. Соблюдение пяти обетов и развитие веры в 3Д - это и есть самая простая, базовая практика. О каких успехах в медитации и успокоении ума можно помышлять будучи, например, вором, убийцей, пъяницей? А без веры в Будду и Дхамму как можно следовать по Б8П? В этой же сутте Будда говорит о плодах такой практики:
Он наделён нравственными качествами, которые дороги Благородным: прочными, цельными, незапятнанными, освобождающими, восхваляемыми мудрецами, яркими, ведущими к сосредоточению.
Т.е. нравственное поведение и крепкая вера ведут к сосредоточению, о котором вы говорите. И если верить Будде - то даже этого уже достаточно, для рождения в благом уделе:
И когда, домохозяева, ученик Благородных наделён этими семью благими качествами и этими четырьмя желанными состояниями, то, если он пожелает, он может заявить о себе так: «Ада не будет; утробы животных не будет; состояния страдающих духов не будет; состояний лишений, плохих уделов, нижних миров не будет! Я – вступивший в поток, непреклонный, никогда более не способный родиться в низших мирах, устремлённый к просветлению».

Nwad писал(а):Нравственность это инструмент для медитации, медитация (успокоение ума) это инструмент для мудрости, мудрость это инструмент освобождения от оков. Я не знаю как люди собираются освободиться вне рамках Б8П выбирая в нём как на рвнке : мол это обязательно, это не важно, это я не умею, на это у меня нет времени тд...
Еще раз - вопрос был о том, с чего начать... ) Или может в ответ человеку, задающему вопрос, с чего начать - просто цитировать весь Палийский канон, чего уж там - все важно, все нужно :lol:

Сообщение #15Добавлено: 14.04.2019, 23:15
Styeba
Вот поддерживаю мнение насчет анапанасати. Имхо, это практика, в которой сложно накосячить, если не загоняться в продвинутые стадии и не слишком увлекаться, вряд ли она может принести какой-то вред, кроме пользы.

Сообщение #16Добавлено: 15.04.2019, 03:47
SV
Во 1 первых : вступление в поток происходит когда всё 8 факторов пути (В том числе и успокоения ума) имеют место быть как условие.

Мнение распространённое, но ошибочное.

Иногда кажется что людям просто стыдно садится в лотос перед семьёй и детьми и медитировать...

Вот бывает что объясняешь, объясняешь, а толку ноль ) У вас всё ещё неправильное представление о буддийском пути. Очень советую заучить наизусть такие сутты как МН 107, например.

Медитируя регулярно и развивая медитацию ваш ум будет натурально склоняются к нравственности и охране органов чувств...

Не будет. Телега впереди лошади не едет.